Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Республика, как форма государственного правления и ее виды



Республика (от лат. res publica - общественное дело)- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, т.е. избираемыми населением или другими государственными органами на определенный срок[17].

Республика – форма правления, при которой власть является коллегиальной, избирается на определённый срок и несёт ответственность перед населением.

Республика – это такая форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному на определенный срок органам власти, избираемым населением.

Признаками республики являются:

- источником власти признается народ. Народ реализует власть посредством референдума, проводимых выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

- выборность на определенный срок главы государства, парламента и ряд других верховных органов государственной власти. Как правило, в нормативно-правовых актах, четко определяется срок полномочий тех или иных органов;

- юридическая ответственность главы государства. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента;

- в случаях предусмотренных Конституцией правом выступления от имени государства обладает президент;

- высшая государственная власть основана на принципе разделения государственной власти по четкому разграничении полномочий.

Принцип разделение на ветви – может присутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому все признаки нужно рассматривать в совокупности.

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

Президентская (дуалистическая) республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра[18].

Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу[19].

Наряду с указанным объединением главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства возможности применять в отношении общенационального правительственного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах. Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система.

В настоящее время президентские республики существуют в США, Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, Боливии и др[20].

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики[21].

Глава государства в парламентской республике избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свои действия перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством[22].

Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане, Турции и некоторых других[23].

Таким образом, республика – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламентская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др[24]. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике). Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду иных факторов.

 

 

Что лучше – экономить или инвестировать? Как именно это делать? Как узнать, какие еще ресурсы есть у организации, оценить эффективность использования ресурсов, заметить некоммерческой организации (НКО) заниматься коммерческой деятельностью, не отойдет ли организация от своей миссии? Стоит ли НКО брать кредиты и вообще более плотно работать с различными финансовыми институтами? Их задаем. Брошюра «Финансовая грамотность для НКО» призвана дать на них ответы, помочь осмыслить место некоммерческих организаций как субъектов экономической деятельности, увидеть пути повышения их финансовой устойчивости. Сейчас в России существенно увеличивается число НКО, которые работают на высоком профессиональном уровне. Объем и ассортимент услуг, которые они оказывают, также растут. Эти организации привлекают заметные денежные средства, нарабатывают ценный опыт управления своими ресурсами. Просто хорошего менеджмента проектов таким организациям становится недостаточно, их устойчивость начинает зависеть от того, насколько экономически обоснованы их действия. В этом плане НКО чем дальше, тем больше становятся участниками рынка.Говоря о финансовой грамотности, мы прежде всего имеем в виду готовность некоммерческой организации законно и эффективно управлять своими ресурсами, использовать возможности сохранения, приумножения средств и эффективного их расходования на реализацию уставных целей. Для многих руководителей НКО это звучит притягательно и пугающе одновременно. С одной стороны, хочется, чтобы организация работала стабильно, с другой стороны, финансы ассоциируются с бухгалтерией и юриспруденцией, областями слишком далекими и слишком специальными для большинства руководителей социальных некоммерческих организаций.

Поэтому мы видели свою задачу в том, чтобы максимально доступно рассказать о наиболее важных для руководителя аспектах работы с финансами. С учетом современных российских условий. Это нечто вроде путеводителя, полезного и тем, кто только вступает на стезю менеджмента НКО, и тем, кто знаком с ней уже много лет. Наиболее полезна брошюра будет для руководителей некоммерческих организаций, а также других лиц, принимающих в организации решения по финансовым вопросам (кроме бухгалтера). При этом большинство практических примеров касается организаций, которые: зарегистрированы и хотим еще раз подчеркнуть, что брошюра не предназначена для бухгалтеров. Над брошюрой работала команда управленцев, бухгалтеров и юристов НКО. Благодаря этому сотрудничеству тема финансовой грамотности была рассмотрена с трех точек зрения - управленческой бухгалтерской, юридической. У каждой из трех профессий свой язык, ценности и ориентиры, тем не менее, на наш взгляд, нельзя отказаться ни от одного из этих подходов. Ведь именно способность совместить все три угла зрения на ресурсы и возможности организации позволяет руководителю НКО быть финансово грамотным, принимать взвешенные и законные решения.

Брошюра состоит из 8 глав, каждая из которых рассматривает отдельную тему. При этом в главах 1 и 8 предлагается глобальный, стратегический взгляд на организацию и ее ресурсы. А главы 2 - 7 посвящены рассмотрению конкретных аспектов работы с ресурсами. Расходы в НКО – какие бывают расходы, их учет, оптимизация и покрытие; доходы в НКО; Финансовый учет в организации; Какие финансовые инструменты может использовать НКО?; безопасность НКО – законодательные, финансовые и информационные аспекты безопасности организации. Финансовая стратегия – как учесть ресурсное состояние и другие аспекты деятельности организации при выработке стратегии. В главе 9 представлены примеры пяти успешных практик привлечения финансовых ресурсов в НКО и их менеджмента. Эти практики победителей Все- российского конкурса «Финансовый менеджмент: лучшие решения российских НКО», который прошел весной 2012 года. Жюри конкурса, в которое входили юристы, аудиторы, исследователи и менеджеры-практики НКО, отметило данные кейсы, с одной стороны, как легальные и глубоко проработанные, с другой стороны, как подтвердившие свою финансовую эффективность. В этом плане данные практики иллюстрируют теоретические положения предыдущих глав.

 

Для того чтобы, с одной стороны, не перегружать брошюру, а с другой– сделать изложение материала максимально доступным и структурированным, мы собрали дополнительные материалы по темам (ссылки на законодательные акты, та- блицы, схемы и др.) в специальном файл хранилище, которое расположено по адресу. Все приложения в файл хранилище собраны в папки, которые соответствуют главам в брошюре и названы латинскими буквами. Если вы хотите загрузить файлы на компьютер, а не только просматривать их в компьютере, вам достаточно открыть любую папку и нажать на нужный вам документ. У вас откроется окно просмотра документа. Нажмите в верхнем левом углу на меню «Файл» и после этого во всплывающем меню нажмите команду «Загрузить». Документ появится в вашем браузере в списке «Загрузки», после чего его можно будет сохранить на компьютере в удобном для вас месте. В этой главе мы поговорим о том, какую именно организацию можно назвать устойчивой, проанализируем различные виды ресурсов НКО и обозначим разные подходы к работе с ресурсами. Вы также сможете проанализировать наличие и состояние ресурсов в своей организации, увидеть, что может являться дополнительными ресурсами вашей НКО, и определить дальнейшие шаги для оптимизации состояния ее ресурсов.

Вопросы эффективного управления и привлечения ресурсов будут рассмотрены в следующих главах, а в этой главе мы подробнее поговорим о том, что значит ЗНАТЬ об имеющихся и потенциальных ресурсах.

Это те вопросы, которые нередко ставит перед собой юрист. Закон разрешает все, что не запрещено. Так что для юридического взгляда важна активная формулировка – не «можем ли мы это сделать, не запрещает ли нам закон?», а скорее - «как мы можем решить актуальную задачу, не нарушая существующих правовых норм?».

 

 

Возможно, своего юриста у организации нет или все три функции совмещает руководитель. Независимо от того, сколько людей НКО представляют эти три взгляда, руководителю при работе с ресурсами рекомендуется помнить обо всех трех. Принимая управленческое решение, необходимо проверить состоятельность своего решения с этих трех точек зрения. Какой из взглядов основной? Конечно, управленческий: ведь именно руководитель ставит ресурсную задачу- привлечь, сохранить, потратить исходя из миссии организации, ее целей, внутреннего состояния и возможностей внешней среды. Как мы видим, максимальной устойчивости достичь нелегко.

Именно поэтому над данной брошюрой работала команда управленцев, бухгалтеров и юристов НКО. Благодаря этому сотрудничеству тема финансовой грамотности была рассмотрена с трех разных сторон. Было ли это легко? – Едва ли: ведь у каждой из трех профессий свой язык, ценности и ориентиры. Тем не менее отказаться ни от одной из этих граней не представляется возможным. Ведь именно способность совместить все три угла зрения на ресурсы позволяет руководителю НКО быть финансово грамотным, принимать взвешенные и законные решения. Исходя из описанного выше, под финансовой грамотностью будем понимать готовность организации законно и эффективно управлять своими ресурсами. Финансово грамотная НКО знает и использует возможности сохранения и приумножения средств, умеет с наибольшей отдачей направить ресурсы на реализацию своей уставной цели.

 

При рассмотрении каждого из перечисленных выше типов ресурсов можно выделить несколько разных аспектов. Это полезно делать при анализе ситуации, так как ресурсы в любой работающей организации находятся в постоянном движении и трансформации. Более того, все виды ресурсов в организации находятся в тесной взаимосвязи. Предлагается использовать пять основных аспектов: 1). Наличие. Этот аспект отражает сам факт наличия ресурсов, а также достаточность (либо недостаточность) ресурсов того или иного вида для деятельности организации и выполнения ею поставленных задач. 2). Состояние. Данный аспект характеризует то состояние, в котором находятся ресурсы, их новизну/изношенность, потенциал, хранение и учет. 3). Привлечение. Описывает то, как происходит привлечение ресурсов, налажен ли их оптимальный приток в организацию. Привлекает ли организация именно те ресурсы, которые ей нужны? Привлекаются ли они из разных источников? В достаточном ли количестве и нужного ли качества? 4). Выбытие. Отражает, какие именно ресурсы уходят из организации. Не теряются ли ресурсы из-за халатного обращения? Расстается ли организация вовремя с изношенными, потерявшими актуальность ресурсами? Как фиксируется и учитывается выбытие ресурсов? 5). Эффективность использования. Этот аспект описывает, насколько активно и эффективно используются наличные ресурсы в организации. Нет ли недогрузов и перегрузов? Оправдывает ли эффект от применения ресурса затраты на его привлечение и поддержание? Для того чтобы оценить разные аспекты имеющихся в вашей организации ресурсов, предлагаем воспользоваться специальной методикой оценки – «Ресурсометром». Организации на сегодняшний день хватает человеческих ресурсов: сотрудников, специалистов, волонтеров и т. д.

Сотрудники, специалисты и волонтеры организации хотят и могут активно и эффективно работать. Они достаточно мотивированны, квалифицированны, не страдают от выгорания. В организации налажена работа по привлечению человеческих ресурсов. Когда есть необходимость, кадры привлекаются в достаточном количестве и качество кадров соответствует необходимому. «Текучесть», смена кадров в организации оптимальная. Кто-то покидает организацию, но нет необоснованной, слишком быстрой, массовой, невосполнимой «потери» людей. Это так? Организация эффективно использует труд своих сотрудников, специалистов и волонтеров. Работа организована хорошо, люди достаточно загружены и «используются по назначению», то есть выполняют работу на уровне своей квалификации и мотивации. Организация имеет финансовые ресурсы, достаточные для ее функционирования. Ведется грамотный и систематичный учет финансовых ресурсов. Деньги, которые не нужно тратить немедленно, не лежат «мертвым грузом»: во всех случаях, когда есть такая возможность, они «работают».

В организации постоянно и успешно ведется работа по привлечению финансовых ресурсов. Используется больше одного источника привлечения средств. Организация не теряет средства на штрафах, не лишается денег по неосторожности, неаккуратности либо в результате преступных действий. Это так? Имеющиеся в организации финансовые ресурсы используются рационально. Оптимизировано налогообложение. При закупке товаров и услуг сравниваются предложения нескольких поставщиков либо проводятся тендеры. Выбранные формы и технологии работы позволяют организации добиваться заметного эффекта при вложении сравнительно небольших средств. Организация имеет материальные ресурсы, достаточные для ее функционирования. Ведется учет имеющихся в организации материальных ресурсов. Соблюдаются условия хранения и эксплуатации, осуществляется текущий и профилактический уход. Материальные ресурсы организации (помещение, оборудование и т.д.) не являются слишком изношенными, в основном не требуют немедленного ремонта и обновления. Это так? В организации ведется планомерная работа по уточнению потребностей в материальных ресурсах и их привлечению/приобретению. Не все материальные ресурсы организация закупает: часть получает в дар, на льготных условиях и т.д. Организация не лишается материальных ресурсов по неосторожности, неаккуратности либо в результате преступных действий. Изношенные и морально устаревшие материальные ресурсы вовремя списываются и заменяются новыми. Это так? Имеющиеся материальные ресурсы используются рационально. Оборудование, помещения и т.д. оптимально загружены и используются по назначению. Материальные ресурсы с неполной, нерегулярной загрузкой не лежат «мертвым грузом»: во всех случаях, когда есть такая возможность, они «работают» (сдаются или берутся в аренду, находятся в совместном пользовании и т.д.).

 

 

Организация владеет достаточной информацией и технологиями для полноценной работы.

Необходимая информация и технологии хранятся надежно в удобном и доступном виде для тех, кто должен и может их использовать для работы. Сотрудники проходят регулярный инструктаж и обучение по работе с информационно-технологическими ресурсами, имеют необходимые знания и умения. В организации работает система передачи информации и технологий между сотрудниками, сохраняется преемственность между опытными и новыми, ушедшими и пришедшими. Организация накапливает именно ту информацию и технологии, которые нужны для ее деятельности. В организации налажены мониторинг и поиск необходимой информации, отслеживается появление новых технологий в своей тематической сфере. Организация не лишается информационно-технологических ресурсов по неосторожности, неаккуратности. Либо в результате преступных действий, а также из-за плохого хранения и недостатка преемственности. Организация отслеживает эффективность, свежесть, актуальность своих технологий и информационных ресурсов. Те информационные и технологические ресурсы, которые не используются, не потребляют ресурсы на свое хранение и поддержание. Организация не использует устаревшие и неэффективные информационно-технологические ресурсы, вовремя освежает их либо заменяет новыми. Это так? Эффект от использования информационных ресурсов и технологий организации соответствует затратам на их приобретение, разработку, развитие, поддержание. Технологии и информационные ресурсы, которыми располагает организация (особенно те, в поддержание которых вкладывает средства), активно и регулярно используются.

Организация имеет ресурсную стратегию. Постоянно ведется мониторинг, планирование и реализация стратегий управления отдельными группами ресурсов и ресурсами по организации в целом. Отслеживаются и внедряются новые ресурсные инструменты и решения. В организации хорошо поставлен и грамотно ведется бухгалтерский учет. В организации хорошо поставлен и грамотно ведется управленческий учет, работает система финансового менеджмента. В организации реализуются принципы прозрачности, открытости, демократичности при распределении ресурсов внутри и вовне, информировании о них. Различные функции по работе с ресурсами прописаны и понятны сотрудникам организации. Функции по работе с ресурсами распределены, а не возложены полностью на одного человека. Все, кто работает с ресурсами в организации (руководитель, бухгалтер, менеджеры проектов, фандрайзер, финансовый менеджер и т.д.), взаимодействуют конструктивно, координируют свои действия. На основании проведенного анализа вы можете оценить, какие ресурсы вашей организации и какие аспекты работы с ними требуют наибольшего внимания. В целом, как показывает практика, наиболее сильными в НКО являются человеческие и информационно-технологические ресурсы. Хуже всего обстоят дела с финансовыми ресурсами. Очень многие руководители также констатируют либо отсутствие, либо недостаток работы с ресурсной стратегией в своей организации. В связи с этим имеет смысл поговорить о стратегиях управления ресурсами. В брошюре рассматриваются три основных типа стратегий.

1. Привлекать. В предыдущей главе мы говорили об одной из вершин треугольника ресурсной устойчивости организации — о том, что означает знать об имеющихся и потенциальных ресурсах. В данной главе речь будет идти о второй вершине – о том, как грамотно управлять имеющимися ресурсами, в частности расходами организации.

 

 

Именно прогнозирование расходов помогает руководству составлять реальные планы работы организации на будущее. Оценка расходов, а также их анализ помогают руководителям оценивать работу отдельных менеджеров и организации в целом. В этой главе мы будем говорить о расходах некоммерческих организаций и действиях руководителей, связанных с их учетом, оптимизацией и покрытием. 1. Уточните расходы: - поймите, сколько ресурсов и на что именно вы тратите в своей организации. Разделите административные и программные/проектные расходы. 2. Оптимизируйте расходы: - проанализируйте, какие затраты можно уменьшить, от чего отказаться, что заменить без ущерба для деятельности. 3. Спланируйте покрытие расходов: - продумайте, откуда брать ресурсы на покрытие расходов, отдельно продумайте покрытие административных расходов организации. Далее мы рассмотрим каждый шаг более подробно, но сначала остановимся на таком важном понятии, как бюджет организации. Как вам наверняка известно, универсальный инструмент отслеживания и расходов и доходов – это бюджет. Цикл работы с бюджетом в организации выглядит следующим образом: 1. Начало процесса работы с бюджетом, сбор необходимых для его составления данных. 2. Составление смет расходов по областям ответственности/направлениям деятельности. 3. Прогнозирование доходной части бюджета. 4. Переговоры и достижение консенсуса по каждой области. 5. Консолидация – сведение всех областей воедино. 6. Одобрение всеми ключевыми людьми объединенного бюджета.7. Собственно работа по исполнению бюджета. 8. Контроль выполнения бюджета.

Бюджет – один из важнейших документов в организации. Ниже мы рассмотрим несколько видов бюджетов. Предложенные описания и таблицы подходят как для организации в целом, так и для отдельных проектов/программ. Обращаем ваше внимание на то, что приведенные формы – это всего лишь один из возможных примеров: вы можете выбрать удобную для вас форму в соответствии с вашими потребностями и требованиями, существующими в конкретной ситуации. Для нужд финансового управления организацией обычно используются три типа бюджетов: «внутренний бюджет», который рекомендуется для контроля расходов, «внешний бюджет», который хорошо подходит для любой отчетности, и годовой финансовый план. Руководителю хорошо бы регулярно просматривать этот бюджет, чтобы понимать текущее финансовое состояние организации и принимать соответствующие решения по корректировке бюджета. Так что руководителю важно согласовать с главным бухгалтером периодичность предоставления этих данных. Из опыта: обычно достаточно ежемесячного контроля (если нет форс-мажорных ситуаций). Если в организации параллельно осуществляется несколько проектов, то важно иметь такой бюджет как по каждому отдельному проекту, так и по организации в целом. О других внутренних документах, которые хорошо бы иметь руководителю для финансового управления, пойдет речь позже, в теме «Финансовый учет в организации». Этот вид бюджета предоставляется в качестве финансового отчета об использовании средств (например, для донора). В графу «план» вносится утвержденный ранее бюджет, в графу «факт» – реально произведенные расходы, после этого считается остаток. Остаток может быть положительным – недорасход средств по статье, и отрицательным – перерасход. Если отчет не совпадает с окончанием периода финансирования, то дополнительно включаются следующие графы: «Остаток с прошлого периода» и «Расход в текущем периоде» (вместо графы «Факт»). Важный вид бюджета – это финансовый план (бюджет, смета) организации. Финансовый план включает расходы и предполагаемые доходы организации. Обычно он создается на год и вместе с содержательной Программой утверждается до начала года уполномоченным органом управления НКО (Общим собранием, Правлением или иным коллегиальным органом). При этом важно, чтобы деятельность, расходы и доходы, описанные и в Программе, и в финансовом плане, соответствовали Уставу организации. Описание примерной структуры Программы и вида финансового плана вы найдете в дополнительных материалах.

Несмотря на то что НКО зачастую сложно точно спрогнозировать объемы поступления средств и их расходования, все же финансовый план должен непременно приниматься в качестве внутреннего прогноза финансирования организации, который в дальнейшем может меняться. Изменения могут вноситься в течение года (также уполномоченным органом). В конце года уполномоченный орган управления утверждает отчет о выполнении плана и годовой бухгалтерский баланс, то есть отчет о реальных поступлениях и расходовании средств в организации. Работа с имеющимся бюджетом – это важная функция руководителя. Периодически руководитель совместно с бухгалтером, а также финансовым менеджером и юристом, если они есть в организации, а также с руководителями программ/ проектов проверяет бюджет организации и отдельных проектов на качество. Качественный бюджет - это бюджет, отвечающий в первую очередь требованиям полноты (ничто не забыто) и реалистичности: 1. Соответствует краткосрочным и долгосрочным целям организации. 2. Отражает текущую и прогнозируемую действительность и учитывает политические, экономические, экологические и другие факторы внешней среды. 3. Учитывает все необходимые расходы как на содержательную деятельность организации, так и на ее под- держание и развитие. 4. Отражает все существующие обязательства внутри организации (сотрудники, офис, безопасность и т. п.) и вовне – обязательства перед донорами и перед целевой группой. 5. Соответствует требованиям действующего законодательства. 6. Хорошо структурирован, удобен в управлении. В меру подробный. Имеет необходимые комментарии и пояснения. Рассчитан в Excel или другой программе с использованием формул, что позволяет избежать арифметических ошибок и легко пересчитывать весь бюджет при изменении отдельных параметров. 7. Представляет достоверные цены (при необходимости с учетом инфляции), не занижен и не завышен как по расходам, так и по доходам. Важно также оценить, насколько продумана система управления бюджетом (система мониторинга и учета фактических расходов и доходов, профилактика рисков, ответственность за исполнение бюджета и т.п.).

 

 

Собственно говоря, именно рамки бюджета позволяют вам осуществить все три ранее упомянутых шага и, в частности, форматировать процесс уточнения расходов организации. Очень важно понимать, какие именно расходы есть в вашей организации, насколько они велики и как соотносятся с доходами. В бюджете организации можно выделить 2 группы расходов – проектные (либо программные) и административные. Проектные/программные расходы – расходы, направленные на проведение мероприятий и программ организации (например, проведение спортивных турниров и состязаний, занятий по профориентации с молодежью, выездных семинаров и т. п.). К этому же блоку можно отнести расходы на организацию и оказание платных услуг организации (если они есть) - так называемые коммерческие расходы. Важно отметить, что в отличие от коммерческих структур, где распределение расходов относится к управленческому, внутреннему учету, т. е. может вестись так, как решит организация, и даже не вестись вовсе, то для некоммерческих организаций распределение расходов оговорено законодательством. НКО обязана вести учет расходов целевым образом, т. е. изначально относить к тому или иному направлению деятельности. Расходы будут признаны целевыми, если по программе (проекту) они соответствуют уставной деятельности, предусмотрены сметой и произведены в соответствии с ней. Они будут признаны целевыми административными, если предусмотрены сметой и не противоречат уставу. Они будут признаны целевыми по коммерческой деятельности, если непосредственно связаны с ее выполнением и такая деятельность предусмотрена уставом.

Теперь коротко коснемся отдельных видов расходов. Причем если с программными расходами все более или менее понятно – они зависят от содержания того или иного проекта, то административные расходы обычно вызывают довольно много вопросов. Среди организаций, принявших участие в опросе, около трети имеют административные расходы менее 10% (включительно). Если рассматривать интервал от 0 до 20 % , то в него укладываются заметно больше половины организаций (около 60%). Только 7% организаций имеют административные расходы, превышающие 50% годового бюджета. Оплата труда: зарплата штатных сотрудников и контрактников, работающих по проекту. Гонорары экспертам и консультантам плюс необходимые отчисления с фонда оплаты труда. Помещение: оплата аренды (покупки) плюс коммунальные платежи в соответствии с количеством необходимых для проекта помещений и продолжительностью их использования для проектных нужд. Оборудование, необходимое для проекта, включая расходные мате- риалы и обслуживание. Командировочные и транспортные расходы: стоимость билетов, суточные, стоимость проживания в гостинице и налоги с суточных, если необходимо. Публикации, издательские расходы: дизайн, верстка, редактирование, корректура, печать. Устный и письменный перевод. Рассылка и связь: почтовые расходы, оплата телефона, факса, электронной почты, Internet. Канцелярские товары и офисные принадлежности для проекта. Интерпретировать эти цифры можно по-разному. Можно объяснять их эффективностью работы, а можно – несознательностью дарителей, которые хотят поддерживать только прямую деятельность и/или неумением организации заложить необходимые административные расходы в бюджеты проектов. Предлагаем вам самим выбрать подходящее объяснение, не забывая, конечно, о том, что некоммерческие организации могут быть очень разными и для каждой организации будет свой ответ. Статьи, которые входят в административные бюджеты НКО – также могут быть очень разными.

Наиболее распространенные – это обслуживание банковских счетов, аренда, канцтовары, телефоны (сотовые и стационарные), ведение бухучета, заработная плата. Для этих же статей можно предложить массу идей по оптимизации. Пытались ли вы: - Найти в своей городе банк с минимальными расценками за обслуживание или договориться с банком о бесплатном обслуживании? - Перейти на упрощенную систему налогообложения? - Передать бухучет на аутсорсинг либо сократить процент занятости бухгалтера (в большинстве организаций базовое бухгалтерское сопровождение вполне реально вести на 30%-ной занятости, получая надбавку на периоды проектов)? Именно так многим НКО удается разумно сократить казалось бы самые необходимые расходы. Есть разные подходы к оптимизации административных расходов. Можно снижать сами расходы, то есть расходовать меньше, чтобы нужно было меньше покрывать («поставлю энергосберегающие лампы, и мне нужно будет не 100, а 20 лампочек в год»). А можно оптимизировать покрытие расходов («использую те же 100 лампочек, но не куплю, а попрошу пожертвовать или попрошу скидку; либо заложу эти лампочки в проектный бюджет как расходы по проекту»). Ну и конечно же, экономить на административных расходах сверх меры не стоит: это может отразиться как на репутации организации, так и на качестве и эффективности работы. При поиске средств обратите внимание на то, что ее просматривают все доноры, независимо от того, обращаетесь ли вы за корпоративным пожертвованием, пытаетесь получить государственную субсидию или участвуете в грантовом конкурсе. Бюджет должен быть прямым образом связан с деятельностью по проекту/ программе (мероприятиями). Также в большинстве случаев вам понадобится сделать пояснения – комментарии к бюджету. На основании чего рассчитывались заработная плата, стоимость оборудования, уровень расходов на типографские и другие услуги? Можно выделить 5 этапов работы с бюджетом проекта. 1-й этап расчет бюджета проекта без учета требований конкретных доноров. На этом этапе важно: - просчитать все необходимые ресурсы для реализации проекта; - понять, какие ресурсы уже имеются в организации; - рассчитать минимальный и максимальный бюджеты проекта. 2-й этап расчет бюджета под конкретного донора.

 

Заключение

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации (структуры, правового положения и взаимоотношения) высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в порядке импичмента).

Таким образом, форма государственного правления дает возможность уяснить следующие моменты:

1) как создаются высшие органы правления государства, и какого их строение;

2) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

3) как стоятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

4) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, форма государственного устройства и государственного режима.

Не может быть одной модели формы правления для всех государств. Форма правления зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует применять оптимально соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного государства.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Все перечисленные формы государственного правления основаны на принципе разделения государственной власти, конечно, кроме абсолютной монархии, однако способы его реализации в каждой из этих форм разные.

Так, если законодательная власть при всех этих формах государственного правления принадлежит парламенту, то исполнительная в дуалистических монархиях и президентских республиках осуществляется главой государства (монархом или президентом), при парламентских формах – правительством, а в смешанных республиках – совместно главой государства и правительством.

Поскольку разделение государственной власти – это признак правового демократического государства, то реальные республики (президентская, парламентская и смешанная) и ограниченные (парламентские) монархии имеют формы правления правового государства.

В то же время в неправовом государстве действует принцип единовластия, в соответствии с чем и формы его правления единовластные, причем это касается как реальной монархии, так и номинальной республики.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.