Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УПРАЖНЕНИЕ № 11. «Говорящее» название

Способы моделирования вступления

Очень часто мы не знаем, с чего начать свое сочинение. В этой главе мы рассмотрим основные способы моделирования вступления. Мы отобрали только те приемы, которые, во-первых, достаточно просты в исполнении, во-вторых, позволяют проникнуть в содержание исходного текста, то есть сформулировать его тему или главную мысль, в-третьих, дают возможность выразить автору сочинения личностную позицию.

Именительный темы

Схема приема:

1) Запишите ключевое слово.

2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

3) Сделайте переход к теме исходного текста.

Примеры выполнения:

Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому.

а) Упрощенный вариант:

Достоевский... Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.)

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью _______________________________________.

б) Профессиональный вариант:

Ф. Достоевский... Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом... Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.)

«Почему _____________________________________, почему ______________________?» - эти вопросы звучат в статье ____________________________.

Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

Память... Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия...

Вопросы-стимулы

Схема приема:

1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

Пример выполнения:

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

Картина

Схема приема:

1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2) Сделайте переход к исходному тексту.

Пример выполнения:

Бескрайняя пустыня... Знойное солнце... Горячий песок... Сожженные засухой деревья... И мертвое безмолвие...

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в ______________________________.

Название

Схема приема:

1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

Пример выполнения:

«Ключи от счастья» — так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!

Выбор того или иного приема определяется содержанием исходного текста.

«Именительный темы»лучше всего использовать для вступления тогда, когда в исходном тексте четко выделяется ключевое слово-тема (например, имя писателя, которому посвящен текст или понятие, о котором размышляет автор).

«Вопросы-стимулы»лучше всего использовать, если в исходном тексте ставится какая-либо проблема, уточняется смысл какого-то нравственного явления и т. д. Этот прием можно использовать и в «текстах-портретах», потому что рассказ о яркой личности чаще всего выступает как иллюстрация определенной авторской мысли. Вспомним, например, статью В. Короленко о Л. Толстом. Великий писатель является одним из представителей тех людей, которые стремятся к истине. И В. Короленко, размышляя о Толстом, показывает нам, каким должен быть подлинный человек. Вот как мы можем сформулировать «вопросы-стимулы» для сочинения по этому тексту: «Каким должен быть подлинный человек? В чем смысл нашей жизни? Для чего мы приходим в этот мир?» — эти вопросы ставит в своей статье _______________________________________».

Моделирование зачина по «картине»уместно в сочинениях, созданных на основе исходного текста, в котором автор предупреждает общество об опасности, ставит проблемы, требующие немедленного решения. Очень эффектным может быть использование этого приема в том случае, если исходный текст содержит большой опи­сательный фрагмент (пейзажную картину летнего вечера; впечатления, вызванные знакомством с книгой какого-либо писателя). Тогда мы можем как бы погрузиться в некий мир и передать свои оптические, слуховые, эмоциональные представления об этом мире.

Моделирование сочинения по «названию»можно использовать почти для любого текста. Как правильно озаглавить текст? Рассмотрим на примере. Прочитайте небольшой рассказ.

«Могучий и удивительно высокий дуб рос на крутой горе. Ни у кого не было сил его покорить.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, потом с другой, старался пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?».

Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила у него в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. «Поэтому никто мне не страшен», — сказал дуб».

Ученикам предложили озаглавить этот рассказ, они придумали разные варианты названий: «Дождь»; «Сабля»; «Наш край»; «Дубовый лист»; «Пожар в лесу». Можно ли считать эти названия подходящими для прочитанного рассказа? Конечно, нет: ведь ни одно из них не связано с содержанием текста. В нем говорится не про дождь, в нем не описывается природа родного края, автора волнует не судьба дубового листа. О чем же говорится в тексте?

Даже не очень искушенный читатель с уверенностью скажет, что в этом рассказе повествуется о могучем дубе, с которым безуспешно пытался соперничать ветер. Следовательно, если мы озаглавим предложенный текст, например, так: «Дуб иветер» или «Как ветер сражался против дуба», то лаконично и очень точно обозначим тему рассказа.

Но автор не просто о чем-то рассказывает, он всегда вкладывает в свою историю определенную мораль, какое-то поучение, «добрым молодцам урок». Может, он хотел ярко и образно передать красоту русской природы? Да нет, не эта мысль нашла свое воплощение в рассказе про дуб. Почему дуб нельзя победить? Откуда он черпает свои неиссякаемые силы? Какой «человеческий» смысл имеет эта история? Почему народ, самоотверженно любящий свою родину, невозможно сломить? Вот какие вопросы ставит перед нами автор. Если мы озаглавим текст, например, так: «Связанный с родной землей» или «Хранимый родиной», то очевидным образом намекнем на тот глубинный смысл, который заключен в сюжете рассказа.

Подведем итоги. Название художественного произведения тесно связано с авторским замыслом, оно может воплощать тему высказывания (то, о чем говорится) или главную мысль (то, для чего говорится).

Существуют различные приемы для создания названий.

А. Ключевое слово.Это самый простой и наиболее распространенный прием. В качестве названия могут выступать имена главных действующих лиц (например, «Евгений Онегин», «Обломов», «Анчар», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и т. д.), слова-темы («Зимнее утро», «Священное озеро»). Если в тексте говорится о великом композиторе Чайковском, то в качестве названия вполне логично выбрать фамилию главного героя или описательный оборот, обозначающий главного героя: «Петр Чайковский»; «Великий композитор» и т. д. Достоинства этого приема очевидны: простота и точность. Используя этот прием, вы должны стремиться к тому, чтобы он содержал в себе как можно больше информации о содержании текста.

Б. Цитата.Этот прием принадлежит к числу наиболее распространенных. Зачем придумывать заголовок, искать его, когда он есть в самом тексте? Вернемся еще раз к рассказу, с которого мы начали свою работу: для умного и проницательного читателя он представляет собой сверкающую россыпь красивых названий: «Ему никто не страшен»; «А дуб продолжал расти» и т. д.

Как и любой другой, этот прием эффективно работает только в умелых руках: в качестве названия можно использовать далеко не любую фразу из текста, а лишь ту, которая тесно связана с его главной мыслью.

В. Вопрос. «Что делать?» — так назвал свой роман Николай Чернышевский, и читателю понятно, что автор намеревается не просто позабавить нас какой-нибудь историей, а найти ответ на этот серьезный и сложный вопрос. Давайте и мы по такой же схеме назовем рассказ о могучем дубе: «Почему ветер не смог победить дуб?» Длинноватое, конечно, название, зато уж никто не будет заблуждаться относительно темы и главной мысли вашего текста.

Итак, мы описали три приема, которые помогут вам смоделировать название. Понятно, что существует огромное количество названий, не вполне укладывающихся в эти схемы, но ведь мы и не ставили перед собой цель создать классификацию всех существующих заглавий. Наша задача более скромная и для наших потребностей более полезная: описать приемы, которые нам позволят создавать собственные названия.

 

 

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ № 11. «Говорящее» название

I. Соотнесите название и содержание статьи.

1. Искусство не для искусства.

2. Как гаснут искры божьи.

3. Чтобы не рвалась нить времен.

4. Опять «тащить и не пущать»?

5. Равнодушие — корень зла.

a) В обществе забрезжила слабая надежда на гражданские свободы, на уважение к правам личности. Но радость была недолгой, упования людей, взбодренных свежим воздухом демократических перемен, сменились пессимизмом.

b) Мужчину, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия, привезли в больницу, но врач, сославшись на то, что у него обеденный перерыв, не стал сразу осматривать больного. Пострадавший умер. Автор с горечью пишет о нравственной глухоте окружающих.

c) Автор статьи рассказал о том, что во время концерта известного рок-исполнителя произошла драка, в ходе которой пострадали люди. Исполнитель, узнав об этом, развел руками: дескать, он никого не заставлял драться. Автор размышляет о нравственной ответственности художника перед обществом.

d) Автор в своем очерке рассказывает о молодых людях, которые подавали большие надежды в науке, но, пристрастившись к наркотикам, они ничего не дали обществу.

e) Автор в своей статье размышляет о том тяжелом положении, в котором находятся многие музеи — хранилища человеческой культуры.

Сделайте вывод о связи заголовка с содержанием высказывания.

II. Прочитайте текст.

Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но которого прикосновение к себе ты непременно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования и литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого достиг без малейшего насилия, одним теплым и бесконечно любовным к тебе прикосновением. Он сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя любовью, он и в тебе зажег священную искру любви, так что и тебе нигде не живется такою полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества.

(М. Салтыков-Щедрин)

III. Выберите из набора заголовок.

Набор

а) «О значении русского языка»; б) «Один на один с одиночеством»; в) «Согреться лучами отчизны»; г) «За чертой великой тайны»

IV. Закончите фрагмент.

«_____________________________________________» — так можно было бы озаглавить отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и пуб­лициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет о живой связи человека с ___________________________________, о _____________________________значении родины в (в-1; становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.