Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мирное время (1922-1941гг) Модернизация Линкора



В конце 1922 года комсомол страны принял шефство над Военно-Морским Флотом. Молодое пополнение хлынуло на корабли. Если в 1921 году среди личного состава флота насчитывался только один процент комсомольцев, то к началу 1923 года они составляли уже пятую часть красных моряков. К этому времени «Петропавловск» получил новое имя — «Марат». 14 февраля на общем собрании команда корабля единогласно постановила: избрать почетным членом своего экипажа В. И. Ленина. С огромным воодушевлением в Москву отправили приветственную телеграмму.

Осенью 1928 года было решено провести модернизацию корабля. Портовые буксиры повели «Марата» по Морскому каналу к стенке Балтийского завода. Как и 17 лет назад, корабелы, строившие линкор, собрались на набережной.

После модернизации тактико-технические качества линкора значительно улучшились, и 1 Мая 1931 года обновленный корабль стоял в праздничном строю на Неве у моста Лейтенанта Шмидта.(1)

10 мая 1936 года «Марат» вышел в своз первое заграничное плавание. По случаю коронации английской королевы на Спитхэдском рейде у Портсмута был назначен военно-морской парад. Представлять на нем Советский Союз выпало лучшему кораблю Краснознаменной Балтики.

Через неделю «Марат» подошел к расцвеченному флагами Спитхэдскому рейду. В строгом порядке выстроились здесь английские эскадры и многочисленные корабли крупнейших морских держав. Прибытие советского линкора привлекло общее внимание. Тысячи биноклей и подзорных труб следили за «Маратом», который подошел к отведенному для него месту.

С мостика прозвучала команда. Загремели якорные цепи. Быстро и четко действовали краснофлотцы. Всего 53 минуты потребовалось экипажу, чтобы поставить корабль на якорь одним из самых сложных, но эффектных способов. Это произвело сенсацию среди видавших виды английских моряков. Аналогичный маневр участник празднества аргентинский линкор «Морено» смог выполнить лишь за 13 часов. Корреспонденты английских газет не могли сдержать восхищения, описывая слаженную работу команды посланца Страны Советов.

Успешно завершив большой и ответственный поход, 5 июня «Марат» возвратился в Кронштадт.

Продолжалась напряженная боевая учеба. Ей уделялось повышенное внимание, поскольку согласно существовавшей в то время концепции класс линейных кораблей являлся «становым хребтом» флота, и «Марат», пройдя модернизацию, считался вполне современной боевой единицей.

Усиленные тренировки шли в башнях и на батареях. В те годы наиболее распространенный «тренажер» артиллеристов - станок заряжания - требовал от обслуги больших физических усилий. Боезапас 120-мм артиллерии подавался вручную, один снаряд весил более 30 кг, и скорострельность орудий составляла 15 выстрелов в минуту. Но боевая выучка и тренированность комендоров были столь высоки, что даже на 40-й минуте непрерывной работы темп заряжания не снижался.

Когда «Марат» выходил в море на учебные стрельбы, то они велись и днем и ночью, на волне и в тумане, по видимым и невидимым целям. И неизменно с великолепной результативностью.

Великая отечественная война.(1941-1945гг)

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта. (5)

 

На протяжении всей войны боевая деятельность Краснознаменного Балтийского флота была неразрывно связана с героической обороной города Ленина. Как известно, захвату колыбели революции гитлеровское командование придавало исключительное значение. Фашисты предполагали с ходу овладеть Ленинградским промышленным районом, соединиться с финской армией и, лишив КБФ баз, захватить или уничтожить его.

К началу сентября гитлеровцы заняли ближние подступы к городу, оказавшись тем самым в пределах досягаемости огня «Марата». 9 сентября корабль вышел на боевую позицию в ковше Морского канала. Артиллерия главного калибра линкора впервые обрушила сокрушительный огонь по местам скопления танков, мотомеханизированных колонн и пехоты врага. Восемь суток вели стрельбу 305-мм орудия «Марата», вызывая панику в рядах врага, отстоящего на 35-40 км от корабля. Наступление фашистов захлебывалось. И тогда гитлеровское командование разработало план уничтожения линкора.

16 сентября 27 пикировщиков Ю-87 и Ю-88 нанесли удар по «Марату». Одновременно на него обрушился огонь четырех батарей противника. Когда нападение было отбито, оказалось, что хотя сам корабль почти не пострадал, но потери в личном составе и технике зенитных расчетов были значительными.

На следующий день «Марат» перебазировался в Кронштадт. Ошвартовавшись в Средней гавани, линкор продолжил артиллерийский обстрел позиций противника.

Стоянка на новом месте оказалась ничуть не спокойнее. И здесь вода дыбилась от взрывов бомб и снарядов, и сюда устремлялись армады бомбардировщиков люфтваффе с единственной целью - уничтожить боевое ядро Балтийского флота и прежде всего крепко досаждавший гитлеровцам «Марат».(2)

Утро 23 сентября 1941 года выдалось на редкость ясным. Видимость была отличной, чем и воспользовались немецкие самолёты-разведчики. Им удалось сфотографировать Кронштадт и корабли, стоящие в гавани и на рейде. С аэродрома Тирково, расположенного южнее Луги, в воздух поднялись пикирующие бомбардировщики из 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». Их главной целью были линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», а также тяжёлые крейсеры «Киров» и «Максим Горький». Некоторые «юнкерсы» несли «противолинкорные» бомбы. В одиннадцатом часу бомбардировщики были замечены над Петергофом, и по боевой тревоге личный состав «Марата» приготовился к отражению воздушной атаки. Был произведён выстрел шрапнелью из главного калибра по ближайшим самолётам. Снаряд разорвался с недолётом, а пикировщики, разделившись на две группы, устремились на корабли.

 

Несмотря на убийственный огонь, несколько бомбардировщиков сумели прорваться к линкорам, и среди них — «юнкерс» обер-лейтенанта Ганса-Ульриха Руделя. Позднее он вспоминал: «Угол пикирования составляет от 70 до 80 градусов. Я уже поймал „Марат“ на прицел. Мы мчимся вниз, прямо на него, и корабль медленно растёт, превращаясь в настоящего гиганта. Все его орудия нацелены на нас. Теперь ничто не имеет значения кроме нашей мишени, нашей цели… Чтобы не столкнуться с машиной командира, я увеличиваю угол пикирования, изо всех сил нажимая на ручку управления. Теперь мы пикируем под углом 90 градусов, это всё равно что сидеть на бочке с порохом… Мой „Ju-87“ пикирует удивительно устойчиво, не уходя в сторону ни на сантиметр. Я чувствую, что промахнуться невозможно. Прямо перед собой я вижу огромный „Марат“. По палубе бегут матросы, видимо, они несут боеприпасы. Я нажимаю кнопку сброса бомб на ручке управления и изо всех сил тяну её на себя. Сумею я отвернуть или нет? Перегрузка слишком большая… на какое-то мгновение я теряю сознание. Ещё не совсем придя в себя, я слышу голос своего бортрадиста-стрелка: „Господин обер-лейтенант, корабль взорвался!“ Над „Маратом“ поднимается огромное облако дыма высотой 350 метров. Вероятно, взорвались погреба…» Тысячекилограммовая бомба, сброшенная Руделем, попала в носовую часть линкора и вызвала детонацию боезапаса первой башни главного калибра. Силой страшного взрыва орудийную башню весом в несколько десятков тонн подбросило в воздух, словно спичечный коробок. Перевернувшись, она упала в образовавшийся пролом палубы. Огромная носовая надстройка корабля вместе с боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, боевой рубкой и находившимися там людьми с оглушительным грохотом приподнялась и завалилась на правый борт, рухнув в воду. А следом за ней — носовая дымовая труба. На командных пунктах и боевых постах смертью храбрых погибли командир корабля капитан 2-го ранга Иванов, старший помощник капитана 3-го ранга Чуфистов и ещё 324 человека. В командование линкором вступил капитан 3-го ранга Родичев. Как боевая единица линейный корабль «Марат» уже не существовал. Носовая оконечность вплоть до второй башни главного калибра грудой искорёженного металла лежала на дне. Большая часть конструкций была выдрана из корпуса в прямом смысле слова. Оставшаяся неповреждённой часть корабля пока что находилась на плаву с креном на правый борт. В результате взрыва котлы второго котельного отделения проломили водонепроницаемую переборку под второй башней, что привело к затоплению нескольких отсеков. В результате разрыва паровой магистрали давление пара упало до нуля, турбогенераторы встали, и «Марат» спустя всего несколько минут после взрыва был обесточен. Но, несмотря на тяжелейшие повреждения, команда линкора сразу же начала борьбу за спасение корабля, а точнее, того, что от него осталось. Затопив несколько помещений левого борта, удалось немного выровнять крен, полному спрямлению «Марата» мешала лежащая на грунте носовая часть. Попытка поднять пар в уцелевших котельных отделениях не увенчалась успехом: из-за поступления воды не удалось разжечь топки котлов. Действовало только аварийное освещение, использование водоотливных и противопожарных средств было невозможным. В тяжелейших условиях, при свете ручных фонарей экипаж корабля, борясь с затоплением, пытался конопатить швы и ставить подпоры. Но усилия моряков оказались тщетными: быстро распространяясь по корпусу, вода скрывала места пробоин и заливала отсек за отсеком на нижней палубе. «Марат» сел кормовой частью на грунт, благо глубина в этом месте не превышала 11 метров. После двухчасовой борьбы за живучесть корабля команде был отдан приказ покинуть «Марат»: на линкоре погасло аварийное освещение. Остались лишь расчёты зенитных орудий, установленных на четвёртой башне главного калибра, они отражали налёты вражеской авиации на Кронштадт. К вечеру 23 сентября на изувеченном корабле организовали подачу электроэнергии с берега, и часть экипажа, вернувшись, продолжила борьбу за живучесть. Но, несмотря на все усилия, утром 24 сентября «Марат» окончательно лёг на грунт. К концу сентября немецкие войска подошли вплотную к Ленинграду.(4)

Фашисты посчитали, что «Марата» больше не существует. Хотя к концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. 31 октября шесть стволов главного калибра - третья и четвертая башни линкора - вновь открыли огонь по врагу. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани. А спустя год - 3 ноября 1942-го - «заговорила» и вторая башня главного калибра. И так до последних блокадных дней дальнобойные пушки линкора вели контрбатарейную борьбу с тяжелой артиллерией противника, обстреливавшей Ленинград.(2)

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.(1)

 

Прорыв блокады в январе 1943 года и последующее летнее наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов резко улучшили оперативную обстановку под Ленинградом.

В следующем, 1944 году орудия линкора, которому к тому времени было возвращено его прежнее название - «Петропавловск», продолжали громить врага. Оценивая боевую деятельность морской артиллерии, командующий артиллерией Ленинградского фронта генерал-лейтенант Г. Ф. Одинцов утверждал, что «...в военной истории едва ли повторится пример классического использования морской артиллерии для нужд наземных войск, как беспримерная работа КБФ в Великую Отечественную войну...».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.