Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы



Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников мы провели контрольный эксперимент.

Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в экспериментальной группе повысился.

Результаты опытно-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, позволяют говорить о целесообразности их дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.

При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т.к для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития интеллекта дошкольников в группе.

На таблице 4 показаны результаты проведения теста Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека" после формирующего эксперимента.

Таблица 4. Оценка интеллекта дошкольников по методике Гуднаф-Харриса "Нарисуй человека" (на февраль 2006 года)

Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе уровень интеллекта по всем показателям повысился, в то время как в контрольной группе этот показатель изменился, но всё же в этой группе есть дети с низким уровнем интеллекта, а в экспериментальной группе этот показатель равен нулю.

Оценка уровня интеллекта дошкольников по методике Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека" (на февраль 2006 года).

Рисунок 4

В таблице 5 даны результаты прохождения теста "Логические классификации" после проведения формирующего эксперимента.

Таблица 5. Оценка уровня вербальных способностей по методике "Логическая классификация" (на февраль 2006 года)

Оценка уровня вербальных способностей по методике "Логическая классификация" (на февраль 2006 года).

Рисунок 5

Полученные данные свидетельствуют о том, что средний показатель уровня интеллекта в двух группах одинаков, но в экспериментальной группе процент детей с высоким показателем повысился, с низким – равен нулю. В контрольной группе остались дети с низким показателем уровня интеллекта.

В таблице 6 приведены результаты проведения теста "Прогрессивные цветные матрицы"

Таблица 6. Оценка уровня развития невербального интеллекта по методике "Прогрессивные цветные матрицы" (на февраль 2006 года)

Оценка уровня развития невербального интеллекта по методике "Прогрессивные цветные матрицы" (на февраль 2006 года).

Рисунок 6

Результаты опытно-педагогической работы по целенаправленному применению дидактических игр для развития интеллекта дошкольников доказывают эффективность проведения методики, что позволяет говорить о целесообразности её дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.

Выводы по главе 2

Организация исследования предполагала анализ изменений, произошедших в ходе экспериментальной работы; изменений, произошедших в развитии интеллектуальных способностей дошкольников в результате проведения с ними различных дидактических игр, направленных на развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Для оценки интеллекта дошкольников мы применили тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека".

Для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени мы использовали методику "Логическая классификация" Лурия-Карпова.

Для оценки уровня развития общего и невербального интеллекта мы использовали методику "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равена.

Результаты проведённого психологического анализа позволили сделать следующие выводы:

при сравнении исходного уровня развития интеллекта у детей экспериментальной и контрольной группы результаты оказались сравнительно одинаковые;

после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня интеллекта детей в экспериментальной группе, что может быть свидетельством объективных процессов становления и развития интеллекта детей.

Важным моментом при проведении исследования являлся выбор критериев оценки полученных результатов. Оценка полученных результатов проводилась согласно методическим указаниям интерпретации результатов тестирования.

Главной целью формирующего эксперимента являлся подбор и проверка эффективности методов, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей дошкольников.

Во время формирующего эксперимента была проведена работа по развитию интеллектуальных способностей детей, которая включала в себя целенаправленное использование дидактических игр на каждом занятии, использование элементов ТРИЗ при наблюдениях на прогулке, использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук.

Анализ на заключительном этапе показал следующее: при сопоставлении результатов исследования экспериментальной и контрольной групп было установлено, что в первой группе испытуемых уровень интеллекта значительно повысился, что свидетельствует об эффективности целенаправленного использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников.

Заключение

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература поданной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и оценена эффективность использования дидактических игр в развитии интеллекта детей, т.е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.

В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.

Также следует отметить, что развитие интеллекта в дошкольном возрасте начинается вне зависимости от применения образовательных ли развивающих программ. Использование игрового материала в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.

Список литературы

1. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М., 1986. – С.85.

2. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти. М., 1998.

3. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.

4. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск, 1998.

5. Психология и педагогика игры дошкольника. / под редакцией А.П. Усовой, А.В. Запорожца. М., 1996.

6. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1996.

7. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.

8. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.

9. Бохорский Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр. М., 1997.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта. С-Пб., 2002.

11. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М., 1992.

12. Поливанов А.Н. Психология интеллекта. М., 1997.

13. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2004.

14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

15. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 1999.

16. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998.

17. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.

18. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.

19. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.

20. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.

21. Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры. Тбилиси, 1999.

22. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.

23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1992.

24. Рубинштейн С.Л. Краткий словарь психологических понятий. М., 1996.

25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.

26. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. С-Пб., 1998.

27. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М, 1996.

28. Базард Э.А. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников. Минск, 1999.

29. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.

30. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. С-Пб., 2000.

31. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления. /Вопросы психологии, 1999,№ 6.

32. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.

33. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. М., 2002.

34. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1996.

35. Инельдер Б.О. Развитие мыслительных действий ребёнка. М. 1997.

36. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.

37. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 1995, №1.

38. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.

39. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986.

40. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.

41. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. М., 1998.

42. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.

43. Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб., 1993.

44. Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.

45. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. С-Пб., 1998.

46. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 1999.

47. Дружинин В.М. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000.

48. Вяхирева Е.А. Виды игр и их особенности. М., 1994.

49. Давидчук А.Н. Восприятие и модели памяти. С-Пб., 1998.

50. Гаудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2000.

51. Журавлёв А.П. Механизмы игры. М., 1997.

52. Левина М.З. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. С-Пб., 1997.

53. Редько А.З. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников. /Вестник науки, 1998.

54. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.

55. Щедровицкая Г.В. Игра и её особенности в дошкольном возрасте. М., 1997.

56. Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.

57. Альманах психологических тестов. М., 1998.

58. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1994.

59. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1998.

60. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.

Приложение 1

Результаты выполнения тестовых заданий детей контрольной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

Приложение 2

Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

Приложение 3

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук

Комплекс №1 (гимнастический)

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонями вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя руками вместе.

5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, затем на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.

10. Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняется движение так, что сначала впереди оказывается средний палец, потом указательный.

Комплекс №2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок"

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой – и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает коготки"

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Бег"

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра "Быстрые вращения"

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее.

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить – это "заборчик".

Обе руки сжать в кулак – это "камешки".

По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Доклад для защиты исследовательской работы.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре формируются и перестраиваются частные психические процессы. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная обработка происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, то есть эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена. А для этого требуется систематическое и умелое руководство игрой со стороны взрослых. Но и при наличии такого руководства те интеллектуальные качества, которые несёт в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально-психологических особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют непреходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных видах труда, и, если они не будут сформированы в дошкольном возрасте, наверстать это потом чрезвычайно трудно.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания. Формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).

Важная роль дидактической игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних. Предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Целью нашего исследования было показать эффективность применения дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена теоретическому анализу развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов. В данной главе были рассмотрены такие вопросы, как особенности развития интеллектуальных способностей дошкольников, использование дидактических игр для развития интеллекта дошкольников, классификация игр и их влияние на развитие психических процессов детей. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию развития интеллектуальных способностей дошкольников. В ней была проведена оценка интеллектуальных способностей дошкольников, оценка эффективности приёмов и методов по развитию интеллекта детей, рекомендации для воспитателей.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач. Первая из них: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников. Мы исходили из предположения, что если проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, то можно будет подобрать те методики и приёмы, которые дадут наибольший эффект в развитии интеллекта дошкольников. Анализ работ поданной проблеме таких авторов, как Бурков Ф.М., Тихомирова Л.Ф., Субботин О.Ю., Поливанов А.Н., Холодная М.А., привёл нас к пониманию того, что интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Интеллектуальные способности как внешнее проявление интеллекта классифицируются различными авторами по-разному. Интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, в особенностях развития речи ребёнка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Разработанная теоретическая модель становления интеллекта дошкольников стала основой для решения второй задачи эксперимента, когда мы исследовали уровень интеллектуальных способностей. Для этого мы использовали методики оценки уровня интеллекта Гудинаф-Харриса, "Логическая классификация" Лурия-Карпова, методику "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна. Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут. Результаты каждого испытания сопоставлялись с нормой и классифицировались как средние, высокие, низкие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Определение уровня интеллекта проводилось согласно методикам, указанным в интерпритации результатов тестирования. В зависимости от набранной суммы баллов определялся уровень интеллекта дошкольников. С высоким уровнем интеллекта считались дети, получившие в сумме 26 баллов, со средним – 16-18 баллов, с низким – 7-9 баллов. Результаты тестирования показали, что в экспериментальной и контрольной группах средний уровень интеллекта приблизительно одинаков, но есть дети с низким уровнем интеллекта.

Полученные результаты позволили перейти к третьей задаче нашего исследования: оценке эффективного целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллекта дошкольников. Особое внимание в своём исследовании мы уделили проблеме оценки эффективности предлагаемой системы условий. При этом нашей задачей был не только анализ результатов, но также протекание и коррекция самого педагогического процесса. При поиске оптимальных методов и средств по повышению интеллектуальных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки её эффективности. В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники в экспериментальной и контрольной группах обучались по одной программе, но к испытуемым экспериментальной группы были применены психолого-педагогические методы и приёмы по повышению интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр. Для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. Дидактические игры на развитие мышления, памяти, воображения, внимания использовались ежедневно, на каждом занятии по формированию элементарных математических представлений, на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим. Также в начале каждого занятия проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Во время наблюдений на прогулках активно использовались элементы ТРИЗ – игра "Хорошо-плохо", решение противоречий, фантазирование. Каждая из игр использовалась по 2-3 раза, с перерывом в 2-3 занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или конце занятия.

В силу того, что большинство дошкольников любят рисовать, тест "Нарисуй человека" Гудинаф-Харриса помог установить контакт с ребёнком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик. Ребёнку выдавался лист белой бумаги стандартного формата и простой карандаш. Ребёнка просили "как можно лучше" нарисовать человека. По ходу рисунка комментарии не допускаются. Если ребёнок выполнял рисунок человека не в полный рост, то ему предлагалось сделать новый рисунок. По завершению рисунка проводилась дополнительная беседа, в которой уточнялись непонятные детали и особенности изображения. Тест проводился индивидуально. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие – 0 баллов. "Логическая классификация" – данная психологическая диагностика направлена на выявление умений определить взаимосвязь предметов и объектов. Используется для исследования уровня течения мыслительных процессов, способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития логического мышления. Графический вариант методики состоит из серии рядов карт – из 7 различных групп, в каждой из которых одна картинка является по смыслу лишней. Экспериментатор показывает набор картинок из группы (при необходимости дважды), а затем просит ребёнка назвать "лишнюю". Успешность выполнения оценивается в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, максимально возможное количество баллов – 7.

Тест "прогрессивные цветные матрицы" принят для оценки развития невербальных форм интеллекта и невербальных способностей, которые заключаются в умении свободно оперировать невербальным материалом, решать конструктивные задачи, позволяет сравнить баланс уровня развития разных форм интеллекта. Матрица Равенна оценивает невербальные свойства интеллекта, определяющиеся характеристиками внимания, зрительной памяти, процедурами сравнения, обобщения, анализа. Тест состоит из двух серий матриц – А, Ав, В, в каждой из которых 12 карт-задач. Ребёнку предлагалась карта, на которой изображён цветной или чёрно-белый коврик и 6 заплаток. Ребёнок внимательно рассматривает рисунок коврика, а затем рисунок всех заплаток и выбирает заплатку, подходящую по рисунку к коврику. Номер выбранной матрицы заносился в протокол. За правильный ответ присваивался один балл. Соответственно максимальное количество баллов – 36. Потом подсчитывались суммы баллов: общие и отдельно по каждой серии. Затем вычислялся процент правильных ответов от общего количества детей. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в экспериментальной группе повысился, увеличилось число детей с высоким уровнем интеллекта, с низким уровнем интеллекта детей не стало. В контрольной группе показатели уровня интеллекта изменились, но всё же в этой группе процент детей с высоким уровнем интеллекта ниже, есть дети с низким уровнем интеллекта.

Экспериментальная работа, проводимая в детском саду "Ракета", показала, во-первых, воспроизводимость описанного нами опыта, во-вторых, что наилучшие результаты достигаются там, где в наибольшей мере удаётся реализовать рекомендации, вытекающие из общей гипотезы исследования.

Проведённая опытно-экспериментальная работа позволяет утверждать, что гипотеза истинна или, во всяком случае, она не противоречит полученным в исследовании фактам. Сказанное выше даёт возможность предположить, что работа обладает научной новизной, которая состоит в выявлении.

Яндекс.Директ

Техника исполнения желаний. ЖмитеПрактические видео уроки с конкретными шагами. Попробуйте бесплатно!art.ted1.ru×Скрыть объявление
Спасибо. Объявление скрыто.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.