Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проектирование и строительство



Линейные корабли типа “Севастополь”(к которым относился Марат) строились по судостроительной программе 1907-1912 года, которая дополняла программу 1903-1923 годов. Целью программы являлось качественное восполнение утраченного в ходе Русско-японской вой­ны корабельного состава. По условиям новой программы предполага­лось про­ведение широкомасштабного международного кон­курса проектов. Техническое задание, для проведения конкурса, учитывало основные требования предъявляемые к разработке линейного корабля: мощное вооружение и бронирование; большая скорость и дальность плавания; сохранение остойчивости при любых повреждениях и разрушениях вне зависимости от остатка запаса плавучести («корабль должен тонуть не опрокидываясь»). В итоге консурса кораблестроительный отдел, а затем и МТК в целом, по наибольшей сумме набранных бал­лов признал лучшим проект, представленный гер­манской фирмой «Блом унд Фосс». За ним после­довательно шли проекты Балтийского завода и ита­льянской фирмы «Ансальдо». В течение лета 1908 года на нескольких совме­стных заседаниях МГШ и МТК, проходивших под председательством министра И.М.Дикова, шел поиск проекта-победителя. Наилучшим вариантом был признан проект №3 Балтийского завода. К 9 апреля 1909 года в техническом бюро Бал­тийского завода И.Г. Бубнов со своим коллективом разработал чертежи и спецификации нового линейного корабля, которые и были приняты новым морским министром адмиралом С.А.Воеводским к незамедлительному стро­ительству на отечественных верфях. Корабли закладывались, одновременно 3 июня 1909 года, на Адмиралтейском заводе ("Полтава" и "Гангут") и на Балтийском заводе ("Севастополь" и "Петропавловск"). Проектом предусматривалось водоизмещение до 23000 тонн, дальность плавания до 5000 миль, скорость полного хода в 21 узел, а также вооружение из двенадцати 305-мм, шестнадцати 120-мм орудий и четырёх торпедных аппаратов. Главным строителем линкора "Севастополь" стал корабельный инженер полковник Н.Н. Кутейников, линкора "Петропавловск" - корабельный инженер полковник В.В. Константинов, линкора "Полтава" - корабельный инженер подполковник В. А. Лютер, а линкора "Гангут" - корабельный инженер подполковник Л.Л. Коромальди. Наблю­дение за постройкой кораблей на Балтийском за­воде осуществлял полковник Р.А. Матросов, а наблюдающим за постройкой на Адмиралтейском заводе — ко­рабельный инженер полковник Г.В. Свирский.

 

Корпус линкора изготавливался из трех сортов стали: обыкно­венной мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм2 и растяжением не менее 20%; повышенного сопротивления до 63 кгс/мм2 и растяжением не менее 18%; высокого сопротивле­ния до 72 кгс/мм2 и растяжением не менее 16%. Корабль имел гладкую верхнюю палубу и ещё две полные палубы среднюю и нижнюю. Основу набора корпуса составлял киль коробчатой формы до 2 метров высотой, 150 шпангоутных рам, расположенных со шпацией 1,2 метра и форштевня ледокольного типа. Двойное дно делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки и располагалось от 27-го до 128-го шпангоутов. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 14, 21, 29, 37, 46, 57, 64, 75, 86, 93, 107, 117 и 125 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На линкоре имелись две бортовых броневых продольных переборки, которые устанавливались в 3,4 метрах от бортов и служили, как дополнительная противоминная защита корабля. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии и верхнего пояса, двух внутренних бортовых продольных переборок, 305-мм башен главного калибра, котельных кожухов и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю (карапасную), среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 225-мм в средней части корпуса (29-125 шпангоуты), уменьшаясь к оконечностям: в нос от 29 шпангоута до форштевня - 125-мм и в корму от 125 по 145 шпангоут (до кормового броневого траверза) - 125-мм, а в районе ахтерштевня 100-мм. Броневые траверзные плиты в кормовой части главного броневого пояса располагались под углом к форштевню и имели толщину в 125-мм. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра, опускался, при проектной осадке, ниже ватерлинии на 2 метра и нижней частью опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку связываясь с силовым набором корпуса. По бортам верхнего броневого пояса, высотой 2,26 метра от траверза четвёртой башни главного калибра до траверза первой башни главного калибра (цитадель), крепились броневые плиты толщиной 125-мм, уменьшаясь к носовой оконечности от 29 шпангоута до форштевня - до 75-мм. В районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал. Носовой траверз верхнего пояса имел толщину броневых листов 50-мм, а кормовой - 125-мм. Продольные броневые переборки проходили по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 метра от борта и между нижней и средней палубами имели толщину в 50-мм, а между средней и верхней — 37,5-мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 12-мм, в районе цитадели и носовой оконечности, стелилась, на стальную палубную обшивку толщиной 12-мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы из броневых листов толщиной 50-мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса (без скосов) и имела толщину в 25-мм. Средняя броневая палуба, в районе цитадели в средней части корабля, имела толщину 25-мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25-мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5-мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5-мм покрывала цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности - до 6-мм. Боевые носовая и кормовая рубки защищались бортовой бронёй имевшей толщину 254-мм, крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 100-мм, а полы - 76-мм. Трубы, защищающие провода между боевыми рубками и центральным постом, име­ли толщину 76-мм, а в самих рубках — 127-мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 203,2-мм, а тыльные плиты имели толщину 305-мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 76-мм, а броня неподвижных барбетов была толщиной над верхней палубой 150-мм и ниже — 75-мм. Кожухи дымовых труб закрывались броне­выми листами толщиной 22-мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4-мм. На верхней палубе, линейно в диаметральной плоскости, располагались четыре трёхорудийные башни главного калибра, две дымовые трубы, две боевые рубки с мостиками и дальномерами и две мачты. На средней палубе располагались казематы 120-мм орудий, кают-компания офицеров и кондукторов, каюты командира, старшего офицера и механика, каюты офицеров и кондукторов, лазарет, операционная, каюты врача и фельдшеров, корабельная церковь и каюта священника, подбашенные пространства башен главного калибра, перевязочный пункт и аптека, канцелярия, шпилевое устройство. На нижней палубе располагались помещения провизии, винный погреб, румпельные отделения, помещение больших генераторов, кормовой центральный пост, радиотелеграфная рубка, носовой центральный боевой пост, помещения сухой провизии, помещения команды, баня и помещение малых генераторов. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -15° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С. Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 14 основных отсеков:

· Носовой отсек;

· Шпилевой отсек;

· Носовой отсек вспомогательных механизмов;

· Носовой отсек главного калибра;

· Первый кочегарный отсек;

· Второй кочегарный отсек;

· Второй отсек главного калибра;

· Третий кочегарный отсек;

· Четвёртый кочегарный отсек;

· Третий отсек главного калибра;

· Первый машинный отсек;

· Второй машинный отсек;

· Кормовой отсек главного калибра;

· Кормовой отсек.

Силуэт линейных кораблей типа "Севасто­поль" имел на верхней палубе четыре башни, распо­ложенные на одном уровне, две боевые рубки (в носу и корме), две облегчённые мачты и две дымовые трубы.

Водоотливная система, автономная, включала 14 отливных труб и 14 гидравлических центробежных насосов (турбин) системы Ильина, которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Турбины имели производительность по 500 тонн воды в час и при необходимости, по пе­репускной системе, могли откачивать воду из соседних помещений. Управление водоотливными насосами и клапа­нами перепускной системы осуществлялось с верх­ней палубы за исключением клапанов расположенных в око­нечностях корабля. Так же на линкоре устанавливались 9 паровых насосов Вортингтона подачей по 75 т/час. Насосы располагались по одному в каждом из котельных и тур­бинных отделений и по одному—в каждом из двух отделений холодильников (конденсаторов).

Пожарная система включала кольцевой 150-мм магистральный трубопровод, который проходил под нижней броневой палубой и поднимался у край­них башен под среднюю палубу. Магистраль имела перемычки в котельных и турбинных отделениях, от­делениях холодильников (конденсаторов). От магистрали вверх и вниз шли отростки к 76 пожарным клапанам. Систему обслуживали 9 трюмно-пожарных насосов производительностью 75 т/час и ещё 2 насоса - по 150 т/час.

Креновая система включала трубы, которые затопляли по четыре противолежащих бортовых отсека, через кингстон и перепускные клапана.

Дифферентная система обеспечивала устранение дифферентов на нос и на корму. Заполнение соответствующих балластных цистерн выполнялась через кингстоны и перепускные клапана.

Рулевое устройство включало два руля: большой площадью 28,3 м2 и малый площа­дью 13,5 м2. Наибольшее время перекладки боль­шого руля из среднего положения на борт (35°) составляло 30 секунд. Радиус установившейся циркуляции достигал 239 метров при угле крена 3,4°. Наибольший же возможный крен, при внезапной перекладке руля, не превосходил 10°.

Якорное устройство включало два становых якоря Холла, которые втягивались в бортовые клюзы, и один запасной якорь Холла, весом каждый по 8,23 тонны и две становых цепи калибром 76-мм. Подъем и отдачу якорей осуществляли два паровых шпиля в носовой части. Кроме этого, в носу размещались два паровых шпиля и в корме ещё два шпиля с электроприводом для выполнения швартовных операций.

Спасательные средства линкора состояли из двух паровых катеров, двух маторных катеров, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 20-весельных моторных барказов, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

Главная энергетическая установка корабля механическая, четырёхвальная с 10 паровыми турбинами и 25 водотрубными котлами, которые располагались в четырёх котельных и трёх машинных отделениях. Турбины передавали вращение на четыре трёхлопастных винта диаметром 3,28 метра и шагом 3,05 метра.

Модернизация линкоров типа "Севастополь"

- была предложена, по инициативе начальника ВМС РККА — Р. А. Муклевича, на «Особом совещании» 10 марта 1927 года, которое открыл авторитетный специалист по изучению зарубежного опыта строительства линкоров — В. П. Римский-Корсаков. Докладчик, аргументировано обосновал основные перспективы их модернизации, в частности: усилить бронирование одной из палуб до 75-мм; увеличить дальность стрельбы орудий главного калибра за счет использования облегченных снарядов со специальными баллистическими наконечниками и увеличить угол возвышения орудий главного калибра с 25° до 45°, доведя теоретическую дальность до 30 км обычным снарядом и до 44,45 км облегченным; повысить в 1,5—2 раза скорострельность орудий главного калибра; применить новые дальномеры закрытого типа с увеличением высоты их установки; внедрить новые приборы управления стрельбой (ПУС); обязательно оснастить линкоры гидросамолетами; усилить зенитную артиллерию; повысить автономность плавания, переведя все котлы на отопление жидким топливом; ликвидировать угольные ямы; установить бортовые були, на подводной части корпуса; увеличить мощность главной котлотурбинной установки; для улучшения мореходных качеств в штормовых условиях, увеличить высоту надводного борта носовой части корпуса; ввести систему противохимической защиты; заменить прожектора; улучшить средства радиосвязи. Для реализации всех требований модернизации предварительно были определены затраты в размере 40 млн. рублей на каждый линкор. Разработка проекта модернизации линкоров типа «Севастополь» и обеспечение производства конструкторско-технологической документацией было возложено на конструкторское бюро Балтийского завода.

Линкор "Марат" ("Петропавловск") проходил модернизацию на Балтийском заводе, в 1929-1931 годах. Над уровнем верхней палубы был образован полубак высотой 1,8-2,0 метра, жёстко скреплённый с набором корпуса. Были смещены назад бортовые якорные клюзы с образованием якорных ниш. Для увеличения дальности и точности прицельной стрельбы главным калибром, установили два вращающихся в горизонтальной плоскости носовой и кормовой командно-дальномерные посты (КДП), закрытого типа. Главный носовой КДП, располагался на топе мощной, цилиндрической, башенноподобной фок-мачты, которая резко изменила форму комплекса носовой надстройки: «боевая рубка-фок-мачта-носовая дымовая труба». Первая дымовая труба в своей верхней оконечности, выполнена с большим отгибом к корме. Вместо 25 котлов типа Ярроу на комбинированном угольно-нефтяном отоплении, были установлены 22 котла того же типа, полностью переведенные на нефтяное отопление. После модернизации, силуэт корабля значительно изменился придав кораблю грозный внешний вид.(3)

А также проект предусматривал перевод котлов со смешанного на чисто нефтяное отопление, причем из двух возможных вариантов — замены прежних 25 котлов на 12 более производительных (с линейных крейсеров типа «Измаил») либо переоборудования старых котлов с уменьшением их числа до 22 — был выбран второй, менее рациональный технически, но зато более дешевый (затраты соответственно 3,2 и 2,7 млн. руб.). Проектом предусматривались также переделка мачт, установка в носовой части ограждения для предотвращения ее заливаемости на волнении, повышение скорострельности орудий главного калибра, усиление зенитной артиллерии (установка четырех 37-мм орудий на крыше боевой рубки и на кормовом мостике), совершенствование средств связи, противохимической защиты и другие работы. В соответствии с проектом стандартное водоизмещение модернизированного линкора должно было составить 24 260 т, полное - 26 906 т, а скорость хода — 22,2 уз.

Наиболее серьезные работы были выполнены по механической части. Перевод котлов на жидкое топливо позволил отказаться от трех малых котлов (паропроизводительность по 10,4 т/ч), что позволило освободить от механического оборудования носовое котельное отделение. Во всех оставленных 22 котлах (паропроизводительность при смешанном отоплении по 11,5 т/ч, а при нефтяном не менее чем в 1,4 раза больше) сменили водогрейные трубки, прежние поршневые котельные вентиляторы были заменены турбовентиляторами, все три котельных отделения были поделены пополам поперечными переборками (на 51,5, 69,5 и 80,5 шпангоутах), что улучшило непотопляемость корабля. Прошли капитальный ремонт главные турбины, при этом были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, размещавшиеся в среднем турбинном отделении. Вспомогательные механизмы заменили новыми с недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил». Были отремонтированы все трубопроводы и системы. В результате суммарная мощность главной энергетической установки достигла 56 800 л.с. (вместо прежних 42000л.с.), а при форсировке — 61110 л.с. Вместо 1700 т угля и 750 т мазута корабль стал принимать до 2000 т жидкого топлива, что обеспечило дальность плавания 2310 миль при скорости 14 уз. На заводских ходовых испытаниях 8 мая 1931 года линкор при мощности на валах 56 800 л.с. развил и легко поддерживал скорость 23,8 уз, что ранее достигалось в исключительных случаях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.