Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Вступление. Творческое начало в ситуации повседневности



«В мире проходит минута, и ее не сохранить, если не станешь ею сам»

Поль Сезанн

Подобно тому, как испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет исследовал женскую красоту в своей работе « Эстетика в трамвае», так же неуловимо обстоит дело с задачами, поставленными мною в этой работе. Ортега-и-Гассет в своей роботе описывал процесс визуализации черты лица, недостающей для восприятия женского лица, как безусловно гармонического и привлекательного. Подобно тому, как его взор выискивает принципы красивого, на довольно растяжимом силуэте понятия образности, так же я попытаюсь обнаружить это качество, которое отделяет повседневное восприятие от творческого, находя какие то вещи более или менее привлекательными.

Итак: « В чем же состоит, - спрашивал я себя, -этот психологический феномен, который можно было бы назвать вычислением женской красоты?" – задается Ортега -и-Гассет.

Своим вступительным вопросом ставлю: «Что заставляет нас всматриваться в окружающий мир, и находить его любопытным?»

Нас окружает огромное количество различных форм, оттенков, сочетаний, ритмических структур, чтоб увидеть их красоту нужно быть настроенным на поиск этой красоты. От реальности человека постоянно ограждает фильтр, зачастую присущий ему с рождения, этот фильтр – это его представление о себе и о мире, его мысли, осадки впечатлений. Отсутствие этого фильтра практически сложно вообразить, потому что мы не можем избавиться от восприятия, но мы можем попытаться дифференцировать нашу погрешность от непосредственного понимания мира как вещи в себе.
Первое - это обыденность, привычка к наличию того или иного объекта.
Второе - это наше практическое видение мира, функциональная миссия предмета замещает восприятие предмета как он есть. Например, передвигаясь в транспорте средний человек скорее всего не станет исследовать его на предмет эстетики, ограничившись спектром характеристик комфорта. Он практично интересуется его основной функцией – транспортировкой, но это не интерес в транспортировке, как явлении, а практический вопрос пользы для конкретного человека. Именно с безразличием к повседневному миру объектов успешно справлялась школа дизайна Баухауз и ее последователи, создавая предметы максимально удобными, функциональными и привлекательными, часто преображая давно уже знакомые формы, упрощая и рационализируя их. Это сложно не заметить, даже если предмет уже не нов. Но даже если нас не окружает гениальный дизайн, то мы можем искать и находить радующие наш глаз сочетания форм, кроющиеся в перекрытии одной формы посредством другой. В повседневности человек склонен определить характер собственного отношения к вещам, выбирая из окружения всегда одни и те же информативные объекты (фигуры, лица, вывески), не давая тем самым себе насладиться разнообразием форм.

Третий фактор – уплывающее то в прошлое, то в будущее осознание теперешнего мгновения. Да, планировать будущее, анализировать прошлое очень важно, но чаще всего подобные состояния преследуют людей в качестве грёз, забвений, это не всегда является продуктивным времяпровождением.

Зачем же нам нужно искать эти самые эстетические элементы реальности?
Потому что введение такой игры в жизнь делает ее творческой, насыщенной, это поведение «контемпорари». Сontemporary - значит синхронно, одновременно, современно. Это качество человека новой эпохи, также проявляющееся в возможности в любой момент связаться с кем угодно, иметь сиюминутный доступ к информации, стало очевидным благодаря новым медийным технологическим разработкам.

В данной работе я проведу небольшое исследование, предметом которого есть творческий взгляд на мир.

Средой для своих наблюдений выбираю одну из самых заурядных, которые могут встретиться в жизни современного человека - это автомобильная пробка. Затор на дороге зачастую приводит помимо потери времени к сильнейшему психологическому стрессу. Водитель не только добирается до места назначения на час - два позже, но нередко приезжает туда в состоянии полной разбитости и эмоционального истощения. Так или иначе, человек пытается провести это время с пользой для себя - слушает музыку, обдумывает события, достает конспекты, делает важные звонки, в конце концов отдыхает восполняя недосыпание. Художник, конечно, никогда не скучает будучи в пробке - это отличная возможность «расписать руку» поделав наброски, но не в каждой ситуации выпадает случай совершить «размах крыла» , особенно если это общественный транспорт. Значительная часть художественной работы состоит в непосредственном наблюдении вещей, изучении их форм, это занятие чуть ли не самое важное для художника. Изучая натуру, визуализируя ее, абстрагируя нужные элементы, продумывать изображение до детали, а уж потом лишь перенести свою изобразительную мысль на поверхность- иногда стоит только проехаться из пункта А в пункт Б, чтоб вдохновиться на написание произведения. Человек, попадающий в пробку, лишен подвижности, он вынужден находиться в состоянии фрустрации, которая расслаивает его планы действий до отъезда и после прибытия, выстраивая третий пункт внутри промежуточного. Этот третий мир может стать миром раздумья, будучи ежедневой практикой созерцания, но человек зачастую предпочитает игнорировать этот фрагмент своей жизни, продолжая перебирать картины своей памяти или же впадая в состояние транса, безмыслия, упершись в мелькание вывесок или же разглядывая соседей, разглядывающих тебя.

В изобразительной части, иллюстрирующей эти размышления, вы увидите, как своеобразным отражением хода человеческих мыслей становятся картины за окнами маршрутки. Пейзаж спального района реконструируется в калейдоскоп ритма, линий и пятен. Он выстроен по различным правилам перспективы, в том числе и обратной. Кое-где задействуются абсурдистские элементы топологии, так напоминающие по смыслу бесконечный круговорот жизни, ведущий всех по одному пути, но создающий иллюзию нового, ранее невиданного. Город в моем наблюдении является солнечной батареей, скоплением плит и ячеек, в жилах которого течет человеческая жизнь. Происхождение особенностей личности здесь настолько же неуловимы, как лучи света, попадающие в бесконечные лабиринты отражающих поверхностей.

Избавившись от впечатления тягучести автомобильной пробки, избавившись от впечатления зажатости окружающей среды, насыщенности обилиями рекламы, вдруг обнаружила движение настолько динамичное, что оно послужило моей гравюре главной изобразительной идеей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.