Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Холиномиметические средства



КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ, КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ И ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По проведению практических занятий

По фармакологии

Для преподавателей и студентов3 курса

Лечебного факультета

На V семестр

Учебный год

НОВОСИБИРСК 2015 г.

 


 

Особенности курса фармакологии

· Курс входит в число дисциплин естественнонаучного цикла, предусмотренных в Государственном образовательном стандарте (ФГОС ВПО) № 1118. ЕН.Ф.11. Фармакология.

· Особенностьюкурса "Фармакология" является изучение действия лекарственных средств на организм человека. В лекциях используются материалы экспериментальных работ.

· Курс адресованстудентам 3 курса лечебного факультета НГМУ.

· Для успешного изучения курсастуденту необходимо знать основные биохимические, биологические и физиологические закономерности процессов в организме человека в норме и патологии.

· Курс имеетпрактическуючасть7зачетных единиц(1ед=36 академ.ч). Студенты применяют теоретические знания для выписывания рецептов, решения ситуационных задач.

· Для проведения практических занятий используются методические рекомендации по изучению курса.

· Оценказнаний и умений студента проводится с помощью итоговой контрольной (две в каждом семестре) по врачебной рецептуре, которая включает 12 рецептов на разные лекарственные формы, и семинарских занятий, включающих тестовые задания по 30-100 вопросов (в курсе 4 семинара).

· Требования (ФГОС ВПО) по направлению 060101 "Лечебное дело"(для специалиста с квалификацией "специалист", утвержденный 08.11.2010 г.)

Цели курса:

Цели курса Ссылки на компетенции
После изучения курса студент будет знать
      Принципы классификации лекарственных препаратов. Особенности фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов. Наиболее характерные побочные и токсические эффекты лекарственных препаратов (ПК-22). *   (ПК-22).     (ПК-22).
После изучения дисциплины студент будет уметь
4.     5.   6.   7.     8.   9. Анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их свойств (механизм действия, локализация действия, фармакодинамика, фармакокинетика). Оценивать возможности применения разных групп лекарственных препаратов для целей коррекции патофи-зиологических процессов. Объяснять механизм действия лекарственных препаратов. Обосновывать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов разных групп. Выписывать лекарственные препараты разных групп в рецептах при соответствующих патологических состояниях, исходя их механизмов действия, фармакодинамики, фармако-кинетики препаратов. Оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных препаратов и способы их устранения (ПК-22).     (ПК-20, ПК-22).   (ПК-22).   (ПК-22).     (ПК-22).   (ПК-20, ПК-22)
После изучения курса студент будет владеть
10. Навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний (ПК-22)

Примечание: ПК* -- профессиональные компетенции, термин взят из ФГОС ВПО.

Темы практических занятий

Занятие 1, 2, 3

Вопросы к теме: «Общая рецептура»

смотрите в учебном пособии для студентов за 2015г.

Занятие №4

Контрольная работа по теме: «Общая рецептура»

 

Занятие №5

Вопросы к теме: «Общая фармакология»

1. Пути введения лекарственных средств. Энтеральные и парэнтеральные способы введения и их характеристика.

2. Механизмы абсорбции лекарственных веществ. Факторы, влияющие на всасывание лекарств при энтеральном способе введения. Биодоступность и биоэквивалентность лекарств.

3. Фармакокинетика лекарственных препаратов, основные кинетические параметры. Период полувыведения (Т1/2), константа скорости элиминации (Kel), клиренс (Сl).

4. Распределение лекарственных веществ в организме. Биотрансформация лекарственных веществ в организме. “Летальный” синтез.

5. Выведение лекарственных веществ из организма. Понятие об элиминации и экскреции лекарственных веществ и их метаболитов. Пресистемная элиминация.

6. Фармакодинамика лекарственных средств. Понятие о лекарственной рецепции. Первичная фармакологическая реакция, способы взаимодействия лекарственного вещества с рецептором.

7. Виды действия лекарственных веществ: местное, резорбтивное, рефлекторное. Понятие о главном, побочном, избирательном и неизбирательном, обратимом и необратимом действии лекарственных средств.

8. Дозы и концентрации. Зависимость фармакологического эффекта от дозы. Терапевтические дозы: минимальная, средняя и высшая; разовая, суточная, курсовая. Понятие о “терапевтической широте” и “терапевтическом индексе”.

9. Влияние индивидуальных особенностей организма на формирование лекарственного эффекта: возраст, пол, генетические факторы, патологическое состояние, тип высшей нервной деятельности, индивидуальная реактивность. Влияние биологических ритмов на формирование фармакологического эффекта. Хронофармакология, её задачи и практическое значение.

10. Кумуляция её виды. Привыкание (толерантность), тахифилаксия. Синдром “отмены” и синдром “отдачи”. Механизмы развития, примеры. Лекарственная зависимость её виды. Механизмы формирования, причины развития, меры предупреждения. Медицинские и социальные аспекты наркоманий.

11. Синергизм, виды синергизма, понятие о синерго-антагонизме. Значение для фармакотерапии. Антагонизм его виды. Фармакокинетические и фармакодинамические механизмы антагонизма.

12. Взаимодействие лекарственных средств и его виды. Фармакокинетическое, фармакодинамическое и фармацевтическое взаимодействия.

13. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Идиосинкразия. Энзимопатии. Токсическое действие лекарственных средств на плод (эмбриотоксическое, фетотоксическое и тератогенное действие).

Занятие № 6

Холиномиметические средства

Вопросы к теме:

1. Строение холинергического синапса. Механизмы передачи нервного импульса в холинергическом синапсе. Классификация холинореактивных систем.

2. М-холинорецепторы. Подтипы. Локализация М-холинорецепторов в си-напсе. Роль пресинаптических М-холинорецепторов в регуляции высвобож-дения нейромедиатора из пресинаптической мембраны.

3. Преимущественная локализация М-холинорецепторов в органах и тка-нях. Основные эффекты, связанные со стимуляцией М-холинорецепторов.

4. Средства, стимулирующие М- и N-холинорецепторы (М-N-холиноми-метики). Классификация, механизм действия. Эффекты, показания к приме-нению. Противопоказания. Характеристика препаратов: ацетилхолина, карбахолина. Антихолинэстеразные средства. Классификация (обратимого и необратимого типа действия), механизм действия, эффекты, показания к применению. Характеристика основных представителей (неостигмина, физостигмина, галантамина, пиридостигмина, оксазила).

5. Симптомы отравления антихолинэстеразными средствами. Помощь при отравлении.

6. Средства, стимулирующие М–холинорецепторы. Механизм действия М-холиномиметиков. Эффекты, вызываемые М-холиномиметиками, показа-ния к применению. Побочные эффекты, противопоказания. Индивидуаль-ная характеристика препаратов (пилокарпина гидрохлорида, ацеклидина).

7.Отравление М-холиномиметиками (грибами мухоморов, содержащих алкалоид мускарин). Помощь при отравлении.

8. N- холиномиметики. Классификация, механизм действия, эффекты, показания к применению. Симптомы острого и хронического отравления никотином, лечение отравлений. Характеристика препаратов (лобелин, цититон).

 

Список препаратов: * -- препараты для запоминания

Название препарата Форма выпуска Способ применения
1*   Неостигмин (Neostygminum methylsulfonas) Прозерин Амп. 0,05%-1мл.   Пор., таб. 0,015;   0,5%р-р глазные капли П/к вводят 1 мл 0,05% р-ра (0,0005) 1-2 раза в сутки. Внутрь за 30 мин до еды 0,01-0,015 2 раза в сутки. В конъюнктив. мешок по 1-2 капли 0,5% р-ра 1-4 раза в сутки.
2* Дипироксим (Dipiroximum) р-р в амп 15% 1 мл В мышцу 1 мл 15% (при необходимости инъекции повторяют через 1-2 часа (до общего объема 4 мл)
Карбахолин (Carbacholinum) Таб. 0,001, амп.0,01%-1мл Внутрь 0,0005 - 0,001 п/к и в/м по 1-2,5 мл 2 - 3 раза в день. При в/венном введении: вводят очень медленно! ВРД внутрь 0,001, под кожу 0,0005(5мл); ВСД - внутрь 0,003, под кожу 0,001 (10мл).
Армин (Arminum) Фл. 0,01%- 10мл Гл. кап. по1-2 кап 2-3 раза в день
  Ацеклидин (Aceclidinum) Глазные капли 2%; 3% и 5% водные р-ры. глаз. мазь 3% и 5% -20,0. р-р в амп. 0,2% по 1 и 2 мл По 1-2 капли в конъюнктив. мешок 3-4 раза в день   Закладывать за край н.века   п/к 1-2 мл 0,2% р-ра; (ВРД 0,004; ВСД 0,012)
    Пилокарпина гидрохлорид (Pilocarpini hydrochloridum) Глазн. капли 1% -5 мл; Глазная мазь 1-2% глазн. пленки 0,0027 по 1-2 капли в конъюнктив. мешок 2-3 раза в день. Закладывать за край н. века перед сном Закладыв. за край н.века 1-2 раза в день
  Лобелина гидрохлорид (Lobelini hydrochloridum) Амп. 1%-1 мл; внутривенно (вводить медленно, на 0,9% р-реNaCl), реже в/мышечно 0,3–0,5 мл ВРД в/в — 0,005, ВСД в/в — 0,01. ВРД в/м — 0,01, ВСД в/м — 0,02.
Цитизин (Cytisinum) Цититон Амп. 0,15% по 1 мл При рефлекторной остановке дыхания - в/в, в/м 0,5-1 мл; на 0,9% р-ре NaCl ВРД 1 мл, ВСД 3 мл.

Занятие № 7

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.