Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическая идеология и политическая психология частично совпадают по содержанию с теоретическим и обыденным сознанием, но имеют и свою специфику.



Политическое сознание

 

1. Понятие, структура и функции политического сознания

2. Компоненты политического сознания.

3. Типы политического сознания.

 

Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.

Образ жизни и состояние массового сознания. – М., 1992.

Общественное сознание и его формы. – М., 1986.

Руденко Ю. Політична свідомість і визначення та актуальні досягнення в контексті розвитку вітчизняної політичної науки // Людина і політика. – 2001. - №4.

Ануфриев Е., Лесная П. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. №3-7.

Бирюков Н.И., Сергеев В.М. «Соборность» как парадигма политического сознания // Полис. 1997. №3.

Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 1979.

Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 1998. №2.

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.

Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 1999.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 1996. №6.

 

 

1. Понятие, структура и функции политического сознания.

В политической сфере характер функционирования институтов вла­сти, формы поведения разнообраз­ных субъектов и все иные проявления активности человека непос­редственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отра­жающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений че­ловека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни.Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпар­тийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев.

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценнос­тями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведени­ем, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным поли­тическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение челове­ка, то есть на его активность и деятельность.

В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущ­ность политического сознания. Так, сторонники бихевиорального под­хода рассматривают политическое сознание как форму рационально­го мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред­ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения поли­тическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.

Второй, аксиологический, подход относится к политическому со­знанию как к определенному уровню социального мышления.С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечело­веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со­знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми по­требностями, а также видеть пути и способы использования государ­ства для решения задач по их реализации. Таким образом, политичес­кое сознание понимается как тот уровень представлений, на кото­рый может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.

В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опи­раясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть), ориентирующие­ся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с уче­том целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки про­гнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этически­ми суждениями, позволяют людям осознавать ограничения полити­ческих методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или пра­вых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки по­литических изменений, которые улавливают только внешние соци­альные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедли­во/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальнос­ти на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность, а также осуществляется ее истолкование и оценка. Субъектом, т.е. носителем политического сознания, могут выступать различные социальные общности: классы, сословия, нации, группы людей (возрастные, территориальные и т.д.).

Политическое сознание имеет сложную структуру. В нем выделяют соотносимые уровни политического сознания: теоретический и обыденный, идеологический и психологический. Основанием для выделения уровней являются глубина и адекватность воспроизведения ими политической реальности.

Теоретический уровень политического сознания – это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, теорий. Его задача – выработать систематизированное знание о политике, позволяющее объяснить ее возникновение и последующее развитие.

Обыденный уровень политического сознания – это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике. Они, как правило, опираются на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий. Обыденное политическое сознание ориентировано на непосредственные жизненные интересы, при этом оно зачастую более изменчиво и гибко, чем специализированное (теоретическое) политическое сознание.

Политическая идеология и политическая психология частично совпадают по содержанию с теоретическим и обыденным сознанием, но имеют и свою специфику.

Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Она возникает не стихийно, а вырабатывается целенаправленно профессионалами – идеологами. Идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет собой знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе. Это лишает ее твердой теоретической почвы, ибо при обосновании должного большую роль играют ценности, установки исследователя и реализация в будущем какой-либо теоретической модели зависит от субъективно-волевого выбора людей.

Поскольку содержание идеологии обусловлено интересами различных социальных групп, существует много идеологий, конкурирующих между собой.

Политическая психология – это совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Политическая психология включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы мотивы, предпочтения, установки. Этим она отличается от обыденного сознания.

В составе политического сознания присутствуют и такие элементы, как политические мифы и утопии. Политические мифы живут в массовом политическом сознании, их востребованность объясняется простотой, наглядность предлагаемых ими решений на деле сложных социальных проблем (мифы национальной или расовой исключительности, непогрешимости вождей, сионистских или масонских заговоров и т.д.).

Утопии – это произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства, реализация которых в принципе невозможна. Слово «утопия» в переводе означает «место, которого нет». Утопия осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Главная проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых.

В зависимости от субъекта политического сознания выделяются индивидуальное, групповое, массовое политическое сознание.

Индивидуальное политическое сознание - это сознание каждого отдельного индивида как участника политического процесса.

Групповое политическое сознание - это сознание различных социальных общностей людей (социально-классовых, этнических, демографических, профессиональных, территориальных).

Социальную базу массового политического сознания составляет масса как совокупность индивидов, принадлежащих к различным социальным общностям и участвующих в конкретных политических процессах. По своему содержанию массовое политическая сознание является совокупностью идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих доступные и известные массам политические явления и процессы.

Массовое политическое сознание формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и с помощью идеологических средств. Одной из существенных черт массового политического сознания является его динамизм - способность к быстрым изменениям в зависимости от действия различных факторов, особенно агитации и пропаганды. Эта особенность служит основанием для манипулирования массовым политическим сознанием, которое достаточно распространено в политике. Массовое сознание проявляется в общественном мнении. Основными каналами выяснения и проявления общественного мнения является опрос населения, референдумы, собрания, манифестации, всенародные обсуждения важных общественно-политических проблем, обращение населения с письмами, жалобами и предложениями в органы государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации.

Политическое сознание является важнейшей составляющей политической культуры. Однако не все его проявления относятся к политической культуре. Политическое сознание отражает все многообразие политических отношений, в состав политической культуры входят только доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной общности типичные, укоренившиеся идеи, взгляды, представления и т.д. о различных аспектах политической жизни. Прежде всего, это касается ценностных ориентаций, которые являются определяющими для мировоззренческих позиций и политического поведения.

Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Причем, общественное сознание не механически от­ражает эго бытие, а диалектически, творчески, то есть обще­ственное сознание и общественное бытие не существуют друг без друга, влияют друг на друга, и в каждом конкретном слу­чае определяющим может быть или один, или другой фактор.

Сказанное в полной мере характерно и для политического сознания, как одной из форм сознания общественного. Поли­тическое сознание - это часть общественного сознания, ка­сающегося сферы политики и распространенное среди боль­шинства населения страны. Это сознание поэтому отражает политику не на научном, а на обыденном уровне. Политическое сознание общества проявляется не на уровне макрополи­тическом, а на уровне микрополитическом, когда главными субъектами политики представляются не сложные экономи­ческие, социальные и другие процессы,а личности через их взаимоотношения,мифы,слухи, сплетнии т. п.

В социально-политическом пространстве возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания как – когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая(способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствие с определенными целями, идеалами).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.