Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.
Неомальтузианцы — А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. Некоторые современные последователи Мальтуса — Г. Тейлор (Великобритания), П. Эрлих (США) утверждают, что рост народонаселения способствует истощению минерально-сырьевых и пищевых ресурсов мира, обусловливает пагубные последствия научно-технического прогресса, способствуя разрушению окружающей среды.
Неомальтузианство (современное мальтузианство) подтверждает основную доктрину, обоснованную Т.Мальтусом – демографический детерминизм. Эти теории расширили аргументацию и арсенал рекомендуемых средств сокращения прироста населения
Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге “Люди! Призываю к спасению” (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге “Перенаселенность” (1964) и “Отсроченное детоубийство” (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения “естественные” препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не “традиционные” средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о “механизме обратной связи” в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.
В.Фогт, Г.Браун т провозгласили теорию «оптимума населения»: сократить численность населения до 1 млрд. человек: «Войны и кризис – гигантский фактор отбора».
Дж. Форрестер в своей теории обосновал достижение «нулевого прироста населения».
Однако последователи неомальтузианства не предложили путей достижения такой численности населения, кроме моратория (заперта) на рождаемость, широкого применения контрацептивов и других средств замедления воспроизводства населения. Таким образом, не смотря на внешнюю привлекательность, такая трактовка имеет реакционную мальтузианскую тенденцию.
Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку примирить биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, революционное зерно мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о половом влечении, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.
Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей.
Боулдинг
«Смысл XX века» - так названо сочинение профессора К. Боулдинга (США). Оно содержит рекомендацию организовать куплю-продажу права на деторождение. Выпустить, скажем, особые сертификаты с номиналом в 0,1 ребенка. Сумеешь приобрести десяток - пожалуйста, получай разрешение иметь сына или дочь. Общее количество таких «купюр» строго ограничено.
Осборну принадлежит идея «добровольной бессознательной селекции».
Он предложил в 1956 г. внедрить в общественное сознание идею «желанных детей».На заседании Британского евгенического общества Осборн заявил:
«Мы должны убеждать людей прибегать к средствам контроля рождаемости (абортам, контрацепции, стерилизации ) для рождения только „желанных“ детей, которым будут обеспечены хороший уход, лучшее образование и т. п.».
Осборн рассчитывал, что в случае распространения подобной идеологии, рождаемость в «менее приспособленной» части общества (это — малоимущие, «цветные», иммигранты и др.) будет ниже, чем в «более приспособленной».