Подготовка энциклопедической статьи является заданием дополнительной части рейтинг-плана, студенты определяют необходимость выполнения задания самостоятельно.
Форматом выполнения задания является написание энциклопедической статьи. Основной задачей статьи является раскрытие содержания той или иной проблемы и освещение ее важнейших аспектов. Главными требованиями к энциклопедической статье являются: полнота представленной информации, соответствие целевому назначению издания, научность и вместе с тем доступность широкому кругу читателей при любой сложности темы. Стиль изложения энциклопедической статьи обычно характеризуется сжатостью, лаконичностью изложения сущности того или иного предмета или явления. Внутренняя рубрикация в тексте энциклопедической статьи отсутствует. Но ввиду большого объема статей в рамках данного учебного задания необходимо разделение текста абзацами: это важный способ демонстрации смысловой конструкции текста и логической последовательности авторских размышлений. Ссылки не допускаются, однако статью завершает полный библиографический список изданий по теме. Минимальный объем статьи в рамках данного учебного задания составляет 5 страниц 12-м шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа и библиографического списка). Техническое оформление задания (включая титульный лист и библиографический список) – типовое (см. Приложения 1 и 2).
Учебное задание предполагает подготовку статьи для энциклопедического издания «Современная историческая наука». Содержательной основой статьи является одно из проблемных полей (дисциплин) современной исторической науки (список приведен ниже). Выбор темы статьи студентом осуществляется по согласованию с преподавателем. Статья должна иметь четкую структуру и соответствовать следующему плану:
ü словарное определение дисциплины (1 предложение);
ü время формирования дисциплины (в зарубежной социогуманитаристике и в России);
ü теоретические источники и дисциплинарные предшественницы;
ü история дисциплины (основные этапы эволюции, крупнейшие представители, школы или направления);
ü задачи дисциплины;
ü методы научного познания, используемые в дисциплине;
ü специфика используемых источников и методов источниковедческого анализа;
ü проблематика (примерные темы исследований, спектр обсуждаемых вопросов);
ü структура дисциплины (формирующиеся внутри нее предметные поля);
ü степень институционализации (исследовательские центры, институты, журналы, сайты).
Перечень статей
Альтернативная история Петросян 304
Визуальная история Полатханова 302
Военно-историческая антропология Драгунов 301
Гендерная история Стефачев 303
Звуковая история Левина Ксения 301
Интеллектуальная биография Макаров 303
Интеллектуальная история Погасий Юлия 301
Историческая имагология Суходольский 305
История детства Жиделева Анна 301
История медицины Мурадова 304
История ментальностей Киселев 303
История памяти Горчакова 304
История повседневности Шилова 303
История понятий Объедкова 304
История представлений Тудос 305
История семьи Семенов Максим 301
История чувств (эмоций) Смирнов 302
Новая история досуга Семина Анастасия 301
Новая культурная история Ромадинова 302
Новая локальная история Вяткина 304
Новая политическая история Никитин Николай 301
Новая рабочая история Андриади 303
Новая социальная история Крючкова 302
Новая экономическая история (клиометрия) Карпов 302
Палеодемография Маврина 302
Просопография Холин 302
Устная история Новодержкин Николай 301
Психоистория Гришанин Сергей 301 гр.
Эгоистория Дорогова 304
историческая лимология Бабич 302
Разработчик: А.В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № __ от __ января 2014 г.).
И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ