АБ предназначена для питания основных потребителей вагона – на стоянке, в аварийных режимах и при скорости движения поезда менее 40 км/ч. На пассажирских вагонах бывают кислотные и щелочные АБ размещаются под вагоном в специальных ящика, оборудованных вентиляцией для удаления взрывоопасной смеси образующейся при заряде батареи.
Щелочные АБ
38ТНЖ-250 Т - тяговая, НЖ – никель-железная,
40ТНЖ-250 38 – число АБ НК – никель-кадмиевая
Устройство
Полублоки щелочного никель-железного аккумулятора типа ТНЖ-250 состоят из десяти положительных пластин и одиннадцати отрицательных, соединенных шпильками или с помощью сварки. Сепараторами служат эбонитовые палочки. Металлический корпус электрически соединен с полублоком отрицательных пластин и установлен в резиновый изолирующий чехол. Полюсные выводы с резьбовыми наконечниками, служащими для крепления меж аккумуляторных перемычек, изолированы от крышки корпуса эбонитовыми шайбами и имеют уплотняющие сальники. Электролит заливают через отверстие, закрываемое откидной пробкой с клапаном для выхода газов.
Конструкция никель-кадмиевых аккумуляторов в основном такая же как и никель-железных. Так, никель-железных. так никель-кадмиевый аккумулятор состоит из положительных и отрицательных пластин, помещенных в стальной корпус. К корпусу приварена крышка, в которой для заливки электролита имеется горловина, закрываемая откидной пробкой. Пластины изолированы друг от друга пластмассовым микропористым сепаратором, а от корпуса – пластмассовой изоляцией. Каждая положительная пластина с помощью рамки присоединена к держателя пластин, который в свою очередь соединен с положительным выводом—борном. Аналогично выполнено соединение отрицательных пластин с отрицательным борном.
Электролит – 20% раствор едкого калия или натрия добавляют литий ОН для увеличения срока службы
Сипоратор щелочных А – эбонитовые палочки
+ -- гидроксид никеля 10шт
- -- губчатое железо или смесь кадмия с железом 11шт
Электролит КОН в процессе реакции не расходуется, плотность щелочного А почти не изменилась.
При разряде щелочного А происходит обратная реакция, активная масса + пластин окисляется, гидроксид превращается в гидроксид ОН3 а активная масса – пластин восстанавливается и образуется железо.
АБ предназначена для питания основных потребителей вагона – на стоянке, в аварийных режимах и при скорости движения поезда менее 40 км/ч. На пассажирских вагонах бывают кислотные и щелочные АБ размещаются под вагоном в специальных ящика, оборудованных вентиляцией для удаления взрывоопасной смеси образующейся при заряде батареи
Кислотные АБ
26ВНЦ-400 26 – число АБ, В - вагонные
26ВПМ-400 Ц – для ЦМВ (область применения)
26ВН-440 П – панцирное, Н - намазное
56ВН-440 М – минпластовая сипорация, 400-номинальная емкость
Отрицательные пластины – из губчатого свинца (светло-серого цвета 14 шт)
Положительные пластины – диоксид свинца (темно-коричневого цвета 13 шт)
Сипоратор –поливинилхлорид предохраняет пластины от короткого замыкания
В результате разряда происходит химическая реакция РьО2 и Рь – превращаются в серно-кислотный свинец, в результате плотность электролита уменьшается до 1,1-1,15 г/см3 что является одним из основных показателей степени разряда кислотного аккумулятора. При глубоком разряде сернокислотный свинец превращается в крупнокристаллическую соль которая плохо восстанавливается в процессе заряда поэтому сильно разряжать АБ запрещается.
Для заряда: через А пропускают постоянный ток к генератору или др. источнику тока. В процессе заряда кислотно-серный свинец превращается в РьО2 и Рь , увеличение Н2SО4 в растворе приводит к плотности электролита.
Кислотный аккумулятор состоит из полублоков положительных и отрицательных платин, помещенных в сосуд, в который наливается электролит. Панцирные пластины вместе с мостиком и двумя выводными штырями образуют положительный полублок, намазные пластины с мостиком и двумя выводными штырями – отрицательный полублок.
Для крепления соединительных шин к выводным штырям служат гайки. Положительная пластина состоит из лотоупорной синтетической ткани. В каждую трубку вставлен свинцовый стержень и запресованна активная масса. Положительные и отрицательные пластины отделены друг от друга сепараторами, изготовленными из кислотостойкого пористого материала (поливинилхлорида). Сепаратор предохраняет пластины от короткого замыкания при их короблении.
Чтобы не было выплескивания электролита при вибрации и толчках, а также для защиты кромок Сипоратор от механических повреждений при проверке плотности. На дне эбонитового бака имеются ребра на которые опираются Полублоки. В пространстве между ребрами под пластинами скапливаются свинцовый осадок, образующийся вследствие отпадания отработавшей активной массы.