Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лингвистические термины. Аббревиатура— сложносокращенное слово.



Аббревиатура— сложносокращенное слово.

Вопросыдля самопроверки

1.Какие слова называются многозначными? 2. Чем обусловлены прямое и производное значения слова? 3. На основе чего происходит перенос значения слова? 4. Что такое метафора? 5. От чего зависит образность метафор? 6. Какие метафоры характерны для юридической речи? 7. Что такое метонимия и как она образуется? 8. Как называется разновидность метонимии и в чем ее сущность? 9. Каковы особенности сочетаемости многозначных слов? 10. Каких ошибок, связанных с употреблением многозначных слов, следует избегать юристу? 11. Что такое омонимы и с чем связано их появление в языке? 12. Что такое неполные омонимы? Каковы их разновидности? 13. Чем отличаются омонимы от многозначных слов? 14. Как даются омонимы в толковых словарях?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

1. Понятие полисемии. Сущность явления. Основное и производное значения слова. Разграничение полисемии и омонимии.


Раздел 1. Точность словоупотребления 107

2. Построение словарной статьи многозначного слова в толковых словарях. Обозначение омонимов в словарях.

3. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и омонимов.

Практическая часть

Задание 1.Прочитайте в словаре С. И. Ожегова или в Словаре русского языка (в четырех томах, АН СССР) словарные статьи слов дача, квалификация, право, эпизод, язык, брак, защита, гриф,суд лицо, повод, ссылка. Выделите среди них многозначные слова и омонимы.

Задание 2.Проверьте по тому же словарю, в каком значении употреблены в статьях Уголовного кодекса РСФСР следующие слова: возбудить (ст. 52),лицо (ст. 3),наряд (ст.258), погашение (ст. 55), склонение (ст. 2242), смягчение (ст. 43),статья (ст. 1), мера (ст. 22, 51),организация (ст. 77). Прямые или производные значения их являются основными в языке права? Как Вы объясните это?

Задание 3.В отрывке из речи Н. П. Карабчевского по делу о крушении п/х «Владимир» выделите образные метафоры, покажите их функции в речи. Определите, на основе каких признаков произошел перенос значения слова в каждой из них.

Рассвет, опоздавший осветить место печальной катастрофы 27 июня, конечно, навсегда останется кровавым в нашем воображении; бездна, жадно поглотившая в короткий миг, между утром и ночью, столько человеческих жертв, останется навсегда холодной и мрачной.

Задание 4. Вприведенном ниже отрывке выделите многозначные слова и омонимы. Подумайте, каковы их функции в тексте.

Слово — полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия слова на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказанное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует, поможет преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь, поможет стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на свершение великих задач, которые народ поставил перед собой. А. Твардовский писал:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь — до дна.

Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Но свою роль помощника и оружия слово по-настоящему выполняет только тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точно, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, — это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык — инструмент, необходимо


108 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

хорошо знать его, хорошо им владеть» — это высказывание Горького, обращенное к писателям, относится к каждому из нас.

Задание 5.Определите и устраните ошибки, возникшие в речи юристов в результате неудачного использования многозначных слов и омонимов.

1. Для установления причин недостачи необходимо установить движение перца внутри торгового куста. 2. Неизвестное лицо, заглянув в комнату № 9 общежития, плюнуло на Чураёва и Глазунова. 3. В настоящее время его сын находится на поселении в Нижнем Ингаше Красноярского края, перебрасывается с места на место и продолжает злоупотреблять спиртными напитками. 4. Рассохин был подобран медвытрезвителем. 5. Человек потерпел наказание. 6. Козел гр-ки Динер травмировал брюки истца. 7. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами. 8. Лицо может быть исправлено без изоляции от общества. 9. Лодка, плывшая по реке, перевернулась, и лица последовали вверх ногами по течению. 10. Обнаженные души вчерашних влюбленных брошены на костер допроса. 11. Прибывшему сотруднику милиции подсудимая оказала сопротивление, выталкивая его корпусом.

Задание 6.В отрывке из воспоминаний А. Ф. Кони о Ф. М. Достоевском проследите, как с помощью метафор создана картина внутреннего развития преступления. Оцените речевое мастерство автора. Отметьте привычные метафоры, выделите образные; обоснуйте уместность их употребления.

Задавленный бедностью, оскорбленный и раздраженный неудачами, болезненно чуткий, нежный и впечатлительный студент Раскольников видит, как все более и более сжимается круг теснящей его нужды, за пределами которого тщетно выбивается из сил скорбная фигура его любящей матери. Молодые силы напрасно ищут исхода. Почти неизбежный в страдающей душе затерянного в огромном и чуждом городе человека вопрос о праве сытых, спокойных, способных жить только для себя, бесплодно и бездушно, — возникает и у Раскольникова. Случайно подслушанный разговор о злобной закладчице, сидящей «сторожевою тенью» на сундуках, где бесполезно лежат средства для развития одних, для спасения от гибели других, порождает мысль о праве этой «вши» на существование. И тут в первый раз, как змейка, Мелькает мысль об отнятии этого права. Она еще неопределенна, — еще она не коснулась практических вопросов, еще как и каким образом не существуют, — но она упала на подготовленную голодом, нуждою, унынием почву. Это зерно уже не склюют придорожные щебетуньи; а мрачные птицы отчаяния, летающие над душою Раскольникова, для зерна этого не опасны. В долгие дни сумрачной думы больная фантазия рисует мало-помалу картины практического осуществления; в обдумывании его, без всякой веры в его серьезность и возможность, но без освежающих ум картин, проходит время. И вот «проба» — и вдруг встает с ясностью эта возможность, осуществимость предприятия. Будущая удобная обстановка с назойливой очевидностью бросается в глаза. Зерно всходит на поверхность молодым побегом. Змейка, свившая себе гнездышко в душе Раскольникова, приходит в движение…

Задание 7.Расскажите по составленному Вами плану о функциях многозначных слов в речи оратора; при этом следите за использованием в Вашей речи слов в переносных значениях.

Задание 8.Познакомьтесь со словарями: Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976; Колесников Н. П. Сло-


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.