Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика анализа дебиторской задолженности



Размер и уровень дебиторской задолженности организации, прежде всего, определяется состоянием расчётов с контрагентами (покупателями и заказчиками, а также поставщиками и подрядчиками). Для эффективного управления дебиторской задолженностью следует оценивать финансовое состояние контрагентов. Оценку финансового состояния своих контрагентов организация может проводить формальными и неформальными методами.

К формальным методам можно отнести: получение всего пакета учредительных документов потенциального покупателя; проверку полномочий лиц, совершающих данную сделку; анализ бухгалтерской отчётности контрагента (на основании отчётности можно рассчитать финансовые коэффициенты: платёжеспособности, ликвидности, оборачиваемости и т. д.). Специалист, производящий оценку состояния контрагента, может также учесть общие процессы и тенденции, наблюдающиеся именно в той области, где работает контрагент, а затем проанализировать уже имеющийся опыт работы с данным контрагентом (динамику его развития, «историю продаж», отсутствие просрочек по ранее предоставленным коммерческим кредитам и т. д.). На основании всех этих данных можно подготовить аналитическую записку, характеризующую финансовое состояние потенциального заёмщика.

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую данные бухгалтерского учёта контрагента не позволяют должным образом оценить надёжность партнёра, поэтому можно рекомендовать обязательное применение методов неформальной оценки финансового состояния. К неформальным методам оценки можно отнести получение информации о контрагенте из других источников (его поставщиков, партнёров, покупателей и т. д.), проведение оценки активов и т. п. Часто подобная функция «неформальной оценки контрагента» возлагается на службу безопасности компании. И вот только после такого комплексного и всестороннего анализа можно принять решение об отнесении данного клиента к группе надёжных/средних/ненадёжных контрагентов и целесообразности его кредитования.

Если после проведения формального и неформального анализа финансового состояния клиента все же остались сомнения в его платёжеспособности, но сделка с ним необходима по причинам коммерческого характера, то нужно постараться минимизировать свои риски и при этом не потерять клиента. Это можно сделать, получив от клиента какое-либо обеспечение его обязательств по оплате. Таким обеспечением может быть: банковская гарантия, поручительство (через заключение договора) какой-нибудь солидной компании или простой вексель, выписанный покупателем. После оплаты товара вексель, который служил залогом, возвращается покупателю. Минимизировать риски может и договор страхования коммерческого риска, но, к сожалению, в России такая практика мало распространена.

Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности проводится с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике.

Уровень дебиторской задолженности организации оценивается двумя показателями: коэффициентом оборачиваемости и продолжительностью одного оборота дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОд.з):

(1)

где В – выручка от продаж организации за отчётный период (обычно за год); ДЗср – средняя величина дебиторской задолженности за данный период.

Если коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженность измеряется как сумма выручки в рублях на один рубль дебиторской задолженности, то он трактуется как показатель её уровня или эффективности использования. Но если данный коэффициент измеряется в количестве оборотов, сделанных дебиторской задолженностью за отчётный период, то он характеризует скорость её оборота.

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности (ПОд.з) показывает среднее число дней, необходимое для взыскания этой задолженности:

(2)

где Д – число календарных дней в отчётном периоде; Вдн – средняя дневная выручка от продаж.

Данный показатель называют также средним периодом инкассации.

В первую очередь необходимо контролировать своевременность погашения задолженности дебиторами по формам раздела 5 «Дебиторская и кредиторская задолженность» пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах в табличной форме. В дополнение к показателям таблицы 5.2 о просроченной дебиторской задолженности используется коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчёты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям, полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии. Если договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Следовательно, если расчетное значение коэффициента более 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами [11, с. 529].

Основные способы воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности - это направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности коллекторским организациям.

В зависимости от величины дебиторской задолженности, количества расчётных документов и дебиторов анализ её уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчётные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчётных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является «n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отражённым в отчётности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т. п. В этом случае определяют интервал выборки (по денежному измерителю), и каждый расчётный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчётных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, отклонение между учётной и подтверждённой в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным. Если отклонение варьирует от 5 до 10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор). Отклонение, не превышающее 5%-го уровня, признается несущественным. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и как выводы приводятся в соответствующем разделе отчёта (годовой отчёт, аналитическая записка, отчет внутреннего аудитора и т. п.) [11, с. 530].

В настоящее время актуальным остаётся вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платёжеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй - нет. Позиция бухгалтера заключается в следующем: «Дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, а при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую как средства, временно отвлечённые из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлечённые в оборот» [11, с. 528].

В мировой учётно-аналитической практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности - обычный и весьма распространённый аналитический приём.

В рамках управления дебиторской задолженностью необходимо оценивать платёжеспособность клиентов, контролировать своевременность платежей. Основное условие управления задолженностями - оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше, чем оборачиваемость кредиторской задолженности.

В результате анализа фактической оборачиваемости средств в дебиторской задолженности имеется возможность сравнить полученные данные за определённый период времени с аналогичными показателями других хозяйствующих субъектов, а также с договорными условиями и оценить возможность своевременности платежей и состояния всей дебиторской задолженности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.