Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни

Поведенческие ориентиры психического развития ребенка

(по И.В. Дубровиной )

 

 

Возраст Основная характеристика развития
К 1 году Ребенок использует 7—14 слов, сосредоточенно занимается од­ним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес.)  
К 1,5 годам Словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо хо­дит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: что? кто?  
К 2 годам   Словарный запас увеличивается до 300—400 слов, основные во­просы ребенка: что это? кто это? Ребенок осваивает существи­тельные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Фор­мируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ре­бенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков  
К 2,5 годам Словарный запас составляет порядка 1 тыс. слов. Появляются ориен­тировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте за­держка речевого развития должна настораживать — это может сви­детельствовать о задержке психического развития или глухоте  
  К 3 годам Появляется вопрос вопросов: почему? Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопро­сами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать це­лое: по ушам — зайца, по хоботу — слона  
К 3,5 годам   Осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами, а несколько позже со свер­стниками. Ребенок эмоционален, самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к со­чувствию  
К 4 годам Способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предло­жение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основ­ной вопрос: почему? У ребенка с ЗПР преобладают вопросы: что? где? куда? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40—50 мин  
К 4,5 годам Способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает во­прос: зачем?
К 5 годам Умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес. Уме­ет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела  
К 6 годам Словарный запас составляет около 4 тыс. слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметиче­ские задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориенти­руется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отно­шениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь  

 

Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни

(по И.А. Скворцову, Н.А. Ермоленко)

Возраст Крупная моторика
1 – 4 недели Все безусловные рефлексы вызываются, рефлексы симмет­ричны  
1 месяц Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает голову в сторону
1 месяц Пытается поднимать голову, лежа на животе
1,5 месяца Приподнимает голову на 45°, лежа на животе, удерживает ее 10—20 с, ноги при этом напряжены
2 месяца В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами; Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)
2,5 месяца Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)
3 месяца Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня
4 месяца Появляется опора на ноги
4,5 месяца Активно поднимает голову из положения на спине. Перево­рачивается на бок
5 месяцев Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову
5, 5 месяца Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой
6 месяцев Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку. Сидит при пассивно приданной позе
6,5 месяца Переворачивается со спины на живот
7 месяцев Переворачивается с живота на спину Ползает без включения тазового пояса
7,5 месяца Синхронно ползает по-пластунски; Самостоятельно приседает из положения лежа через бочек
8 месяцев Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие. Стоит на четвереньках
8,5 месяца Садится самостоятельно из любых положений и сидит уве­ренно
9 месяцев Передвигается на четвереньках самостоятельно
10 месяцев Стоит у опоры, встает самостоятельно
11 месяцев Стоит самостоятельно
11,5 месяца Ходит с поддержкой
12 месяцев Ходит самостоятельно
1 год 3 месяца Ходит длительно, поворачивается
1 год 6 месяцев Перешагивает через препятствия
1 год 10 месяцев Пытается бегать
1 год 11 месяцев Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
2 года Бегает. Самостоятельно приседает и встает. Наклоняется и поднимает предметы с пола
2 года 6 месяцев Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, спускает­ся по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Умеет ездить на трехколесном велосипеде
3 года Прыгает на двух ногах
4 года Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге
5 лет Выполняет одновременно два вида движений

 

Возраст Мелкая моторика
1неделя Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения паль­цами
2 месяца Открывает кулачок
2,5 месяца Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот
3 месяца Иногда захватывает предмет кистью руки
3,5 месяца Тянется к игрушке, хватает еерукой
4,5 месяца Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бро­сает
5 месяцев Начинает захватывать мелкие предметы
5,5 месяца Перекладывает игрушку из руки в руку
7 месяцев Активно манипулирует предметами
8 месяцев Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку
8,5 месяца Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает)
9 месяцев Пытается ставить кубик на кубик
10 месяцев Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы
11 месяцев Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки
12 месяцев Может перелистывать страницы у картонной книжки. Опус­кает мелкие предметы в узкое отверстие
1 год 2 месяца Переворачивает одновременно 2—3 страницы
1 год 5 месяцев Рисует каракули, росчерки
1 год 6 месяцев Разрывает бумагу
1 год 8 месяцев Переворачивает по одной странице
2 года Формируется предпочтение ведущей руки. По показу повто­ряет вертикальные и круглые линии
2 года 6 месяцев «Правильно» держит карандаш
3 года Копирует круг. Расстегивает пуговицы
4 года Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу
5 лет Копирует треугольник. Правильно рисует квадрат

 

 

Возраст Зрительное восприятие
1неделя Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света
1 месяц Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недол­гое прослеживание ее глазами
1,5 месяца Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40— 50 см вправо и влево от средней линии
2 месяца Длительное сосредоточение взора на предметах
3 месяца Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев
3,5 месяца Тянется к игрушке
4 месяца Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии
4,5 месяца Игрушку подносит к глазам, рассматривает
5 месяцев Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, рас­положенные в разных местах
6 месяцев Рассматривает крупные картинки
7 месяцев Активно захватывает игрушку из любых положений
8 месяцев Дифференцированно воспринимает близких и знакомых людей
9 месяцев Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку
10 месяцев Узнает себя и близких в зеркале
1 год Показывает отдельные предметы в быту
1 год 2 месяца Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
1 год 3 месяца Узнает несколько простых картинок (около 5)
1 год 8 месяцев Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
1 год 9 месяцев Дифференцирует количество предметов; Подбирает парные игрушки и картинки
2 года Узнает знакомые предметы по ТВ. Знает много картинок (10—15)
2 года 6 меся­цев Понимает смысл простых картинок с действием. Узнает кон­турные, черно-белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета
3 года Узнает перечеркнутые изображения. Узнает наложенные изображения
3 года 6 месяцев Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы
4 года Может сам составить рассказ по сюжетной картинке. Пони­мает смысл последовательных картинок  
4 года 6 месяцев Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом  

 

 

Возраст Слуховое восприятие
1 неделя Вздрагивает и мигает при громком звуке
2 недели Слуховое сосредоточение
1 месяц Начало локализации звуков в пространстве
1,5 месяца Улыбается, когда слышит голос взрослого
2 месяца Замирает при появлении нового звука на фоне других
2,5 месяца Узнает тембр голоса матери
3 месяца После звуковой стимуляции издает гласные звуки
4 месяца Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука
6 месяцев Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя. Начало аутоэхолалии
6,5 месяца Начинает понимать команды с жестовым подкреплением
7 месяцев Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки
8, 5 месяцев Плясовые движения под веселую музыку
1 год Пытается воспроизводить серии речевых звуков с опреде­ленной интонацией и ритмом
1 год 3 месяца Повторяет услышанные короткие слова «Вставляет» слова в знакомые стихи
1 год 5 месяцев Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
1 год 8 месяцев Может отстукивать ритмы по образцу:
3 года — простые;
5 лет — акцентированные;
6 лет — по устной инструкции

 

 

Возраст Импрессивная речь
1 месяц Реакция сосредоточения на голос взрослого, притормаживает двигательные реакции, «ротовое» внимание  
3 месяца Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоцио­нальных реакций
4 месяца Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
5 месяцев В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
6 месяцев Реагирует на свое имя
7 месяцев Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
7,5 месяца Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрос­лого
8 месяцев Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы
8,5 месяца Понимает речевые команды без жестового подкрепления
9 месяцев По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте
9,5 месяца Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого
10 месяцев Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках
10,5 месяца По указанию взрослых выполняет действия с игрушками
11 месяцев Понимает команду «нельзя»
1 год Выполняет много команд по просьбе взрослого
1 год 3 месяца Показывает несколько частей тела
1 год 6 месяцев Показывает все части тела
1 год 8 месяцев Показывает все объекты в быту
2 года Показывает много картинок
2 года 5 меся­цев Понимает содержательную речь, несложные рассказы. Мо­жет односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного дей­ствия
3 года 5 меся­цев Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте
4 года Может ответить на отвлеченные вопросы, например: светит ли ночью солнце?
5—6 лет Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»
1 год 6 месяцев Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоцио­нальных реакций
1 год 8 месяцев Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
2 года В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
2 года 5 меся­цев Реагирует на свое имя
3 года 5 меся­цев Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
4 года Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрос­лого
5—6 лет Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы

 

 

Возраст Экспрессивная речь
1 месяца Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним
2месяца Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит
3месяцев Интонационная выразительность голосовых реакций, на­чальное гуление
4 месяца Активное гуление
5 месяца Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков
5,5 месяца Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)
6 месяцев Активный недифференцированный лепет
6,5 месяцев Разнообразный активный лепет (передне-, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии
7,5 месяцев Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»
9 месяцев Подражая взрослому, учит новые слоги
10 месяцев Называет людей и предметы слогами
1 год Говорит около 5 слов (мама, деда)
1 год 2 месяца Соотносит слоги с определенным предметом;  
1 год 4 месяца Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
1 год 6 месяцев Говорит около 10 слов (в основном названия)
1 год 8 месяцев «Телеграфная речь», двухсловные предложения
2 года Составляет предложения из 3—4 слов
2 года 6 месяцев Задает вопросы со словами: кто? где? куда? (порядок слов не всегда правильный). Легко повторяет фразы
3 года Пытается использовать множественное число, прошедшее время; Использует отрицательные частицы «не», «ни»
3 года 6 месяцев Использует прилагательные и местоимения. Задает вопросы: когда? что внутри? почему? Способен вести диалог со взрос­лым человеком. Использует сложные предложения
4 года Использует вежливые просьбы. Использует будущее время. Использует определение пространства — «на», «под», «за»
4 года 6 месяцев Читает стихи
5 лет Появляется соединение простых предложений в сложные. Появляются разделительные вопросы. Может описать свои чувства
5 – 6 лет Начинает употреблять абстрактные понятия: «счастье», «лю­бовь», «надежда», «ложь»

 

 

Возраст Интеллект
0—2 месяца Формируются простые ассоциации: если кричать, то тебя возьмут на руки ; Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени
3 месяца Начинает различать окружающих, может узнать мать в груп­пе людей, может чувствовать незнакомые места и незнако­мых людей
4 месяца Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу
4,5 месяца Развитие функции активного внимания, поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражи­телем
5 месяцев Начинает догадываться о причине и следствии: если потря­сти погремушку — она загремит. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает вни­мание ребенка
5,5 месяца Следит откуда и куда падает предмет
6 месяцев После зрительного и тактильного исследования игрушки начинает искать для нее применение (стучит, гремит погре­мушкой)
6,5 месяца Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет
7 месяцев Начинает ожидать от близких людей характерных действий, кормления от матери, индивидуальной игры от каждого чле­на семьи. Может узнавать по части целое, ожидает появление целого предмета, увидев только его часть
7,5 месяца Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки
8 месяцев Поиск наполовину спрятанной игрушки
9 месяцев Запоминает, как реагировать на определенные фразы, под­нимает руки, когда слышит фразу: «Такой большой!»
10 месяцев Пользуется «указательными жестами»
11 месяцев Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребе­нок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной иг­рушке)
11,5 месяца Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения. В состоянии определить высоту и края предметов
1 год Узнает значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. Ищет спрятанную игрушку
1 год 5 месяцев Тянет в рот только съедобное
1 год 6 месяцев Узнает простые картинки в книге
1 год 7 месяцев Может выполнить поручение, состоящее из одного действия
1 год 11 меся­цев Различает: «один» и «много», «большой» и «маленький»
2 года Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок
2 года 6 меся­цев Выполняет поручения из 2—3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне). Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника. Подбирает цвета по образцу (синий цвет к синему)
3 года Классификация на 2 группы (по цвету, форме)
3 года 6 меся­цев Классификация на 3—4 группы (по геометрической форме, цвету)
4 года Легко заполняет доску Сегена. Выполняет простую класси­фикацию картинок (4—5 групп) с помощью взрослого
4 года 6 меся­цев Выполняет простую класификацию картинок из 4—5 групп самостоятельно
5 лет Овладевает понятиями: «больше», «выше», «шире», «длин­нее», «равные», «одинаковые»

 

Возраст Вербальный интеллект
5 лет Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затруд­няется. Отгадывает загадки, используя накопленный опыт
6 лет Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функ­циональные и категориальные свойства объектов
6 лет 6 месяцев Способность целостного восприятия объекта: «Кто нарисо­вал этого слона?» Самостоятельно. С помощью взрослого
7 лет Способен разделять объекты на классы и подклассы

 

Возраст Конструирование
8,5 месяца Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
9 месяцев Строит простые сооружения из кубиков
11 месяцев Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок. Строит по образцу поезд, башенку
1 год Строит по образцу мост. Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку
1 год 9 месяцев Самостоятельно рисует человека (примитивно). Строит сложные сюжетные конструкции. Собирает кубики Линка по образцу
2 года Складывает картинки из кубиков. Рисует человечка с туло­вищем
3 года Рисует человека в одежде. Рисует сюжетные рисунки
3 года 6 меся­цев Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
4 года Строит простые сооружения из кубиков
5 лет Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок. Строит по образцу поезд, башенку

 

Возраст Эмоции, коммуникации
1—2 недели Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт — громкий крик без интонационной вы­разительности, слез нет
1,5 месяца Появление ответной улыбки, «ротового» внимания через некоторое время после «заигрывания»
2 месяца На эмоциональный контакт ребенок отвечает активной улыбкой
3 месяца Смеется в голос
4 месяц В ответ на общение проявляет выраженный «комплекс ожив­ления»; «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро
4,5 месяца Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для воспри­ятия реакции взрослого
5 месяцев Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул. Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит. Различает мимику и жесты окружающих
5,5 месяца Реагирует на строгие и ласковые интонации
6 месяцев Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмо­ции дифференцированы
7,5 месяца Тянет руки, чтобы взяли на руки
7 месяцев Устав, начинает требовать внимания самого близкого чело­века (чаще матери)
8 месяцев Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на об­щение
9 месяцев Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, рече­вом уровнях
10 месяцев Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями
11 месяцев Машет рукой на прощание
12 месяцев По просьбе обнимает родителей
1 год 2 месяца Появляется сопереживание, утешение
1 год 3 месяца Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
1 год 4 месяца Использует «да» (слово, звук, жест), выражая согласие
год 7 месяцев Помогает в простейших работах (по инструкции)
1 год 8 месяцев Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
1 год 10 меся­цев Активно пользуется жестами. Острая реакция на отсутствие матери
3 года Появляется понимание и использование в речи местоимений: я — мое, ты — твое. Знает свой пол
4 года Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми
4 года 6 меся­цев Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы
5—6 лет Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству

 

Возраст Самообслуживание
5 месяцев Может есть с ложки
6 месяцев Держит бутылочку, из которой сосет
7 месяцев Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев Помогает одевать себя (подает руку, ногу)
9 месяцев Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)
1 год Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье
1 год 2 месяца С помощью подносит ложку ко рту
1 год 3 месяца Пьет из чашки, не проливая. Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
1 год 4 месяца Моет руки с небольшой помощью
1 год 6 месяцев Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу
6 месяцев Может есть с ложки
7 месяцев Держит бутылочку, из которой сосет
8 месяце Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев Помогает одевать себя (подает руку, ногу)
1 год 9 месяцев , Снимает расстегнутое пальто, куртку
1 год 10 меся­цев Ест и пьет самостоятельно
2 года Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Просится на горшок в дневное время. Самостоятельно моет и вытирает руки. Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого
2 года 6 меся­цев Ест ложкой или вилкой самостоятельно (аккуратно). Надева­ет простые предметы одежды (варежки, шапку)
3 года Наливает в чашку воду (не аккуратно). Расстегивает пуговицы
4 года Застегивает пуговицы, кнопки, молнию. Одевается без по­сторонней помощи. Отличает переднюю часть одежды от задней
5—6 лет Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

 

 

Возраст Игра
3 месяца Рассматривает вложенную в руку игрушку; Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ре­бенка
4 месяца Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее
5 месяцев Занятия с игрушкой — доминирующая, эмоционально окра­шенная форма деятельности. Подолгу играет с подвешенны­ми игрушками
5,5 месяца Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает
9 месяцев Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям
9,5 месяца Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает
10 месяцев Усвоение условных действий с игрушками и предметами
11 месяцев Играет с несколькими игрушками, надевает кольца на стержень
1 год Играет с мячом
1 год 1 месяц Строит простые структуры из блоков
1 год 2 месяца Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
1 год 3 месяца Наблюдает за игрой других детей
1 год 4 месяца Играет самостоятельно, если рядом взрослый
1 год 6 месяцев Начало функциональной игры
1 год 9 месяцев Любит катать, перетаскивать игрушки; Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков
2 года Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Делает куличики. Собирает закручивающиеся игрушки
2 года 6 меся­цев Собирает пирамидку по порядку. Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)
3 года Совместная сюжетная игра с другим ребенком
3 года 6 меся­цев Игра с воображаемой действительностью. Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)
4 года Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)
4 года 6 меся­цев В сюжете игры появляются разные типы отношений (управ­ления, подчинения, равноправия). Длительная совместная игра 4—5 детей с поочередной сменой ролей. «Драматиче­ская» игра. Сюжет отражает сцены из повседневной жизни
5—6 лет Усвоение способов построения сюжета — опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры, приду­мывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирова­ние, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплоще­ние в животных и др.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.