Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовительное упражнение



Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Вин­чи) с ладонями, обращенными наружу

Фигура Витрувия

 

Почему же практически во всех случаях избега­ется позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, ле­жащею в такой позиции. У большинства эго ассо­циируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звез­ды" — это одновременно и позиция максимально­го получения. В этой амбивалентности данной по­зиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действитель­но так в основном живем) в позиции закрытос­ти — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых систе­мах психотерапии и эзотерических системах' по­мочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной

Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных пози­ций и характеризуются максимальной амбивалент­ностью (максимальная отдача и получение, при­чем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энер­гичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участ­ников семинара, где внутри круга все сидящие мак­симально открыты друг другу, но любой входя­щий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.

 

Театр прикосновений»

 

Участники группы разбиваются на пары, в кото­рых один становится "актером", активно-действу­ющим (от англ. act — действие), другой — "зри­телем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-восприни­мающего. На этой сцене "актер" предъявляет раз­ные типы контактов- игольчатые, точечно каса­ясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разне­сенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партне­ра); разного рода "перекрытия-мосты", напри­мер, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).

Фото из журнала «Столица»

Главное условие правильности выполнения дан­ного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после на­чала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком слу­чае контакты со стороны «актеров» становятся ак­туальными, принятыми «зрителями».

Цель "актеров" в этом импровизированном те­атре тела («телесном джазе», но меткому выраже­нию П Горобца) — удивить своих партнеров, при­чем, удивить постановкой "спектакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринима­ющих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ).

Время, отводимое на это упражнение — 5-7 ми­нут, после чего партнеры меняются ролями. Хоро­шо данное упражнение сопровождать музыкой ме­дитативно-релаксационного характера.

Специальное замечание касается окончания дан­ного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить вы­полнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исклю­чением, заканчивает его стандартным и совершен­но неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо под­няться и сесть (вспоминается, что так поднима­лась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послуш­ное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достиже­ние характеристик которого и нацелен данный при­ем).

 

Телесная гомеопатия»

 

В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с од­ним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применитель­но к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и пе­реживаниям.

В демонстрации партнер, на котором вы по­казываете данный прием, занимает позицию "звез­ды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечнос­тей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, при­коснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) на­давливать и, таким образом, отводить ее в сторо­ну •

Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описывае­мое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совер­шенно незаметно, тогда как пассивно-воспринима­ющий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "што­рок" ресниц, последние отвечают в теле за конт­роль со стороны сознания (интенсивность тремо­ра возрастает в связи с ростом контроля) .

Время, отводимое на данный прием, не ограни­чено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограмма­ми веса руки. Это разница связана с участием конт­роля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только пос­ле смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объек­та, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).

В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 119

максимально устойчивой и удобной. Рекомендует­ся сесть у изголовья лежащего пассивно-воспри­нимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени па­узу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и ак­куратно приступаете к надавливанию. Своим на­давливанием Вы отводите лежащую голову на не­значительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме сни­маете свою нагрузку и голова партнера возвраща­ется на место Время выполнения приема — 4-5 минут на каждую конечность.

Впечатления от данного приема в основном ка­саются ощущений поляризации внутри тела. Час­то возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наобо­рот, ощущение наличия руки активно-действую­щего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).

Применение базовых приемов танатотерапии воз­можно как индивидуально, так и группой подго­товленных танатотерапевтов и также включает ра­боту с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя че­люсть, глаза, шея, подошвы ног), что является клю­чевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.

Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психо­терапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаи­моотношениями (паховая область), опорами (ноги).

Из приведенных элементов Танатотерапии («те­атр прикосновений», «телесная гомеопатия») груп­пой 3-5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово "инициация" заим­ствовано из латинского языка и означает"войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает по­зицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).

Эффект многократно усиливается с добавлени­ем следующих приемов и принципов Танатотера-пии' «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.

В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «за­земляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («за­земление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.

Особый интерес представляют описания «путе­шествий» лицами, проходивших сеансы танатоте-рапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть ( выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (.5,7,8,12,14,15,16) Ниже приведе­ны наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов Стилистика языка сохранена.

 

Татьяна С, 32года.

Я поняла, что смерть — не эмоциональное состояние..., так как в этом эмоции не уча­ствуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала... Голова, еще что-то и это "что-то" не любит эту дурацкую голову. Хоте­лось, чтобы это не кончалось... Хотелось вып­рыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с гео­метрическими фигурами... Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось... Когда подня­ли — блаженство и яркий свет...

 

Елена К., 37 лет.

У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бе­жал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь...

В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение дове­рия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу рассла­биться. Я расстекласъ и впиталась в землю. "Глюки" начались, когда оставили в покое... Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не жи­вешь, или как влезть в перчатку...

 

Наташа Л., 28 лет.

С самого начала хотелось неимоверно сто­нать... Что больше всего удивило — я на­блюдала со стороны... Трудно вспомнить...

Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивал­ся, как поезд, ячейками. Я долго билась над воп­росом — если трубу изогнуть, света не должно быть... В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.

В настоящее время ведется работа по когнитив­ному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления эти­ми путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).

 

Результаты

Танатотерапия оказывает мощное релаксацион­ное воздействие, затрагивая и корректируя прак­тически все психологические проблемы человека.

Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые ре­зультаты и в области медицины, при лечении: па­циенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохон­дроза позвоночника (А.Гайваненко ,Одесса), деп­рессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Ки­шиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смер­ти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишинев­ская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).

Литература

1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энцикло­педический словарь. Инфра-М (в печати)

2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы те­лесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.

3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ суще­ствующих подходов. Сб Телесность человека: междисцип­линарные исследования. М.1991. Стр.54-61.

4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздей­ствия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестома­тия. СПб.,2000, стр.264-276.

5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.

6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суж­дению о мистике), Сергиев Посад, 1915.

7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с

8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.

9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.

10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.

11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.

12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982

13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17

14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991

15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969

16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975

 

3.2. В. Березкина-Орлова. Актерс­кие телесно-ориентированные пси­хотехники

Представляемый психологический тренинг явля­ется дальнейшей разработкой "Телесно-ориентиро­ванной психотехники актера", описанной в "Хрес­томатии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам обще­ния.

Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо исполь­зовать при работе с людьми, испытывающими труд­ности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, "забалтывать" проблемы, при психосоматических заболеваниях.

В течение жизни человек учится подавлять та­кие чувства , как стыд, обида, страх, гнев. Но из­вестно, что та наша "часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело "знает" и "помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, мо­жет нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к ис­целению. Оно подает нам сигналы, которые мы не понимаем и игнорируем, так как контакт с соб­ственным телом у нас часто нарушен, иногда пол­ностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Вос­становление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренин­га, подчиненными основной его цели, являются:

— снятие телесных напряжений;

— осознание своих проблем в виде их телесных аналогов;

— установление невербальных контактов с другими людьми;

— улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Необходимо отметить, что возможность исполь­зования тренинга не зависит от теоретических по­зиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные ис­пользуемым в тренинге, применяются в психодра­ме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чехо­вым, педагогами по сценическому мастерству, ра­ботающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колеснико­вой. Часть их них неизбежно претерпела некото­рые изменения и добавления, так как мы не ста­вим перед собой чисто сценических задач. Задачи же повышения чувствительности к себе, к соб­ственному телу, к собственным эмоциям и чув­ствам, к другому человеку, решаемые с помощью этих техник, являются важными и "вечными" пси­хологическими и психотерапевтическими задача­ми почти всех направлений психотерапии.

 

В ходе тренинга участники знакомятся с тремя большими смысловыми кусками:

1 Работа с мышечными напряжениями;

2. Работа с "атмосферой" (контекстом общения).

3. Работа с "психологическим жестом".

 

Два последних понятия были описаны М Чехо­вым и, на наш взгляд, обладают исключительной значимостью для расширения круга осознания не­вербальных аспектов взаимодействия людей.

 

Мышечные напряжения

Согласно положениям телесно-ориентированной терапии телесные зажимы (напряжения различ­ных групп мышц и стесненное дыхание) порожда­ются внутренними психологическими конфликта­ми и стремлением человека изолировать себя от неприятных эмоций. Зажимы, часто оставаясь нео­сознаваемыми, "пожирают" огромное количество энергии человека, мешая его нормальному функ­ционированию, приводя к усталости, ощущению тяжести в отдельных частях тела, перебоям дыха­ния, не ослабляя, а, напротив, увеличивая психо­логический и физиологический дискомфорт.

Описаны разные способы работы с мышечными напряжениями: прямой массаж, самовнушение, усиление зажимов, перевод напряжения в другие части тела, которые легче поддаются расслабле­нию и т.д.

Предложенные ниже техники дадут возможность выбора наиболее "созвучного" для участника спо­соба, с которым он сможет далее работать само­стоятельно.

 

Техники:

1. Контрастное напряжение

"Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяжелой, как будто в нее перемещает­ся центр тяжести вашего тела. Усиливайте напря­жение, утрируйте его, доводя до предела. Сбрось­те напряжение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, чго вам это не удается, немного надавите пальцами на пле­чи, почувствуйте напряжение. Усильте его, дово­дя до предела. Сбросьте. Напрягите заднюю часть шеи (па передней части шеи, гортани напряжение не фокусируется но принципиальным соображе­ниям)... Спину... Поясницу... Обе ноги… Пра­вую ногу... Левую ногу... Низ живота. Напрягите верх живота. Что происходит с вашим дыханием ? Оно становится поверхностным, нижняя часть лег­ких не заполняется. Сбросьте напряжение. Напря­гите грудь. Обратите внимание на дыхание. Сбрось­те напряжение. Напрягите все тело целиком. Расслабьте. Напрягите, расслабьте."

При выполнении этого и следующего упражне­ний участников необходимо предупредить, что если у кого-то из них были физические травмы, пере­ломы, пострадавшие участки тела должны рабо­тать в щадящем режиме, утрирование напряжения должно происходить в воображении.

 

2. Перекат напряжения.

"Напрягите до предела правую руку. Постепен­но расслабляя ее, переведите напряжение выше в плечо (как будто центр тяжести вашего тела пере­мещается из руки в правое плечо)... в оба плеча.

Доведите напряжение в плечах до предела. Посте­пенно освобождая плечи, переведите напряжение в левую руку (переместите в нее центр тяжести тела). Постепенно расслабляя левую руку, пере­ведите напряжение вверх через левое плечо в зад­нюю часть шеи. Доведя напряжение в шее до пре­дела, переведите его в верхнюю часть спины в область лопаток... ниже... в поясницу... в область таза... в правую ногу... из правой ноги через пояс­ницу в левую ногу... из левой ноги вверх в ниж­нюю часть живота... в верхнюю часть живота... в грудь... в правую руку. Сбросьте напряжение."

3. Ртуть.

"Представьте себе, что ваше тело — старый, за­стоявшийся механизм. Он сломан, он просто нуж­дается в смазке. Сейчас у вас есть возможность хорошо разработать все части вашего тела, все его суставы. В указательный палец правой руки вам будет введено волшебное смазочное вещество, од­ной капли которого достаточно, чтобы привести механизм вашего тела в работу. Перегоняя это ве­щество из одной части тела в другую, не упустите ни одното отдела. Закройте глаза. Начинайте ра­боту. Не торопитесь. Промазав одну часть (напри­мер, руки), проверьте, как она работает (вся рука в целом, отдельно пальцы)". Работу можно счи­тать оконченной, когда все тело будет смазанным, разогретым.

 

4. Марионетки.

5. Растем.

(Упражнения описаны в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии").

 

6. Расслабление лежа.

"Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам за ок­ном. Шелест ветра, пение птиц, голоса. Что еще? Прислушайтесь к звукам, наполняющим это зда­ние (но находящимся за пределами этой комна­ты). Прислушайтесь к звукам, наполняющим эту комнату. Прислушайтесь к тому, что происходит в вашем теле. Прислушайтесь к своему дыханию. Какое оно? Не задерживайте и не убыстряйте его. Не надо ничего менять, просто прислушайтесь. Услышьте биение вашего сердца. Услышьте бие­ние сердца в других частях вашего тела.

Ваше тело может находиться в состоянии уста­лости или бодрости, напряжения или расслаблен­ности, болезни или здоровья. Как бы то ни было, оно может вам многое рассказать о себе и о вас. Поблагодарите его за первый контакт с вами и, когда будете готовы, почувствуйте себя лежащим на полу в этом зале. Откройте глаза".

 

7. Диалог с напряженной частью тела.

"Закройте глаза. Мысленным взором пройдите по всему вашему телу, увидьте напряженные и рас­слабленные его участки. Сосредоточьтесь на наи­более напряженной части вашего тела (может быть, этот зажим вы ощущаете всегда; может быть, в трудных для вас ситуациях; может быть, вы осоз­нали его, делая одно из предыдущий упражнений). Почувствуйте эту часть вашего тела, будьте вни­мательны к любым ощущениям. Ничего не приду­мывайте, отдайтесь на свободное течение образов (зрительных, слуховых, кинестетических). Что за образы возникают, когда вы сосредотачиваетесь на своем зажиме? Если это зрительный образ, рассмотрите его внимательнее. Что это (или кто это)? Какого цвета"? Это что-то теплое или холодное? Приблизьтесь к нему. Спросите, чего он от вас хочет.

Обратитесь к своей памяти, попытайтесь вспом­нить моменты своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно счастливым. Что происходит с об­разом?

Пропустите через все ваше тело ощущение аб­солютного благополучия, особенно направляя его на те участки тела, с которыми у вас бывают про­блемы. Что происходит?

Представьте и почувствуйте, как все болезни и недомогания исчезают под воздействием сил, иду­щих от переживания полного телесного благопо­лучия".

 

Двигательные импровизации

Цель двигательных импровизаций, предлагаемых нами, дать человеку возможность побыть в раз­ных ролях, в разных эмоциональных состояниях, повзаимодействовать друг с другом нетрадицион­ными способами, прислушаться к своим ощуще­ниям в движении. В начале тренинга участникам предлагаются простые игровые импровизации, для их выполнения предлагаются некоторые образцы (например, образы зверей). По мере прохождения тренинга мы отказываемся от образцов, и импро­визации направляются внутренними импульсами участников.

Предлагаемые нами техники рассчитаны как на индивидуальную работу ("Закрытие", "Рост"), так и на парную (так называемые техники на присое­динение к состоянию другого человека: "Зеркало",

"Тень", "Равновесие", "Драка", "Сиамские близне­цы", "Подавление", "Разговор через стекло") и на работу всей группы (различного рода групповые скульптуры).

 

 

Техники:

 

1.. Ходьба с зажимами.

Участники идут друг за другом по кругу.

"Продолжая идти, напрягите до предела правую руку... левую руку... всю верхнюю половину тела... левую ногу... правую ногу- обе ноги... всю ниж­нюю половину тела... поясницу... Представьте себе, что вы — маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличи­лась в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочет­ся... Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете..."

Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.

 

2. Звери, птицы, рыбы.

Участники идут друг за другом по кругу.

"Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зве­рем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличьи этого зверя... А теперь вы снова — люди. Темп движения — спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Уп­ражнение закончено".

 

3. Зоопарк.

"Найдите себе место в этой комнате, где вам было бы удобно расположиться. Мы — в зоопар­ке Представьте себя зверем — своим антиподом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу поло­жение, характерное для него.

Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, при­нюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Воз­можны проявления любопытства, агрессии, само­обороны (без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов...

Приглядите себе пару — зверя или птицу, с ко­торым вы могли бы находиться рядом, взаимодей­ствовать или просто сосуществовать без взаимно­го напряжения. Повзаимодействуйте...

Вы выразили друг другу доверие. Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, пере­живания, что-то может быть неожиданное для вас".

 

4. Движение с присоединением.

Упражнение проводится в парах под музыку.

"Пусть кто-то один из вас (или оба вместе) нач­нет делать любые движения, прислушиваясь к му­зыке и к себе. Второй пусть попытается делать дви­жения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с му­зыкой, с собой, друг с другом".

 

5. Подарки.

Упражнение проводится в парах.

"Мы любим, когда нам делают подарки. Сейчас у вас есть возможность обменяться воображаемы­ми подарками с вашим партнером. Вы можете по­дарить ему все, что захотите. Разговаривать вам нельзя, однако попробуйте преподнести свой по­дарок так, чтобы ваш партнер понял, что ему по­дарили и смог отреагировать. Обменяйтесь с парт­нером по очереди двумя подарками".

 

6. Слепой — поводырь.

Упражнение проводится в парах.

"Один из вас — слепой, другой — поводырь. Задача поводыря: познакомить слепого с окружа­ющим его пространством (миром), позволить ему получить максимум информации, оберегая его при этом от возможных опасностей. Вам необходимо учитывать характер слепого, его темперамент".

После обмена ролями проводится обсуждение приобретенного опыта в парах.

 

7. Зеркало.

8. Тень.

9. Разговор через стекло.

10. Сиамские близнецы.

11. Насос и надувная кукла. *

 

* Последние пять техник нет необходимости описывать, так как они являются довольно известными; кроме того, они были описаны в "Хре­стоматии по телесно-ориентированной психотерапии" (Москва, 1993). Следует только отметить, что они используются нами, как упражнения на присоединение к состоянию другого человека, и именно об этом идет речь при обсуждении опыта, приобретенного в ходе их выполнения.

 

12. Равновесие.

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70-100 см, вытяги­вают руки вперед и соприкасаются ладонями. За­дачей каждого из них является заставить партнера потерять равновесие (сойти с места), сохранив его самому.

Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разными партнерами, так как каждый человек выбирает свою собственную стратегию выполне­ния данного упражнения в зависимости не только от особенностей своего характера, но и от особен­ностей установившегося контакта с партнером.

 

13. Драка.

Упражнение проводится в парах.

"Вы — противники. Задача — победить сопер­ника. Настройтесь на борьбу. Будьте вниматель­ны, вам предстоит не только наносить удары, но и отражать нападение противника. Упражнение про­водится в замедленном темпе и без прямого кон­такта".

Упражнение может использоваться как самосто­ятельная техника для отреагирования агрессии. Замедленный темп позволяет "увидеть" силу и энергию агрессии.

 

14. Подавление (другое название "Борьба взглядов").

Участники разбиваются на пары и рассажива­ются друг напротив друга.

"Посмотрите друг другу в глаза. Сейчас вы нахо­дитесь в равных позициях. Пусть постепенно один из вас (заранее договоритесь кто) начнет взглядом подавлять другого. Когда ваш партнер окончатель­но "подавлен", замрите на 2-3 секунды (один — на высоте позиции, другой — "отброшенный" вниз). После этого взгляд "подавленного" партнера пусть начинает набирать силу, взгляд "подавлявшего" — ее терять. Ваши позиции опять сравнялись. Те­перь уже тот, кто был "подавлен" прежде, начина­ет сам взглядом подавлять своего противника. И снова, когда партнер окончательно "подавлен", замрите на 2-3 секунды."

Каждый партнер в течение упражнения должен побывать 2-3 раза в позиции "сверху" и столько же в позиции "снизу". Упражнение заканчивается в позиции "на равных".

 

15. Отвинченная голова.

"Как трудно иногда бывает "отключить" свою голову, так часто она вмешивается "не в свое дело". Сейчас вам представится возможность посуществовать немного без нее. Разбейтесь на пары. Один пусть укладывается отдыхать. Другой усыпляет его бдительность (помогает расслабиться, поглажива­ет, покачивает и пр.). В тот момент, когда первый расслабляется, второй — начинает "отвинчивать" у него голову (осторожно, чтобы первый "не спох­ватился"). Когда голова, наконец, отвинчена, вто­рой участник несет воображаемую голову в угол комнаты и прячет ее. Потом будит своего товари­ща...

Как вам без головы? Вы ничего не видите и не слышите... Что происходит?... Поищите свою го­лову!

Дав своему партнеру посуществовать в новом для него качестве некоторое время, второй участ-

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 137

ник возвращает ему голову. Тот ее внимательно изучает и, после опознания, они вместе "прикру­чивают" ее на место".

После проделывания упражнения партнеры об­мениваются впечатлениями (или записывают их) и меняются ролями.

 

Атмосфера

Каждая жизненная ситуация, каждый дом, каж­дый пейзаж, каждая семья имеет свою собственную атмосферу. Она создается целым рядом причин, но потом приобретает известную самостоятельность, спо­собность "влиять на причины, ее вызвавшие, и рож­дает из себя новые факты, дотоле не существовав­шие" (М.Чехов, с. 139). Наши движения, речь, манера держаться, интонации, настроения, чувства, неред­ко и мысли, меняются, когда мы попадаем в силь­ную, захватившую нас атмосферу. Атмосфера спо­собна даже менять значение слов (сравните: "люблю" в атмосфере драмы, водевиля, трагедии и т.д.) По­этому мы и говорим о психологической важности атмосферы, создающей контекст общения, его пси­хологическое содержание.

Атмосфера не находится рассудочным путем, не вычисляется, но ее можно научиться видеть, чув­ствовать. Научившись "видеть" атмосферу, окру­жающую человека в наиболее важные моменты его жизни, и его внутренние атмосферы, можно луч­ше почувствовать его проблемы и чувства, лучше понять содержание того, что нам сообщает кли­ент, а также то, создание какой атмосферы будет способствовать продвижению клиента в психоте­рапевтической работе.

 

Техники:

 

1. "Закройте глаза. Представьте себе пространство вокруг вас, наполненное атмосферой (как оно на­полнено светом и воздухом). Представьте, что вок­руг вас атмосфера радости, она заполняет все про­странство комнаты, охватывает вас... А теперь представьте, что атмосфера радости покидает эту комнату, и на смену ей приходит атмосфера нена­висти, и теперь она окружает вас со всех сторон...".

(Далее идет смена контрастных атмосфер, на­пример" чуда — апатии — восторга — упрямства — благоговения — одиночества — радостного пред­чувствия... На каждую атмосферу дается 15-30 се­кунд. Оканчивать эту часть упражнения необхо­димо на "нейтральной" или "положительной" атмосфере).

"А теперь выберите атмосферу, которая напол­нит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней. Почувствуйте себя в ней... Сде­лайте легкое движение в гармонии с ней... Подви­гайтесь... Какие ощущения в теле возникают? Что с вашим дыханием? Какие образы возникают?".

 

2. "Разбейтесь на две группы. Первая группа вы­бирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто по­чувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере Другая группа пытается "увидеть" созданную атмосферу".

(Участники могут принимать и статичные позы. Каждый работает самостоятельно, может исполь­зовать любые звуки, шорохи, все, кроме слов. Глав­ное, чтобы все, что делается, было для участников (для каждого отдельно) созвучно общей ат­мосфере).

 

3. Участники разбиваются на три группы.

1 этап упражнения. Первая и вторая группы (по секрету от третьей) выбирают две противо­положные, враждебные между собой атмос­феры и погружаются в них.

2 этап упражнения. Участники обеих групп (вразбивку, по одному) входят в комнату, где нахо­дится третья группа, садятся, ходят, делают что-то созвучное их атмосферам. Участники третьей группы стараются "проникнуть" в ат­мосферы, которые приносят с собой входящие. Каждый участник третьей группы выбирает для себя одну из этих атмосфер, присоединяется к тем, чья атмосфера выбрана.

3 этап упражнения. Две вновь образовавшиеся группы (вместе с примкнувшими участника­ми третьей группы) постепенно отделяются друг от друга, несколько секунд наблюдают за "носителями" враждебной атмосферы, за­тем начинают безмолвную борьбу силами своих атмосфер (известно, что две противо­положные атмосферы не уживаются друг с другом).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.