Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни
Поведенческие ориентиры психического развития ребенка
(по И.В. Дубровиной )
Возраст
Основная характеристика развития
К 1 году
Ребенок использует 7—14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес.)
К 1,5 годам
Словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: что? кто?
К 2 годам
Словарный запас увеличивается до 300—400 слов, основные вопросы ребенка: что это? кто это? Ребенок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков
К 2,5 годам
Словарный запас составляет порядка 1 тыс. слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать — это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте
К 3 годам
Появляется вопрос вопросов: почему? Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона
К 3,5 годам
Осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами, а несколько позже со сверстниками. Ребенок эмоционален, самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию
К 4 годам
Способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос: почему? У ребенка с ЗПР преобладают вопросы: что? где? куда? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40—50 мин
К 4,5 годам
Способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос: зачем?
К 5 годам
Умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела
К 6 годам
Словарный запас составляет около 4 тыс. слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь
Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни
(по И.А. Скворцову, Н.А. Ермоленко)
Возраст
Крупная моторика
1 – 4 недели
Все безусловные рефлексы вызываются, рефлексы симметричны
1 месяц
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает голову в сторону
1 месяц
Пытается поднимать голову, лежа на животе
1,5 месяца
Приподнимает голову на 45°, лежа на животе, удерживает ее 10—20 с, ноги при этом напряжены
2 месяца
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами;
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)
2,5 месяца
Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)
3 месяца
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня
4 месяца
Появляется опора на ноги
4,5 месяца
Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок
5 месяцев
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову
5, 5 месяца
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой
6 месяцев
Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку. Сидит при пассивно приданной позе
6,5 месяца
Переворачивается со спины на живот
7 месяцев
Переворачивается с живота на спину
Ползает без включения тазового пояса
7,5 месяца
Синхронно ползает по-пластунски;
Самостоятельно приседает из положения лежа через бочек
8 месяцев
Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие. Стоит на четвереньках
8,5 месяца
Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно
9 месяцев
Передвигается на четвереньках самостоятельно
10 месяцев
Стоит у опоры, встает самостоятельно
11 месяцев
Стоит самостоятельно
11,5 месяца
Ходит с поддержкой
12 месяцев
Ходит самостоятельно
1 год 3 месяца
Ходит длительно, поворачивается
1 год 6 месяцев
Перешагивает через препятствия
1 год 10 месяцев
Пытается бегать
1 год 11 месяцев
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
2 года
Бегает. Самостоятельно приседает и встает. Наклоняется и поднимает предметы с пола
2 года 6 месяцев
Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Умеет ездить на трехколесном велосипеде
3 года
Прыгает на двух ногах
4 года
Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге
5 лет
Выполняет одновременно два вида движений
Возраст
Мелкая моторика
1неделя
Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами
2 месяца
Открывает кулачок
2,5 месяца
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот
3 месяца
Иногда захватывает предмет кистью руки
3,5 месяца
Тянется к игрушке, хватает еерукой
4,5 месяца
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает
5 месяцев
Начинает захватывать мелкие предметы
5,5 месяца
Перекладывает игрушку из руки в руку
7 месяцев
Активно манипулирует предметами
8 месяцев
Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку
8,5 месяца
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает)
9 месяцев
Пытается ставить кубик на кубик
10 месяцев
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы
11 месяцев
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки
12 месяцев
Может перелистывать страницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие
1 год 2 месяца
Переворачивает одновременно 2—3 страницы
1 год 5 месяцев
Рисует каракули, росчерки
1 год 6 месяцев
Разрывает бумагу
1 год 8 месяцев
Переворачивает по одной странице
2 года
Формируется предпочтение ведущей руки. По показу повторяет вертикальные и круглые линии
2 года 6 месяцев
«Правильно» держит карандаш
3 года
Копирует круг. Расстегивает пуговицы
4 года
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу
5 лет
Копирует треугольник. Правильно рисует квадрат
Возраст
Зрительное восприятие
1неделя
Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света
1 месяц
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание ее глазами
1,5 месяца
Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40— 50 см вправо и влево от средней линии
2 месяца
Длительное сосредоточение взора на предметах
3 месяца
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев
3,5 месяца
Тянется к игрушке
4 месяца
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии
4,5 месяца
Игрушку подносит к глазам, рассматривает
5 месяцев
Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах
6 месяцев
Рассматривает крупные картинки
7 месяцев
Активно захватывает игрушку из любых положений
8 месяцев
Дифференцированно воспринимает близких и знакомых людей
9 месяцев
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку
10 месяцев
Узнает себя и близких в зеркале
1 год
Показывает отдельные предметы в быту
1 год 2 месяца
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
1 год 3 месяца
Узнает несколько простых картинок (около 5)
1 год 8 месяцев
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
1 год 9 месяцев
Дифференцирует количество предметов;
Подбирает парные игрушки и картинки
2 года
Узнает знакомые предметы по ТВ. Знает много картинок (10—15)
2 года 6 месяцев
Понимает смысл простых картинок с действием. Узнает контурные, черно-белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета
3 года
Узнает перечеркнутые изображения. Узнает наложенные изображения
3 года 6 месяцев
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы
4 года
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке. Понимает смысл последовательных картинок
4 года 6 месяцев
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом
Возраст
Слуховое восприятие
1 неделя
Вздрагивает и мигает при громком звуке
2 недели
Слуховое сосредоточение
1 месяц
Начало локализации звуков в пространстве
1,5 месяца
Улыбается, когда слышит голос взрослого
2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других
2,5 месяца
Узнает тембр голоса матери
3 месяца
После звуковой стимуляции издает гласные звуки
4 месяца
Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука
6 месяцев
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя. Начало аутоэхолалии
6,5 месяца
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением
7 месяцев
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки
8, 5 месяцев
Плясовые движения под веселую музыку
1 год
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом
1 год 3 месяца
Повторяет услышанные короткие слова «Вставляет» слова в знакомые стихи
1 год 5 месяцев
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
1 год 8 месяцев
Может отстукивать ритмы по образцу:
3 года
— простые;
5 лет
— акцентированные;
6 лет
— по устной инструкции
Возраст
Импрессивная речь
1 месяц
Реакция сосредоточения на голос взрослого, притормаживает двигательные реакции, «ротовое» внимание
3 месяца
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций
4 месяца
Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
5 месяцев
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
6 месяцев
Реагирует на свое имя
7 месяцев
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
7,5 месяца
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого
Понимает речевые команды без жестового подкрепления
9 месяцев
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте
9,5 месяца
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого
10 месяцев
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках
10,5 месяца
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками
11 месяцев
Понимает команду «нельзя»
1 год
Выполняет много команд по просьбе взрослого
1 год 3 месяца
Показывает несколько частей тела
1 год 6 месяцев
Показывает все части тела
1 год 8 месяцев
Показывает все объекты в быту
2 года
Показывает много картинок
2 года 5 месяцев
Понимает содержательную речь, несложные рассказы. Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия
3 года 5 месяцев
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте
4 года
Может ответить на отвлеченные вопросы, например: светит ли ночью солнце?
5—6 лет
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»
1 год 6 месяцев
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций
1 год 8 месяцев
Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
2 года
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
2 года 5 месяцев
Реагирует на свое имя
3 года 5 месяцев
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
4 года
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)
6 месяцев
Активный недифференцированный лепет
6,5 месяцев
Разнообразный активный лепет (передне-, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии
7,5 месяцев
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»
9 месяцев
Подражая взрослому, учит новые слоги
10 месяцев
Называет людей и предметы слогами
1 год
Говорит около 5 слов (мама, деда)
1 год 2 месяца
Соотносит слоги с определенным предметом;
1 год 4 месяца
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
1 год 6 месяцев
Говорит около 10 слов (в основном названия)
1 год 8 месяцев
«Телеграфная речь», двухсловные предложения
2 года
Составляет предложения из 3—4 слов
2 года 6 месяцев
Задает вопросы со словами: кто? где? куда? (порядок слов не всегда правильный). Легко повторяет фразы
3 года
Пытается использовать множественное число, прошедшее время; Использует отрицательные частицы «не», «ни»
3 года 6 месяцев
Использует прилагательные и местоимения. Задает вопросы: когда? что внутри? почему? Способен вести диалог со взрослым человеком. Использует сложные предложения
4 года
Использует вежливые просьбы. Использует будущее время. Использует определение пространства — «на», «под», «за»
4 года 6 месяцев
Читает стихи
5 лет
Появляется соединение простых предложений в сложные. Появляются разделительные вопросы. Может описать свои чувства
5 – 6 лет
Начинает употреблять абстрактные понятия: «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»
Возраст
Интеллект
0—2 месяца
Формируются простые ассоциации: если кричать, то тебя возьмут на руки ;
Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени
3 месяца
Начинает различать окружающих, может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей
4 месяца
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу
4,5 месяца
Развитие функции активного внимания, поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем
5 месяцев
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку — она загремит. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка
5,5 месяца
Следит откуда и куда падает предмет
6 месяцев
После зрительного и тактильного исследования игрушки начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)
6,5 месяца
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет
7 месяцев
Начинает ожидать от близких людей характерных действий, кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи. Может узнавать по части целое, ожидает появление целого предмета, увидев только его часть
7,5 месяца
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки
8 месяцев
Поиск наполовину спрятанной игрушки
9 месяцев
Запоминает, как реагировать на определенные фразы, поднимает руки, когда слышит фразу: «Такой большой!»
10 месяцев
Пользуется «указательными жестами»
11 месяцев
Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)
11,5 месяца
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения. В состоянии определить высоту и края предметов
1 год
Узнает значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. Ищет спрятанную игрушку
1 год 5 месяцев
Тянет в рот только съедобное
1 год 6 месяцев
Узнает простые картинки в книге
1 год 7 месяцев
Может выполнить поручение, состоящее из одного действия
1 год 11 месяцев
Различает: «один» и «много», «большой» и «маленький»
2 года
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок
2 года 6 месяцев
Выполняет поручения из 2—3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне). Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника. Подбирает цвета по образцу (синий цвет к синему)
3 года
Классификация на 2 группы (по цвету, форме)
3 года 6 месяцев
Классификация на 3—4 группы (по геометрической форме, цвету)
4 года
Легко заполняет доску Сегена. Выполняет простую классификацию картинок (4—5 групп) с помощью взрослого
4 года 6 месяцев
Выполняет простую класификацию картинок из 4—5 групп самостоятельно
Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется. Отгадывает загадки, используя накопленный опыт
6 лет
Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов
6 лет 6 месяцев
Способность целостного восприятия объекта: «Кто нарисовал этого слона?» Самостоятельно. С помощью взрослого
7 лет
Способен разделять объекты на классы и подклассы
Возраст
Конструирование
8,5 месяца
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
9 месяцев
Строит простые сооружения из кубиков
11 месяцев
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок. Строит по образцу поезд, башенку
1 год
Строит по образцу мост. Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку
1 год 9 месяцев
Самостоятельно рисует человека (примитивно). Строит сложные сюжетные конструкции. Собирает кубики Линка по образцу
2 года
Складывает картинки из кубиков. Рисует человечка с туловищем
3 года
Рисует человека в одежде. Рисует сюжетные рисунки
3 года 6 месяцев
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
4 года
Строит простые сооружения из кубиков
5 лет
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок. Строит по образцу поезд, башенку
Возраст
Эмоции, коммуникации
1—2 недели
Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт — громкий крик без интонационной выразительности, слез нет
1,5 месяца
Появление ответной улыбки, «ротового» внимания через некоторое время после «заигрывания»
2 месяца
На эмоциональный контакт ребенок отвечает активной улыбкой
3 месяца
Смеется в голос
4 месяц
В ответ на общение проявляет выраженный «комплекс оживления»;
«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро
4,5 месяца
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого
5 месяцев
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул. Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит. Различает мимику и жесты окружающих
5,5 месяца
Реагирует на строгие и ласковые интонации
6 месяцев
Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы
7,5 месяца
Тянет руки, чтобы взяли на руки
7 месяцев
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)
8 месяцев
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение
9 месяцев
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях
10 месяцев
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями
11 месяцев
Машет рукой на прощание
12 месяцев
По просьбе обнимает родителей
1 год 2 месяца
Появляется сопереживание, утешение
1 год 3 месяца
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
1 год 4 месяца
Использует «да» (слово, звук, жест), выражая согласие
год 7 месяцев
Помогает в простейших работах (по инструкции)
1 год 8 месяцев
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
1 год 10 месяцев
Активно пользуется жестами. Острая реакция на отсутствие матери
3 года
Появляется понимание и использование в речи местоимений: я — мое, ты — твое. Знает свой пол
4 года
Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми
4 года 6 месяцев
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы
Пьет из чашки, не проливая. Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
1 год 4 месяца
Моет руки с небольшой помощью
1 год 6 месяцев
Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу
6 месяцев
Может есть с ложки
7 месяцев
Держит бутылочку, из которой сосет
8 месяце
Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев
Помогает одевать себя (подает руку, ногу)
1 год 9 месяцев ,
Снимает расстегнутое пальто, куртку
1 год 10 месяцев
Ест и пьет самостоятельно
2 года
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Просится на горшок в дневное время. Самостоятельно моет и вытирает руки. Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого
2 года 6 месяцев
Ест ложкой или вилкой самостоятельно (аккуратно). Надевает простые предметы одежды (варежки, шапку)
3 года
Наливает в чашку воду (не аккуратно). Расстегивает пуговицы
4 года
Застегивает пуговицы, кнопки, молнию. Одевается без посторонней помощи. Отличает переднюю часть одежды от задней
5—6 лет
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках
Возраст
Игра
3 месяца
Рассматривает вложенную в руку игрушку;
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка
4 месяца
Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее
5 месяцев
Занятия с игрушкой — доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности. Подолгу играет с подвешенными игрушками
Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям
9,5 месяца
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает
10 месяцев
Усвоение условных действий с игрушками и предметами
11 месяцев
Играет с несколькими игрушками, надевает кольца на стержень
1 год
Играет с мячом
1 год 1 месяц
Строит простые структуры из блоков
1 год 2 месяца
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
1 год 3 месяца
Наблюдает за игрой других детей
1 год 4 месяца
Играет самостоятельно, если рядом взрослый
1 год 6 месяцев
Начало функциональной игры
1 год 9 месяцев
Любит катать, перетаскивать игрушки;
Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков
2 года
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Делает куличики. Собирает закручивающиеся игрушки
2 года 6 месяцев
Собирает пирамидку по порядку. Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)
3 года
Совместная сюжетная игра с другим ребенком
3 года 6 месяцев
Игра с воображаемой действительностью. Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)
4 года
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)
4 года 6 месяцев
В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия). Длительная совместная игра 4—5 детей с поочередной сменой ролей. «Драматическая» игра. Сюжет отражает сцены из повседневной жизни
5—6 лет
Усвоение способов построения сюжета — опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры, придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)