Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация процесса разработки и принятия управленческого решения



Организационные аспекты процесса разработки и принятия Управленческих Решений

 

Принципы разработки и принятия управленческих решений

Существуют следующие принципы принятия управленческих решений:

• единоначалие:

—управленческие решения принимаются руководителем лично;

—зачастую 90 % таких решений подвергается критике;

—как правило, проявляется у авторитарных руководителей, однако, все шире распространяется система вовлечения исполните­лей в процесс принятия решений;

• единогласие:

—безоговорочная поддержка принимаемого решения;

—применяется в экстремальных ситуациях и при отсутствии противоборствующих групп и коалиций;

• большинство:

—применяется в ситуациях с явно выраженными коалициями и
(или) разными взглядами;

—используется система голосования;

—отсутствует гарантия принятия качественного решения;

• консенсус:

—в процессе выработки решений происходит согласование по
всем спорным вопросам и различным мнениям;

—использование этого принципа обусловлено углублением де­мократизации, возможностью выразить свое мнение, а также ро­стом информационных потоков и усложнением технико-экономических условий принятия управленческих решений;

• компромисс:

—соглашение достигается путем взаимных уступок;

—уступки должны быть разумными.

 

Организация процесса разработки и принятия управленческого решения

 

Организация разработки и принятия управленческого решения — важный фактор обеспечения его качества, во многом определяющий затраты времени и средств на разработку решения.

Назначение лица, принимающего решение (ЛПР).Возглавляет разра­ботку управленческого решения лицо (или орган управления), прини­мающее решение. Как правило, функции принятия решений по вопро­сам развития, стратегического планирования и текущего, оперативного управления разделены между первым и вторым лицом современного предприятия. Часто в зависимости от воли учредителей предприятия, личных качеств и договоренностей, должностных инструкций дирек­тор (генеральный директор) курирует текущую деятельность. Это мо­жет быть связано, в частности, с установленным порядком и необходи­мостью (по характеру деятельности) срочного подписания финансовых документов. При этом его первый заместитель, финансовый директор или главный инженер (главный конструктор) курирует вопросы разви­тия, как правило, менее срочные, допускающие большее время на при­нятие решения, или наоборот.

Лицо, возглавляющее разработку управленческого решения, долж­но определить (сформулировать) проблему и задачи при ее решении, цели решения и возможные сценарии их достижения, распределение работ по подготовке управленческого решения, а также круг лиц, ответ­ственных за их выполнение.

Оперативное управление процессом разработки управленческого решения может осуществлять заместитель ЛПР, главный (ведущий) кон­структор, менеджер по товару, секретарь-референт, специально назна­ченное лицо.

Для разработки частных задач, составляющих проблему, могут при­влекаться руководители и наиболее квалифицированные специалисты функциональных подразделений (департаментов). При этом создаются временный творческий коллектив, матричная организационная струк­тура, постоянно действующее подразделение (бригады эффективности, плановый отдел, отделы развития, маркетинговых стратегий и др.).

Факторы, влияющие на организацию процесса разработки решения.На организацию разработки управленческого решения могут влиять сле­дующие факторы:

• степень структурированности проблемы, по которой предстоит разработать и принять решение;

• степень загрузки лица, принимающего решение;

• наличие информации в распоряжении лица, принимающего ре­шение;

• степень неопределенности и формализованности информации;

• наличие людских, материальных, технических и прочих ресурсов в процессе разработки и принятия решения (например, наличие персональных вычислительных машин и соответствующего про­граммного обеспечения);

• масштабность последствий принятого решения;

• число и типы объектов, попадающих в сферу принятия решений;

• организационная структура предприятия;

• организационная культура предприятия и принятая процедура согласования решения в процессе его подготовки;

• квалификация и специальная подготовка разработчиков управ­ленческого решения.

При разработке запрограммированного решения задача организации разработки управленческого решения в соответствии с типовым алго­ритмом сводится:

• к распределению ресурсов (в первую очередь времени), выделен­ных на разработку решения;

• назначению с учетом названных выше факторов ответственных за выполнение соответствующих пунктов типового алгоритма разработчиков.

При разработке незапрограммированных решений по слабоструктури­рованным проблемам задача организации разработки управленческого решения отличается повышенной сложностью. Организация разработки незапрограммированных решений может быть разделена наследующие этапы:

1) проектирование организации разработки;

2) создание временного трудового коллектива или организацион­ной структуры по разработке решения;

3) координацию процесса разработки управленческого решения;

4) контроль хода разработки решения;

5) согласование решения с заинтересованными сторонами (объек­тами, попадающими в сферу принятия решений);

6) верификацию решения по следующим направлениям: полнота рассмотренных вариантов и альтернатив, точность полученных результатов, достоверность (информационную и методическую) результата. В качестве одного из методов верификации — верификации экспертом — может рассматриваться анализ предлагаемого решения лицом, прини­мающим решения. Если лицо, принимающее решение, настроено кри­тически, то та же процедура может рассматриваться как верификация оппонентом.

Проектирование организации незапрограммированных решений может включать следующие фазы:

1) изучение влияния такого решения на процесс его разработки. Например, решения по структурной перестройке обслуживания жилищ­ного фонда затрагивает интересы многих (бюджета, местных админист­раций, ЖЭУ, населения, отраслевых балансодержателей строений и т.п.), а поэтому требует дополнительных процедур по верификации, прогно­зу конфликтов и способов их разрешения и др.

2) принятие решения о том, какой из типов менеджмента (традици­онный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический, стабилизационный) целесообразно применить при решении конкретной проблемы;

3) корректировка типового алгоритма принятия решений для соот­ветствующего типа менеджмента с учетом особенностей решаемой проблемы;

4) назначение ответственных за выполнение отдельных операций по подготовке конкретного решения;

5) разработка мер по стимулированию участников разработки управленческого решения;

6) верификация разработанного решения;

7) разработка процедур координации и разрешения конфликтов в процессе подготовки управленческого решения;

8) разработка процедуры контроля и контроль выполнения заданий участниками разработки управленческого решения;

9) разработка рекомендаций по созданию временного творческого коллектива, переходу к матричной организационной структуре разра­ботки управленческих решений. При этом если имеются основания считать, что проблема может стать на некоторый период типовой, то может рассматриваться вариант выделения в структуре предприятия функционального подразделения по разработке управленческих решений конкретного типа.

При проектировании разработки управленческих решений необхо­димо помнить, что в настоящее время как разработка управленческих решений, так и их исполнение осуществляются в автоматизированном режиме. Причем если система управления функционирует на базе тех­нических средств, то ее называют автоматизированной, или автомати­ческой, в зависимости от достигнутого уровня автоматизации, а техни­ческие средства становятся ее неотъемлемой частью, ее технической подсистемой.

В организационную подсистему входят:

• правила поведения обслуживающего персонала;

• инструкции работы технических средств;

• содержание и порядок представления информации;

• цели и критерии эффективности системы управления.

При разработке управленческих решений должны учитываться ос­новные этапы проектирования гибких систем управления, особенно­сти описания и моделирования технологических процессов и производств, в частности модели, основанные на применении аппарата тео­рий массового обслуживания, планирования экспериментов, имитаци­онного моделирования и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.