Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ошибки в употреблении фразеологических оборотов



Несмотря на изобразительно-выразительные свойства фразеологических единиц, нередко приходится наблюдать ошибки в их использовании. Прежде всего ошибки связаны с незнанием:

1) точного значения фразеологизмов, чаще всего книжных: Мой
подзащитный пояснил, что ему надоело жить
в таких услови-
ях, среди этой мерзости запустения, когда обед не приготовлен,
жены, понимаете, нет дома, и, где она ходит, он не знает.
Единственным камнем преткновения для него была квартира
его сестры, где он мог отдохнуть душой и телом
(мерзость
запустения — «разорение, опустошение, грязь»; камень преткно-
вения
— «помеха, затруднение»). К тому же пример изобилует
фразеологическими оборотами;

2) его сочетаемости: Меня он оскорбляет чемпод руку попадет;

3) экспрессивно-стилистической окраски, а значит, сферы употребления: Просим вас послать нас с подругой в одно место (имеется в виду место работы). П. С. Пороховщиков приводит подобные примеры: «Девушка-работница в пьяном виде зарезала мать. Присяжные узнают от оратора, что это произошло в один прекрасный день». И еще: «Два татарина задушили старого извозчика, ... несчастный старик молил их по-


170 Часть И. Функционирование языковых единиц в речи юриста

щадить его ради пятерых детей. И среди угнетенной тишины судебного зала раздаются слова обвинителя: «Мы не знаем, кто из подсудимых был руководителем, играл, так сказать, первую скрипку»2.

Может быть неоправданно изменен лексический состав фразеологизма (Ответчик свалил вину на больную голову истца. Надо: с больной головы на здоровую)или искажено его образное, переносное значение (Подсудимый принес охотничий нож и щекотал им нервы потерпевшего). В результате соединения двух фразеологических оборотов могут возникать контаминации: Об этом происшествии можно сказать, что овчинка выеденного яйца не стоит (надо: овчинка выделки не стоитили оно выеденного яйца не стоит).

Лингвистические термины

Контаминация— ошибочное словосочетание, возникающее в результате скрещивания двух устойчивых словосочетаний: иметь роль, играть значение и др.

Вопросыдля самопроверки

1.Какая разница между словосочетаниями свободными и несвободными? 2. Что такое фразеологический оборот? 3. Присуща ли фразеологизмам полисемия? 4. Каковы экспрессивно-стилистические характеристики фразеологических единиц? 5. В каких случаях уместны фразеологизмы в речи юриста? 6. Каковы их функции в судебной речи? 7. Каковы способы использования фразеологических оборотов? 8. Какие ошибки возникают при использовании фразеологических единиц в речи?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

1.Фразеологические единицы. Их отличие от свободных словосочетаний.

2. Фразеологизмы с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств и сферы употребления.

3. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Практическая часть

Задание 1.Покажите два способа толкования фразеологических оборотов в словаре С. И. Ожегова.


Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 171

Задание2. Познакомьтесь со значением и источниками фразеологических единиц по словарям: Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1960; Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М., 1967.

Желтая пресса, философский камень, притча во языцех, калиф на час, прокрустово ложе, содом и гоморра, идти в каноссу, избиение младенцев, авгиевы конюшни, дамоклов меч, ариаднина нить, буриданов осел, перейти рубикон, геркулесовы столпы, вавилонское столпотворение, панургово стадо, аттическая соль, ящик пандоры, гордиев узел, аркадская идиллия, лебединая песня.

Задание 3.Расскажите, как Вы понимаете выражение язык хорошо подвешен.

Задание4. Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины.

Вступить в свои права, на птичьих правах, на равных правах, закон не писан, для отвода глаз, замести следы, след простыл, пока суд да дело, буква закона.

Задание5. Напишите сочинение-экспромт на тему «Жить, а не существовать», используя для этого фразеологизмы.

Путевка в жизнь, коптить небо, вариться в собственном соку, богаты словом — делом бедны, горы свернуть, не покладая рук, золотые руки, тепленькое местечко, живинка в деле, за чужой счет, за чьей-либо спиной.

Задание6. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических единиц, определите причины ошибок.

1. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево. 2. Я была замужем, но муж исчез в просторах нашей родины. 3. Пора принять меры к укреплению сантехника, который не очень твердо стоит на ногах. 4. Проучившись месяц, он бросил техникум и сейчас находится между небом и землей. 5. Потерпевшая не вынесла издевательства, наложила на себя руки и бросилась в воду. 6. Будучи в сильном волнении, потерпевший оступился и упал в ноги последнего. 7. Избив "Тарасову до потери сознания, Наумов взвалил ее на плечи и унес в овраг. 8. Совершению преступления способствовало поведение Умеркаева, бросившего закрепленную за ним машину на произвол судьбы. 9. Умываясь в грязной воде, он хотел быть чистым, но согласно ч. 2 ст. 117 УК РСФСР ему придется проливать слезы. 10. Его каждая собака знает, так как он работает на мясокомбинате. 11. Первые годы их семейной жизни были счастливыми, это была настоящая лебединая песня. 12. Направляясь в командировку, истец упал лицом в грязь. 13. Я насыпал Безрукову в суп перца, потому что мне очень хотелось насолить ему. 14. Гр-н Ушин проявил неуживчивость с гр-ном Лыкиным, которому крутил шею. 15. Мой подзащитный может честно смотреть в глаза своими делами в будущем. 16. Мы нередко забываем известное положение о том, что лучше меньше, да лучше, чем лучше больше, но хуже. 17. Мой подзащитный всей душой и телом уважает советские законы. 18. Дело в том, что подсудимые просили после окончания техникума отправить их в одно место.

Задание 7.Студенты одного из вузов обнаружили ошибки в речи преподавателей, выписали примеры и показали их преподавателям. Исправьте эти ошибки и подумайте, как поступили бы Вы.


172 Часть И. Функционирование языковых единиц в речи юриста

1. Ваши знания гроша выеденного не стоят. 2. Опять сапоги не чищены! Сапоги надо чистить с вечера, а утром надевать на свежую голову. 3. Если ты забываешь о родине, то грош тебе, а не цена. 4. Вам это чревато боком. 5. Не тяните резину в долгий ящик. 6. Начало — полдела, конец — всему голова.

Задание 8. По словарям иностранных слов познакомьтесь со значением следующих устойчивых словосочетаний: Alea Jasta est, Altera Pars, Bona Fide, Corpus Delicti, de Facto, de Jure/ Do-cendo Discimus; Dura Lex, sed Lex; ex Adverso, ipso Jure, jus Gentium, Status in Statu, Status Quo.

Задание 9. Расскажите о функциях и способах использования фразеологических единиц в речи судебного оратора, используя для этого примеры из речей А. Ф. Кони, С. А. Андреевского, В.Д. Спасовича, М. Г. Казаринова.

Задание 10. Прослушайте судебные прения, обратите внимание, как часто в речах судебных ораторов используются фразеологические обороты, как они окрашены стилистически, какие функции выполняют в речи, всегда ли уместно бывают употреблены.

Задание 11. Раскройте смысл выражения суд не в осуд. Прочитайте для этого статью: Басков В. Суд не на осуд, а на рассуд // Сов. юстиция. 1989. № 7.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.