Взрослый приводит ребенка в отдельное помещение, где находится детский столик, на котором размещены следующие предметы: колокольчик. матрешка, набор вкладышей, пирамидка, мяч, машинка, маленькая кукла или животное /собачка, мишка, слоник/, ложка, расческа, тарелка, кроватка, книжка с картинками. Рядом со столиком стоит маленький стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.
Б. Процедура проведения диагностики.
Проба I. Пассивный взрослый.
Приведя ребенка в комнату, взрослый садятся на стульчик неподалеку от столика с игрушками, не проявляя никакой инициативы.
Цель пробы: дать ребенку возможность самому инициировать ту или иную форму общения или другой вид деятельности с помощью имеющихся у него средств общения-речевых или иных. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Ситуация предоставляет ему следующие возможности выбора:
I/ вступить в эмоционально- личностное общение /например, прижаться к взрослому, забраться к нему на колени, обнять и пр./;
2/ инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым, привлекая
его к своей игре с предметами, вовлекая в совместную деятельность /сотрудничество/;
3/ вовлечь взрослого в совместное разглядывание картинок в книжке / общение на познавательные темы/;
4/ развернуть индивидуальную предметно-манипулятивную деятельность не обращая внимания на взрослого и не привлекая его к своей игре.
Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.
Проба 2. Ситуация ситуативо-личностного общения.
Экспериментатор подходит или подзывает к себе ребенка, ласково обращается к нему, гладит но головке, обнимает, сажает к себе на колени, отвечает на инициативные действия ребенка в такого рода контактах. Взаимодействие поддерживается взрослым в течение 3-х минут. Взрослый просит ребенка показать, где у самого ребенка и у взрослого разные части тела. Если ребенок отказывается от предлагаемой формы общения, взрослые не настаивает и переходит к следующей пробе. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Если ребенокстремится продолжать личностные контакты, диагностирующий мягко предлагает ему следующую пробу.
Пробы 3. Индивидуальная предметная игра.
Цель: выявление характера речевого общения в процессе предметной деятельности детей. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола.
Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, расположенным на столике, и предлагает малышу поиграть с ними. Если ребенок принимает ситуацию и погружается в самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ними в течение 5-и минут, регистрируя содержание речевых обращений ребенка в протоколе "Уровень развития экспрессивной речи". Если за это время ребенок неоднократно обратился к взрослому по поводу своей игры, взрослый переходит к пробе 4.
Проба 4. Совместная игра со взрослым
Цель: выявление уровня ситуативно-делового общения ребенка с взрослым, предметной деятельности и речевого развития.
Понаблюдав за игрой ребенка, экспериментатор инициирует 1-2 действия с предметами, в том числе и собственно игровых /например, если ребенок держит в руках куклу, взрослый может покормить ее/, ненавязчиво предлагая совместную игру. Так, если ребенок крутит в руках машинку, взрослый предлагает ему покатать ее, показывает, как это можно сделать, просит подкатить к нему машинку и посылает ее назад. В случае отказа ребенка от нескольких предложений такого рода фиксируются отсутствие у ребенка потребности в сотрудничестве. Если ребенок включается в совместную деятельность, взрослый строит ее в такой последовательности:
а/ просит ребенка дать ему поочередно 2-3 предмета из имеющихся на столике. Таким образом проверяется понимание ребенком речи и выполнение им инструкции взрослого.
б/ показывает ему различные предметы и просит назвать их и возможные действия с ними /проверка понимания речи взрослого и активной речи ребенка/. Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет сам и просит ребенка повторит название.
в/ предлагает образец действия с предметом /например, предлагает построить ломик из кубиков и показывает, как это можно сделать/. Таким образом проверяется принятие ребенком образца действия и стремление следовать ему.
г/ предлагает совместное действие, предполагающее участив в нем двух партнеров /например, катание машинки от одного к другому или совместное строительство башни из кубиков/. Здесь проверяются параметры ситуативно-делового общения и уровня развития предметных действий.
д/ по ходу выполнения самостоятельного или совместного действия оказывает ребенку необходимую помощь, а также оценивает несколько раз его действия /делает 3 поощрения и 3 замечания/. Таким образом проверяется чувствительность ребенка к оценке взрослого и его помощи. Поведение ребенка в этой пробе фиксируется в регистрационным листам: "Уровень развития речи".
Проба 5. Совместное разглядывание книжки.
Цель: диагностика уровня импрессивной и экспрессивной сторон речи.
Взрослый привлекает внимание ребенка к книжке, предлагает ее посмотреть. Взрослый дает ребенку возможность самому проявить инициативу в разглядывании и назывании картинок, поддерживая активность малыша поощрениями, вопросами и пр. Если ребенок пассивен, взрослый берет инициативу на себя, стараясь вовлечь малыша в совместное разглядывание картинок и их обсуждение. В случае отказа книжка убирается, в протоколе фиксируется понимание ребенком содержания рисунков и уровень развития активной речи при ответе на вопросы взрослого. В книге должны присутствовать:
- изображения конкретных существительных (игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, животные, транспорт, дома, части тела, люди,…) -необходимо для определения объема активного словаря – беседа на тему «что это-кто это/что делает/какой/где»
- изображения действий и животных с предметами - беседа на тему «что они делают»
- изображения конкретных существительных в единственном и множественном числе (покажи, где собака и где собаки)
- изображения конкретных существительных разной формы и цвета
- изображения конкретных существительных мужского и женского рода (покажи , где он поймал рыбу и где она поймала рыбу)
- изображение предметов, которыми действуют и на которые направлено действие (покажи, кто ловит рыбу и чем мальчик ловит рыбу)
- изображения предметов, принадлежащих разным людям (покажи платье девочки и покажи мамино платье- понимание ребенком падежных окончаний существительных)
- изображение предметов с различных пространственных положениях (для понимания употребления предлогов)
Ответы ребенка регистрируются в протоколе «Уровень развития речи» в соответствии с параметрами оценки.
Примечание.
Предлагаемая последовательность проб может быть нарушена в случае, когда сам ребенок инициирует тот или иной вид активности. Например, уже в 1-й пробе он может сразу же начать вовлекать взрослого в совместную игру. В таком случае экспериментатор включается в игру ребенка, осуществляя стратегию поведения, описанную в пробе 4. После сеанса совместной игры взрослый дает ребенку возможность поиграть самостоятельно /проба 3/. если ребенок начинает с предложения "почитать книжку", взрослый также идет вслед за его желанием и вновь варьирует порядок проб. В целом все пробы должны быть проведены в том или ином порядке. Таком образом, ход эксперимента во многом зависит от того, как изначально поведет себя ребенок. Если он не принимает ни одной из предложенных форм взаимодействия /плачет, вырывается/, эксперимент следует прекратить. Такое поведение свидетельствует о недостаточно сложившемся доверии ребенка к экспериментатору. Порицания и принуждение недопустимы.