Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трудности употребления некоторых форм глаголов



Довольно часто вызывает трудности употребление некоторых глагольных форм, например: брызжет или брызгает, настиг или настигнул, залезай или залазь, опорочивать или опорочивать? И т. д.

1. Глаголы: брезгатьбрезговать, видеть(ся) видатъ(ся), увидеться увидаться, влезать елозить, вылезать вылазить, выздороветь выздоровитъ, выстлать выстелить, стлать стелить, разостлать расстелить, дряхлеть дряхнуть, затапливать затоплять, испечь спечь, класть покласть, компостировать компосироватъ, лазить лазать,


Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц 221

меритьмерять, обмерить обмéрять, мучить мучатъ, измучить измучатъ, нарубить нарубать, натруживать натружать, сгибать сгинатъ, поднимать подымать, положитьложитъ, похудеть похудать, приспосабливаться приспособляться, прочитать прочесть, сажать садить, свистеть свистать, слышать слыхать, старитьсяcma-реться — различаются функциональной окраской: вторые из них имеют разговорно-просторечный характер.

Значит, все глагольные формы образуются от первых вариантов: брезгаю, брезгаешь, не брезгай; виделся. Влезал, влезай (не влазъ), влезаю. Выздоровею, выздоровеешь, выздоровеют. Выстелет, застелешь, стелет, стелют, расстелет, постелете. Кладу, кладешь, клала, буду класть, клади. Лажу, лазишь, лазят, лазили. Мерю, меришь, мерим, мерят, мерили, измерили. Мучу, мучишь, мучат, мучили. Нарублю, нарубишь. Положила, положи, положу. Похудел, похудеет. Прочитал, прочитаю, прочитай. Сажаю, сажаешь, сажаем. Свистел, свистит, свищу. Слышал, услышали.

Особое внимание следует обратить на употребление форм глаголов брезгать, класть, положить, лазить, мерить, мучить, так как они наиболее часто используются в речи неправильно. Глагол кластьупотребляется только без приставок, поэтому неправильно: покласть, поклали, поклади. Надо: положить, ПОЛОЖИЛИ.

Запомните, к тому же, что глагол кушатьиспользуется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едим, едите, едят, поела, поеми т. д. Не следует употреблять глагол кушатьв 1-м лице (кушаю).

2. Вызывает затруднения и выбор форм с гласными о и а в корне слова: заподозривать заподазривать, обусловливать(ся) — обуславливать(ся), обезболивать обезбаливатъ, опорочивать — опорачивать, подзадоривать подзадариватъ, уполномочивать уполномачивать, захлопывать — захлапывать, удостоиваться удостаиваться и др. Они также различаются стилистически. Первые формы являются нормой книжной речи, вторые характерны для устно-разговорной речи. Наоборот, глаголы дотрагиваться, затрагивать, облагораживать, осваивать, присваивать, расстраивать, успокаиваться, удваивать являются нормой современной литературной речи, их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

3. У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова-: легализоваться лега-


лизироватъся, локализовать локализировать, стандартизировать стандартизовать; индустриализировать — реже индустриализовать; модернизировать — реже модернизовать; национализировать — реже национализовать; нормализовать — реже нормализировать; стабилизироваться — реже стабилизоваться; централизовать — реже централизироватъ; инвентаризовать — допустимо инвентаризировать; популяризировать — допустимо популяризовать. Из форм кристаллизовать кристаллизировать вторая является устаревшей.

4. Не всегда просто употребить правильно личные формы гла
голов, например: обнимуобойму, лягуляжу. Нормой лите
ратурной речи являются обниму, обнимешь, обними; лягу, ля
жешь, ляжет, ляжем, ляжете, лягут, ляг, лягте
. Варианты
обойму, ляжу являются просторечными.

Такая же дифференциация между формами глаголов бреюсь, бреешьсяи броюсь, броешься, влечет влекет, вовлечена вовлекешь, выжжешь выжгешь, выложу выкладу, высыплешь высыпешь, вытру вытеру, выщиплю выщипаю, громозжу громоздю, езжу ездию, изречешь изрекешъ, катишь котишь, кличет кликаетп, колышется колыхается, колеблется колебается, машет махает, мурлычет мурлыкает, наказывает наказует, плещет плескает, полощет полоскает, рыщет рыскает, учрежу учрежду, умерщвлю умертвлю, щекочет щекотит. Нормативными являются первые формы.

5. Между глаголами брызгает брызжет, двигает(ся) дви
жемся), капает
каплет, метаетмечет, поднимать поды
мать, обвесить
обвешать, развесить развешать
существует
смысловая разница. Брызгает— «окропляет, опрыскивает» (дождь
брызгает, брызгает на пол, на землю), брызжет
— «рассеивает
капли вокруг, разбрасывает мелкие частицы»: брызжет пеной,
брызжет слюной. Двигает
— «перемещает что-либо, производит
движения чем-либо» (двигает папки на столе, двигает мебель),
движет
— «побуждает, руководит»: Нами движет чувство уважения к людям. Глагол двигаетсяобозначает начало движения: автобус отходит от остановки — двигается; находится в пути — движется. Кроме того, глагол движетсясочетается с существительными, называющими движущуюся технику: движутся автокраны, поезд движется. В сочетании с одушевленными существительными используется глагол двигается: люди двигаются. Капает— «падает каплями, льет по капле»: человек капает капли, дождь капает; каплет — «протекает»: крыша каплет,


Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц 223

зонтик каплет, над нами не каплет. Метает1 — «бросает спортивный снаряд» (метает ядро); метает2 — «прошивает стежками»: метает петли. Мечет — «бросает, кидает; укладывает (сено); производит потомство (о рыбах)»: мечет икру; во фразеологизме мечет гром и молнии. В значении «беспорядочно двигаться, находиться в смятении» употребляется только глагол мечется.

Глаголы поднимать подымать, кроме стилистических, имеют смысловые различия: глагол подыматьозначает «поднимать что-то тяжелое». Обвесить— значит «недовесить кому-либо товар с целью обмана»; обвешать— «увешать чем-либо со всех сторон»; развесить— «разделить на равные части по весу; раскинуть широко в разные стороны»: цветок развесил ветки; развешать — «повесить по разным местам»: развешать картины, развешать белье и повесить картины, повесить белье.

Глаголы с приставками обез-, обес-типа обезлесеть обезлесить, обезлюдеть обезлюдить, обескроветь —- обескровить, обезводеть обезводить, обезножеть обезножитъ, обессилеть обессилить являются паронимами. Формы с суффиксом -е(ть)имеют значение «лишиться чего-либо»: обезлесела местность — «лишилась лесов»; обезлюдела деревня и т. д. Глаголы с суффиксом -и(ть)обозначают «лишить кого-либо или что-либо чего-либо»: обезводить — «сделать местность безводной», обезлесить — «вырубить лес»; обессилить — «лишить противника сил».

6. В русском языке имеются недостаточные глаголы, от которых невозможно образовать формы 1-го и 2-го лица. Это 1) глаголы, называющие процессы, происходящие в неживой природе и в животном мире: блеять, бытовать, вихриться, вскипать, лаять, отпочковаться, ржаветь, сквозить, телиться, течь и др.; 2) глаголы, от которых по фонетико-орфоэпическим причинам не образуются формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: очутиться, ощутить, победить, убедить, чудить и др.1

7. Наблюдаются вариантные формы глаголов в прошедшем времени: мок мокнул, опроверг опровергнул и др. Имеются в виду глаголы типа виснуть, блеснуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, мерзнуть, слепнуть и др. Без суффикса -ну-формы прошедшего времени мужского рода образуются, как правило, от приставочных глаголов: запряг, расторг, повис, достиг, озяб, прибег, увял, умолк, погас, отвык и т. д. Однако формы с суффиксом -ну- удерживаются в языке, чаще в бесприставочных

* Цифрами (метает1) помечены омонимы.


224 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста

глаголах: гас и гаснул, вники вникну л, виси виснул, крепикрепнул. Формы женского и среднего рода, а также множественного числа всегда образуются без суффикса -ну-: гасла, гасло, гасли; вникла, вникли.

8. Нередки затруднения в образовании форм повелительного наклонения, это также связано с существованием вариантов: не тронь не трогай, выброси выбрось и др. От глаголов с приставкой вы-формы с суффиксом -и-имеют книжный характер: вложи, выброси, выгляни, выдвини, выкраси, вымажи, выстави. От глаголов ездить, клеить, колыхать, махать, метать, обнять, портить, кроить, поить, утаить нормативные формы образуются также с суффиксом -и-: езди, клеи, колыши, маши, мечи, обними, порти, крои, пои, утаи.

Глаголы уведомить, откупорить, закупорить, лакомиться, почистить, морщить образуют параллельные формы повелительного наклонения: уведомь уведоми, откупорь откупори, лакомисьлакомься, почисть почисти, морщь — морщи. Первые воспринимаются как норма литературного языка. Однако во множественном числе — почистите, не портите.

От глаголов ехать, гнить, колебать, плескать формы повелительного наклонения образуются так: поезжай, сгнивай, колебли, плещи. От глагола бежать формы повелительного наклонения — беги, бегите; от глагола бегать бегай, бегайте; от глагола лечь ляг, лягте.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.