Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли?



 

Улыбающийся супермен с рекламного плаката, выполненного в стиле голландской живописи и изображающего стол с огромным количеством вся­ких яств, утверждает, что может съесть все это за один раз, не испытывая тяжести в желудке. А все потому, что он регулярно принимает препарат X, сделанный исключительно из природных компо­нентов, который позволяет избежать неприятных ощущений при переедании. "Примите X и отправ­ляйтесь на вечеринку" — советует супермен.

Итак, последовав его совету, любой может стать свободным от "ограничений" собственной телесно­сти. А став столь свободным и неподконтрольным в своей телесности, можно, чего доброго, что-то и перепутать. Например, посчитать изделие У пи­щевым продуктом, ведь про него с экрана говорят: "Невозможно съесть только один кусочек — чем больше ешь, тем больше хочется". Хотя даже кош­ке понятно, что продукт, не утоляющий естествен­ного чувства голода, в пищу не годится. Но так считает примитивное животное, а не индивид, по­бедивший ограничения своей телесной природы. Последний, по-видимому, может перепутать чувство удовлетворения с чувством ненасытимого влечения к пище (булимии). А все потому, что потеряв кон­такт с естественными телесными ощущениями, он неминуемо попадает в пространство языковых сим­волов, где критерии индивидуальной пользы не столь очевидны.

Это легко объяснить, вспомнив, что наше тело принадлежит лично нам, а слова и символы находятся в общественной собственности, откуда мы их и заимствуем. Кому-то это идет на пользу, а кому-то — во вред.

Конечно, и в языково-символическом простран­стве могут быть найдены критерии индивидуаль­ного блага и индивидуального неблагополучия. Но для этого нужна работа собственной мысли. А это не всегда привлекает, ведь отсутствие своей мыс­ли в современном мире часто облегчает жизнь, не угрожая личной безопасности, а, напротив, облегчая "совпадение" с господствующими взглядами и принося "успокоение". Разумеется, до поры до вре­мени, пока человеческая телесность не проявит себя в форму бунта, выражающегося в соматичес­ком симптоме.

Но и тут индивид оказывается не одинок. Ци­вилизация позаботится о нем, так же как раньше она позаботилась о создании симптома. Она опять предложит что-нибудь съесть, и опять же создан­ное из природных компонентов. Так замыкается круг, центром которого является убеждение, что другие ("специалисты") лучше меня знают, в чем состоит источник блага для меня. И тогда внима­ние к собственным телесным ощущениям стано­вится вовсе уже излишним, ведь существуют при­боры, которые лучше меня определят, как я себя чувствую.

Индивид, несколько раз пройдя по этому замк­нутому кругу, может заподозрить, что здесь что-то не так, и у него может возникнуть запрос к специ­алистам другого жанра, ориентирующих на иной образ жизни, холистическое понимание здоровья, более этичное отношение к своей телесности, вы­явление связи между стереотипами мышления, поведения, чувствования и возникающей симпто­матикой.

Но и .здесь он может попасть в ловушку благо­разумного компромисса, выражающегося в идее гармоничного совмещения "традиционных" и "не­традиционных", физиологических и психологичес­ких методов воздействия на свое тело. Можно, конечно, совместить различных специалистов под крышей одного здания, но совмещение противо­положных подходов и взаимно исключающих иде­ологий в отдельно взятой голове может привести лишь к новому симптому или неврозу. То, что эти подходы противоречат друг другу, обнаружить до­вольно трудно, ведь во многих книгах по холисти­ческой медицине приговаривается, что эти методы не отменяют и не заменяют традиционных мето­дов лечения.

В таком случае можно было бы ожидать, что в книгах по традиционным методам лечения содер­жались бы аналогичные приговоры, а именно: что традиционные методы не отменяют и не заменяют нетрадиционных. Но этого, как говорится, не на­блюдается... А то, что наблюдается, а именно: при­стройка снизу холистических подходов к челове­ческой телесности к официальной медицине, может быть объяснено трудно скрываемым чувством вины и страха наказания у людей, разделяющих холис­тические взгляды, а также элементарным распре­делением власти над вашей телесностью, сложив­шимся в социально-санкционированных сферах медицины.

Концептуальная несовместимость этих подходов становится наиболее очевидной, если мы заметим, что представление о человеческой телесности в современных духовных практиках нерасторжимо связано с личным психологическим и телесным опытом человека, с системой его ценностей. В рам­ках так понятого монистического подхода не су­ществует никакой психофизиологической пробле­мы как проблемы взаимодействия психического и физиологического, душевного и телесного.

В отдельно взятом живом индивиде нет двух разнонаправленных волнений, одно из которых при­надлежит психике, а другое — физиологии, "орга­низму". Физиология, "организм" являются лишь реализаторами душевно-психологических волнений индивида, которые могут быть как сознательны­ми, так и бессознательными.

Биологически-ориентированная медицина исхо­дит из понятия организма, живущего своей отдель­ной от психики жизнью и напоминающей гигантс­кий компьютер, который программирует неизвестно кто. Для слежения за деятельностью этого неизве­стного разрабатывается гигантская аппаратурная диагностика, которая тоже должна освободить че­ловека от внимания к своему телесному опыту, сделав его ненужным. Такая медицина основное внимание уделяет механизмам развития патологи­ческих процессов и неявно пропагандирует идею о беспомощности и слабости человеческой телесно­сти, будто бы не обладающей способностью к есте­ственному самоисцелению.

Материальным воплощением этого страха перед беспомощностью человеческого тела и неверия в его ресурсы является громадный рост медицинс­кой технологии. Невинный вопрос студентам-стар­шекурсникам медицинского института — "Расска­жите, как это заболевание проходит само?" — обычно ставит их в тупик. Многие из них вообще не верят, что какое-либо заболевание может пройти само. Это и неудивительно, ведь обычная под­готовка медиков не включает в себя изучение ме­ханизмов естественного самоисцеления.

Надо сказать, что эта способность зафиксирова­на в медицинской практике как так называемый "плацебо-эффект", часто неправильно толкуемый как эффект "пустышки". По нашему мнению, этот эффект является универсальным источником ис­целения. Если человек выздоровел, то сработал плацебо-эффект, независимо от того, лечим чело­века, или заболевание прошло само. Но у кого и как этот эффект "запускается" — остается боль­шой тайной. Как говорится, "по вере вашей дается вам". Для кого-то это могут быть традиционные методы, для кого-то — нетрадиционные. Но заме­тим, что конечный эффект обусловлен готовнос­тью человека изменить свою жизнь к лучшему, а не вернуться к известному состоянию "до болез­ни". И тогда оказывается, что в чем-то студенты-медики правы. Ведь они наблюдают, что улучше­ние резко возникает "само" у тех людей, которые хотят мыслить, чувствовать, действовать как "до болезни", и при этом чувствовать себя хорошо.

Кстати, обратите внимание на самый смысл вы­ражений "чувствовать себя хорошо" и "чувствовать себя плохо". Первое означает хорошо себя пони­мать, видеть причины и следствия своих состоя­ний и действий. Второе означает нечто прямо про­тивоположное. Именно это имеется в виду, когда говорят, что кто-то "хорошо чувствует свою маши­ну" или материал, с которым работает.

Хорошее самопонимание всегда включает в себя работу мысли, т.к. телесные ощущения часто нуж­даются в интерпретации. Поэтому бегство от теле­сного опыта санкционирует отказ от работы ума.

Это легко понять, если вспомнить, что во взрос­лом состоянии мы уже во многом отрезаны от вос­приятия приятного и неприятного, отождествлен­ного в раннем детстве и у животных с ощущением полезного и вредного. Далее, в ходе социализа­ции, эти пары расщепляются и удаляются друг от друга, замещаясь культурно-принятыми стереоти­пами, так что человеку уже трудно доверять своим "естественным" ощущениям, давно уже ставшим ис­кусственными. При возникновении симптоматики или по другим, более "возвышенным" причинам, человек стремится вернуться к естественности про­стых и здоровых ощущений детства (как говорил один дзэнский мастер, "когда я голоден — я ем, когда я хочу спать — я сплю"). И человеку прихо­дится заново переучиваться, вновь научаясь лю­бить, например, простую пищу или другой образ жизни.

Часто причиной телесных разрушений в психо­соматически-ориентированной медицине считают так называемую "алекситимию", т.е. неспособность адекватно выразить свои эмоции в словах. Тем са­мым, по этой логике, тело берет на себя функцию речевого выражения эмоций, создавая симптом, "устроенный" по аналогии с речевым сообщением. Например, при невозможности рационально раз­решить ситуацию у человека начинает болеть го­лова. Или при страхе и нежелании услышать о себе нечто отрицательное начинает страдать функ­ция слуха.

Общим радикалом в данных примерах является эмоция страха и соответствующее ей нереализо­ванное поведение избегания. Тогда закономерно было бы предположить, что если человек окажет­ся в состоянии беспрепятственно рассказывать окружающим о своих страхах, встречая у них под­держку и понимание, то симптом у него пройдет. Но в реальности это часто не наблюдается.

Как осознание вытесненных переживаний, так и сообщение о них могут и не привести к улучше­нию состояния, если не будут совершены умствен­ные или физические действия, направленные на улучшение жизненной ситуации.

Постольку поскольку человеческое тело явля­ется не только органом восприятия мира, но и дей­ствия в нем, оно не может удовлетвориться реше­нием половины задачи. Поэтому типичным запросом пациента к психотерапевту является не только вопрос "Почему это случилось со мной?", но и "Что мне теперь делать, когда я это все по­нял?"

Кроме того, эмоции человека не являются ис­точниками первичной информации, а выступают в качестве результата когнитивной переработки си­туации. Те или иные стереотипы эмоционального реагирования являются результатом социализации и научения. Эмоциональные реакции детей на раз­личные стимулы похожи друг на друга по знаку, но только в раннем детстве. Например, громкий неожиданный звук ни у кого из младенцев вос­торга не вызывает.

Когда у взрослых возникает необходимость в переучивании и приобретении новых жизненных навыков, они начинают с перестройки мыслитель­ных и поведенческих стереотипов, а не с ожида­ния новых эмоций на прежние стимулы. Они зна­ют, что эмоции не задержатся при успехе перестройки мышления и поведения.

Если критерии эмоционального реагирования уже искажены, то открытие вербального канала для выражения этих эмоций, а также поддержка окружающих в этом, может лишь закрепить и уси­лить эти искаженные критерии. Все дело в когни­тивной переработке прежних критериев и выра­ботке новых.

И тогда симптом выполняет позитивно-защит­ную роль, побуждая человека думать о нем, чув­ствовать себя, а не закреплять в межличностном общении устаревшие формы реагирования.

Конечно, у людей со сходными симптомами на­блюдаются близкие психологические проблемы. Это позволяет создавать словари, где каждому сим­птому приписывается определенная психологичес­кая проблематика. Например, бронхиальная астма соответствует субъективной невозможности най­ти выход из удушающей ситуации. Эти книги при­носят определенную пользу, поскольку развивают у читателей интуицию и способность к понима­нию посланий своего тела.

Однако, как сказано выше, одного понимания недостаточно просто потому, что если человеку неясно, что делать с этой субъективной невозмож­ностью и удушающей ситуацией, и он не осуще­ствит выбора новых поступков, то его тело будет продолжать подсказывать человеку, выступая в качестве последней инстанции истины (духа), что он является не только субъектом переживания, но и субъектом действия в своем жизненном мире.

Значит ли это, что хорошо себя чувствуют толь­ко духовно-развитые и "нравственные" люди? Нет, не значит, и примеры хорошо себя чувствующих хамов, хулиганов и психопатов может привести каждый. Для иллюстрации этого феномена можем предложить следующий условный график.

По оси Y отложим заболеваемость (физическое неблагополучие). Поскольку этот процесс являет­ся массовым, то он должен подчиняться закону нормального распределения.

Из графика следует, что существуют две катего­рии лиц с низкой заболеваемостью. Причем пара­метр X для первой категории будет иметь низкие значения, а для второй — высокие. Что же это за параметр X ?

По нашему мнению, этот параметр описывает соотношение между действием и его осознанием.

Для первой категории людей (0 — XI) харак­терно множество импульсивных ("непосредствен­ных") действий с малой степенью их осознания.

Для второй категории (Х2 — Г ), характерно небольшое количество действий и глубокое самоосознание.

К первой категории как раз и относятся физи­ческие здоровые хамы, хулиганы и психопаты, не обременяющие себя осознанием своих поступков и проблемами нравственного выбора.

Ко второй — мудрые люди, независимо от пола и возраста.

Большинство же населения не могут быть отне­сены в своей повседневной жизни ни к первым, ни ко вторым и находятся в средней части графи­ка. Они либо не доделывают дела, которые долж­ны сделать, либо не доводят до конца мысли, ко­торые нужно додумать.

Драматизм ситуации состоит в том, что, попав в среднюю часть графика, человек уже не имеет возможности безнаказанно вернуться в варварство. У него это уже не получится даже при сильном желании и ежедневном избивании подушки в ка­бинете у психолога. Остается путь только вперед — в заканчивании незавершенного и в осмыслении непонятого.

 

ГЛАВА 3

Методики

 

3.1. Баскаков В. Танатотерапия — искус­ство жизни и смерти

Танатотерапия является, прежде всего, психотера­певтическим методом воздействия на весь круг про­блем человека и затрагивает все виды телесности: индивидуальное тело, семью, организацию и госу­дарство как тело (2) В ее основе — целительные биологические реакции, организующие и коррек­тирующие энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) — область уста­новления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1) и терапия в данном случае заключается в оказании соответству­ющей помощи в установлении такого контакта. Ут­рата культуры т.н. правильного, естественного уми­рания и смерти (6), выражающейся в подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия про­цессов умирания и смерти в каждодневных жиз­ненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент — сформировало образ смер­ти-монстра, мучительной агонии Даже слово смерть превратилось в табу.

В обычной же жизни человек ежедневно стал­кивается с различными аналогами процесса уми­рания и смерти.

Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслаб­ляется, сверхконтроль сознания покидает тело и пос­леднее становится объектом предметом (сравни, "покойник","вечный покой"). В силу этой причи­ны многие техники релаксации в качестве идеально­го, т.е. максимально расслабленного объекта исполь­зуют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).

Сон как смерть. Наилучшим образом это про­слежено в сказочной традиции (ожившие персо­нажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскреше­ние). Механизм целительности сновидений ана­логичен механизму целительности танатотера-пии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудре­нее») бессознательных структур, активизация энер­гии, которая не приводит к привычному ее подав­лению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот,- отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокирова­нию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и сим­позиумы, и слова песни «расставанье — малень­кая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и па­дения в статусе взрослых людей обычно иниции­руются через смерть, что смягчает, устраняет вре­менной разрыв (9,11).

 

Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «ма­ленькая смерть» В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств)

Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процес­сами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др )

Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания В ее основе - характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др ) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформ­ляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.