1. Автор. 2. Название картины. 3. Дата, место создания. 4. Размеры. 5. Материал и техника.
Б. Анализ
1. Форма: – (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой) – (композиция, её особенности)
2. Содержание – сюжет, тема (идея, цель) – эмоциональное содержание (настроение, впечатление) – мотивы, символы.
3. Стиль, направление – характерные форма и черты – почерк художника, своеобразие
В. Оценивание
Личное мнение: – связь формы и содержания (особенности стиля) – актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художника-
ми). – значение произведения, ценность для мировой культуры.
ОТЗЫВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Отзыв на произведение искусства – это обмен впечатлениями, выражение своего отношения к поступкам, изображаемым событиям, своего мнения о том, понравилось или не понравилось произведение.
Структура отзыва:
1. Часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение.
2. Часть, в которой обосновывается высказанная оценка.
Адресаты отзыва: родители, одноклассники, одногруппники, друг, автор произведения, библиотекарь.
Цель отзыва:
· поделиться впечатлениями;
· привлечь внимание к произведению;
· вызвать дискуссию;
· помочь разобраться в произведении.
Формы отзыва: письмо, статья в газету, запись в дневнике, отзыв-рецензия.
При составлении отзыва используйте сочетания слов: я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд, как мне кажется, автор удачно (убедительно, ярко) и т.д.
Как составлять отзыв о произведении искусства:
1. Определите адресата речи, цели, задачи высказывания.
2. Подберите нужную форму отзыва.
3. Определите стиль и тип речи.
4. Выскажите свое мнение о произведении искусства.
5. Обратите внимание на речевое оформление отзыва.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях.
Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественно-публицистическом, научном и официально-деловом стилях.
Композиция повествования включает в себя:
1) завязку — начало развития действия;
2) развитие действия;
3) кульминацию — момент наиболее напряжённого развития повествования;
4) развязку — подведение ито-гов повествования.
Описание
словесная картина, портрет, пейзаж и т. д.
Главными в описании являются точность детали, узнаваемость, отра-жающие особенности изображаемого предмета или явления. Описание воз-можно во всех стилях речи.
Композиция описания включает в себя:
1) общее представление, све-дения об описываемом предмете, человеке, явлении;
2) отдельные признаки и детали описываемого;
3) авторская оценка.
Рассуждение
аргументированные и доказательные изложения размышлений автора.
В центре внимания рассуждения — поставленные проблемы и пути их ре-шения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях, а также в языке художественной лите-ратуры.
Композиция рассуждения включает следующие элементы:
1) тезис — поставленная проблема и отношение к ней;
2) аргументы — доказательства тезиса, его обоснование;
3) вывод — подведение итогов работы.
Отзыв
Рецензия
Особенности жанра
Развернутое высказывание эмоцио-нально-оценочного характера о про-изведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв.
Развернутое критическое суждение о про-изведении искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Цель
Поделиться впечатлением о прочи-танном, привлечь внимание к по-нравившемуся произведению, уча-ствовать в обсуждении.
1) Дать аргументированное истолкование
и оценку идейно-художественного
своеобразия произведения.
2) То же, что в отзыве.
Особенности подхода
Автор отзыва объясняет свой ин-терес к произведению личными пристрастиями, а также обществен-ной значимостью поднятых в про-изведении проблем, их актуаль-ностью.
Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях.
В рецензии преобладает не эмоциональ-но-субъективная (понравилось — не по-нравилось), а объективная оценка.
Читатель выступает как критик и иссле-дователь. Предметом исследования явля-ется произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и сред-ства ее выражения (проблематика, конф-ликт, сюжетно-композиционное своеоб-разие, система персонажей, язык и т. д.).
Построение
I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, ис-тории его знакомства с данным про-изведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формули-руется оценка прочитанного.
II. Рассуждение, в котором обос-новывается, аргументируется выс-казанная оценка:
1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изобра-женных автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых собы-тиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).
III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в со-поставлении с другими произведе-ниями того же автора, высказыва-ется намерение продолжить знаком-ство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным чита-телям и т. п.
I. Обоснование повода для рецензирова-ния (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора — заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей ав-тора и т. д.). Максимально точное указа-ние на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
II. Истолкование и оценка идейно-ху-дожественного своеобразия произведения.
1) Анализ названия (семантика, аллю-зии, ассоциации).
2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в расска-зе» и др.), другие композиционные осо-бен-ности и их художественная роль.
3) Характеристика проблематики, ху-дожественного конфликта и его движения в развитии сюжета.
4) Авторский подбор системы персона-жей как средства выражения художествен-ной идеи; мастерство создания характеров.
5) Другие средства выражения автор-ской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка.
6) Другие особенности авторского стиля и метода.
III. Вывод о художественных достоин-ствах исследуемого текста и его значимос-ти для литературного процесса, общест-венной жизни. Приглашение к полемике.