Любое государство, в том числе и современное российское государство, следует анализировать с позиций его сущности, содержания функций, форм, особенностей организации его аппарата, а также места государства в политической системе общества[8].
В этом плане произошли серьезные изменения к форме российского государства. С принятием Конституции 1993 г. Россия стала смешанной республикой. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подобных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике[9].
Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
- назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации[10];
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных "Конституцией" Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения[11].
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Таким образом, Президент РФ формирует правительство России и решает вопрос о его отставке, Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии. Государственная Дума не может быть распущена в течении года после её избрания согласно конституции России, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента Российской Федерации, а так же с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации[12].
Таким образом, недостатки смешанной формы республиканского правления достаточно очевидны.
Во-первых, властный механизм имеет слишком громоздкий и сложный характер, что затрудняет нормальное взаимодействие ветвей власти;
Во-вторых, парламент в сравнении с президентско-правительственной властью находится в явно ущемленном положении: он фактически не участвует в формировании правительства, и не в состоянии должным образом контролировать его работу, так как в случае выражения ему недоверия он сам может быть распущен Президентом.
В-третьих, в ситуации, когда президент представляет одну политическую силу (например, одну из правых партий), а на парламентских выборах побеждает оппозиция, возникает трудноразрешимое напряжение между ветвями власти.