Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отличимость восполнений



Это требование может быть реализовано за счет применения либо инородного материала, отличить который даже при максимальной приближенности оттенка и фактуры не составляет большой трудности для специалиста, либо материала, однородного подлинному, — за счет отличия формы или одного из декоративных признаков (оттенка или фактуры).

Существует, кроме того, надежный способ отличия патинированного камня разновременного происхождения по различному свечению в отраженном ультрафиолетовом свете.

Степень отличимости может быть разной даже в пределах одной скульптуры -так, наиболее значительные по объему и художественному значению фрагменты могут быть выделены более явно, чем мелкие (например, таким радикальным способом, как намеренное подчеркивание границы стыковки дополненных частей с оригинальными).

Обратимость восполнений

Требование обратимости в отношении материалов, используемых для восполнения утрат, представляется наиболее уязвимым применительно к реставрации скульптуры.

Прежде всего приходится учитывать большой вес и габариты каменной скульптуры, склейка крупных частей которой подвергается серьезным испытаниям на прочность, особенно при перемещениях и транспортировке. Столь жесткие условия диктуют выбор наиболее прочных и надежных материалов, несмотря на их труднообратимость.

Это на первый взгляд противоречит провозглашенному принципу обратимости, однако не следует смешивать это требование с обязательной обратимостью покрывных и пропиточных консервантов, внедряемых в структуру камня.

Совсем иное дело — восполнение приставных, внешних элементов, присоединенных к скульптуре механически: удаление их возможно путем простого отсоединения или, в случае необходимости, разрушения с помощью скульптурного инструмента. Самое важное условие в такой операции — предусмотреть полную сохранность подлинника, что достигается особенностями крепления, например, с применением арматуры и цементирующих масс, рассчитанных на стопроцентную возможность механического отторжения.

 

ПОСТАДИЙНОЕ ВЕДЕНИЕ РАБОТ СО СЪЕМНЫМИ МОДЕЛЯМИ ВОСПОЛНЕНИЙ

 

При положительном решении вопроса о восполнении следует ограничиться самым необходимым их минимумом.

Этот минимум определяется задачей выявления главных художественных или конструктивных особенностей произведения, сохранившихся целиком или фрагментарно (для I и II групп ценностной шкалы). Наличие значительных утрат, так же как и фрагментарность экспоната, не противоречит современным требованиям экспозиции. Современный взгляд на возможность экспонирования такого рода памятников учитывает способность зрительного восприятия к мысленной

его реконструкции. Условием экспонирования памятника является проведение реставрационных работ, сообщающих фрагментарно сохранившемуся экспонату художественную и конструктивную завершенность.

Организация поэтапной работы, начиная с самых первоочередных дополнений, закрепляемых на месте утраты, включает обязательное уточнение и утверждение их в рабочей модели (или макете), с тем чтобы исключить неубедительные, чрезмерные или необязательные привнесения, которые иногда предъявляются «пост фактум».

Благодаря постадийному ведению работ со съемными, легкоудаляемыми моделями восполнений, удается с большой наглядностью сопоставить различные варианты предлагаемых решений, вовремя вносить необходимые поправки и изменения и, таким образом, реально контролировать весь ход этого многотрудного реставрационного процесса.

Вместе с тем в практике реставрации даже явно неуместные привнесения, выполненные вопреки методическим указаниям, но стилистически угаданные, искусно «вписанные» в памятник, способны создавать впечатление органичности, подлинности, порой вводящие в заблуждение самых искушенных специалистов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.