Предметы такелажного снаряжения показаны на рис. 5 и рис. 6. Обух 1 и рым 2 изображены на рис. 5, а.
Обух — приспособление для надежного крепления тросов различного назначения к судовым конструкциям. Он представляет собой проушину в металлической планке, металлическое кольцо или полукольцо, жестко прикрепленное или приваренное к корпусу, надстройке или другой конструкции судна. Крепление снасти к обуху осуществляется обычно с помощью такелажной скобы, которая закладывается в обух штырем. Обух с диаметром d круглого железа значительно прочнее скобы со спинкой такого же диаметра. Допускаемое на обух усилие (Н) приближенно можно определить по формуле:
где d — диаметр круглого железа обуха, мм.
Рым — металлическое кольцо, вставленное в обух. Рымы служат для пропуска троса и более удобного его крепления. Рым намного слабее обуха, поэтому за него нельзя крепить тросы, испытывающие большое напряжение. Допускаемое на рым усилие (Н) можно вычислить по приближенной формуле:
где d —диаметр круглого железа рыма, мм.
Коуш (рис. 5, б) — металлическое поковочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобком (кипом) для троса. Коуши заделываются в огоны тросов и служат для предохранения от их перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т. п. При соединении тросов с обухами, рымами или между собой скобами номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Коуши подбираются по таблицам ГОСТа: для растительных и синтетических тросов — по длине окружности, а для стальных — по диаметру троса. Коуши оцинковываются или окрашиваются. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусеницы и другие дефекты.
Юферсы (рис. 5, в) — круглые деревянные блоки без шкивов с тремя сквозными гладкими отверстиями. Применяются в основном для изготовления тросовых талрепов.
Утки (рис. 5, г) — деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, палубе, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.
Нагели ( рис. 5, д) — деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Они широко используются на парусных судах для крепления снастей парусного вооружения.
Раксы. (рис. 5, е) — металлические кольца или полукольца, с помощью которых крепятся и растягиваются треугольные паруса—кливера и стакселя. Сегарсы (рис. 5, ж) — дубовые обручи или металлические кольца, надеваемые на мачту для крепления к ним парусов.
Бугели — (рис. 5, з) — металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъемные. Применяются для увеличения прочности судовых конструкций, а также для закрепления блоков и тросов различного назначения.
Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают простые и винтовые. Простые талрепы (рис. 6, а) основываются обычно из растительных или синтетических тросов, которые проводятся несколько раз между двумя рымами, коушами треугольной формы, юферсами или скобами и схватываются между собой ходовым концом того же троса. Такие талрепы используются для обтягивания несильнонапряженных тросов и для крепления небольших грузовых мест. В креплении снастей, испытывающих большие напряжения, используются винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые (открытые и закрытые) и вертлюжные талрепы.
Двухвинтовой открытый талреп (рис. 6, б) состоит из металлической рамы 1, имеющей на концах втулки 2 с внутренними резьбами противоположного шага, и двух винтов 3 с ушками, вилками-скобами или гаками на внешних концах, к которым крепятся снасти и другие детали. При вращении рамы в одну сторону винты будут одновременно ввинчиваться и, соединенная с талрепом, снасть будет обтягиваться. При вращении рамы в другую сторону винты будут вывинчиваться, и снасть будет ослабляться. Двухвинтовой закрытый талреп (рис. 6, в) отличается от открытого тем, что рама заменена закрытой цилиндрической муфтой 1. Для удобства вращения муфты в средней ее части имеется отверстие 2, в которое вставляется свайка. Вертлюжный талреп (рис. 6, г) имеет с одной стороны винт, а с другой — свободно вращающиеся во втулке гак или ушко. Винты талрепов в сильнонапряженных снастях стопорятся специальными штырями и планками для предупреждения самопроизвольного раскручивания. Винтовые талрепы изготавливают на определенную нагрузку и испытывают на нагрузку, в 1,5—2 раза превышающую допустимую. Каждый талреп имеет номер, соответствующий допустимой нагрузке. Винтовые талрепы требуют постоянного ухода. Периодически их необходимо очищать от старой смазки и ржавчины и смазывать заново. Для защиты талрепов от попадания влаги, пыли и грязи их закрывают парусиной, которую затем окрашивают. Талрепы, не находящиеся в эксплуатации, должны храниться в сухом помещении очищенными от грязи и смазанными.