Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы конституционного строя. Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

§ человек, его права и свободы как высшая ценность;

§ народовластие;

§ полнота суверенитета Российской Федерации;

§ равноправие субъектов РФ;

§ единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

§ экономическая свобода как условие развития экономической системы;

§ разделение властей;

§ гарантии местного самоуправления;

§ идеологическое многообразие;

§ политический плюрализм (принцип многопартийности);

§ приоритет закона;

§ приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

§ особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Гражда́нство Росси́йской Федера́ции — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[1].

Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются:

· лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года (то есть на 1 июля 2002 года[1]), и в последующем не прекратившие гражданства России;

· лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года.

Порядок приобретения гражданства России устанавливается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и определяется в Указе Президента России от 14 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»[13].

Приобретение гражданства России основано на сочетании двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli).

Основания приобретения гражданства России:

1) Филиация — по рождению. Виды:

· Оба родителя или один из них имеют гражданство РФ. Место рождения ребёнка не важно.

· Один из родителей имеет гражданство РФ, второй родитель — лицо без гражданства либо признан безвестно отсутствующим.

· Один родитель — гражданин РФ, второй родитель — иностранный гражданин. Ребёнок родился в РФ либо если в ином случае он будет лицом без гражданства.

· Родители неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев.

2) Натурализация. Приём в гражданство РФ по заявлению. Критерии для заявителя:

· Совершеннолетие

· 5 лет непрерывного проживания в РФ с момента получения вида на жительство.

· Обязательство гражданина исполнять Конституцию РФ и законодательство РФ.

· Владение русским языком (лица, определённые законом, освобождаются от предоставления документа, подтверждающего знание русского языка).

· Наличие законного источника средств к существованию.

Срок проживания в России может быть уменьшен до 1 года в силу особых профессиональных особенностей, благодаря которым гражданин представляет интерес для России.

Президент своим указом может принять в гражданство РФ без всяких критериев.

Упрощён порядок приёма в гражданство России гражданам СНГ.

Ограничения для приёма в гражданство РФ: (как в случае натурализации, так и в случае восстановления в гражданстве)

· лица, выступающие за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями угрожающие безопасности России.

· лица, участвующие или участвовавшие в прошлом в вооруженных конфликтах либо в совершении в ходе таковых действий, направленных против Вооруженных сил РФ, либо в совершении террористических актов или в подготовке к их совершению.

· лица, предоставившие подложные документы или сообщившие заведомо ложные сведения при подаче заявления.

· лица, состоящие на военной службе, службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.

· лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость как в РФ, так и за её пределами.

· лица, преследуемые компетентными органами (как России, так и иностранных государств) в уголовном порядке за совершение преступлений (соответствующих преступлениям по нашему законодательству).

3) Восстановление.

В гражданство РФ по личному заявлению принимаются лица, ранее имевшие гражданство России.

Критерии:

· Совершеннолетие

· 3 года непрерывного проживания в РФ с момента получения вида на жительство

· обязательство гражданина исполнять Конституцию РФ и законодательство РФ

· владение русским языком

· наличие законного источника средств к существованию

4) Оптация

Принятие в гражданство при его выборе в результате изменения Государственной границы Российской Федерации (оптация)

· Активная — требуются какие-либо действия со стороны гражданина

· Пассивная — требуется либо соглашение на это гражданина, либо его бездействие.

5) Следование ребенка гражданству родителей

Ребенок приобретает гражданство РФ в результате приобретения его родителями.

Прекращение гражданства России[править | править вики-текст]

Основания для прекращения гражданства России:

1) Добровольный выход из гражданства РФ. Необходимо заявление гражданина и исполнение всех обязательств перед Россией: воинская обязанность, отсутствие задолженностей по налогам, отсутствие инцидентов привлечения компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу и вступившего в отношении гражданина обвинительного приговора, подлежащего исполнению. Также заявитель должен либо иметь гражданство иностранного государства, либо гарантии его приобретения.

2) Обратная оптация. Выбор гражданства другого государства при изменении Государственной границы Российской Федерации.

3) Изменение гражданства родителями.

Отказ от гражданства России, в отсутствии другого гражданства и без гарантий приобретения такового, Конституцией РФ и действующим законодательством допускалось до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», не допускающего такой выход.

Заявитель Райнхард Хайдрих, желающий избавиться от гражданства России и стать апатридом (лицом без гражданства), направил жалобу на данное законоположение в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако суд отказался принять жалобу, сославшись на то, что не видит нарушения конституционных прав заявителя обжалуемым законоположением, тем самым не стал рассматривать жалобу Хайдриха по существу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 1228-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Райнхарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Обосновывая свой отказ, КС РФ сослался на ст. 8 Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 06.11.1997 г.), позволяющей государствам не допускать выхода из гражданства в тех случаях, когда человек в результате становится лицом без гражданства. Однако суд не принял во внимание то обстоятельство, что данная Европейская конвенция не ратифицирована, а потому, — имеет на территории России до её ратификации только политический, рекомендательный характер. Тем самым она не имеет юридической силы, и по этой причине следует применять Конституцию РФ и действующее законодательство РФ, которое, в свою очередь, под правом на изменение гражданства понимает не право замены одного гражданства другим, а право приобретения или прекращения гражданства как факт (его приобретения или утраты). Кроме того, свободу от гражданства Конституция не ограничивает. Кроме того, ст. 8 Европейской конвенции вступает в противоречие с Конституцией РФ, по смыслу которой под изменением гражданства понимается не замена одного гражданства на другое, а факт приобретения или прекращения такового, что подтверждается и ст. 5 Декларации, принятой Постановлением ВС РСФСР № 1920-1 22.11.1991, являющейся смыслообразующей для ст. 6 Конституции РФ (3); и ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, понимающей гражданство не как обязанность, а как право). Следовательно, такой отказ Конституционного Суда РФ в принятии жалобы Райнхарда Тристана Ойгена Рихардовича Хайдриха нельзя признать правомерным и обоснованным. Тем не менее, таким определением российские граждане были окончательно лишены возможностей выйти из гражданства России без обуславливания такого выхода приобретением гражданства другого государства.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода— это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

§ осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

§ равенство мужчины и женщины;

§ приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

§ строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

§ запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующиеосновные обязанности:

§ соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

§ платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

§ сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

§ защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

§ заботиться о детях (ст. 38);

§ заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

§ получить основное общее образование (ст. 43);

§ заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

О́рганы госуда́рственной вла́сти — О́рганизации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.

Конкретные организации (например: Правительство СССР, Министерство внутренних дел и другие) и абстрактные (например: Федеральные органы власти, Федеральная служба, Местная администрация и другие) субъекты и объекты, предназначенные для управления государством на разных уровнях.

Их разделяют на:

· высшие

· низшие

· центральные

· федеральные

· региональные

· местные

В России[править | править вики-текст]

В Российской Федерации принято разделять органы власти на:

· федеральные (органы власти федерации)

· региональные (органы власти субъектов федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

· Глава государства — Президент Российской Федерации;

· Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;

· Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

· Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России

· Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд..

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспускаГосударственной думы[4][5].

Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

1. Для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;

2. Для заслушивания посланий Конституционного суда Российской Федерации;

3. Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года[3].

Дом Правительства Российской Федерации расположен на берегу Москвы-реки в Москве, по адресу: Краснопресненская набережная, д. 2.

Правительство РФ имеет свой интернет-сайт и принимает обращения граждан в электронном виде.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушения, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

Функции судебной власти[править | править вики-текст]

· Правосудие.

· Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

· Толкование правовых норм.

· Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

· Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

· Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);

· Верховный Суд Российской Федерации;

· Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).(Утратил силу)

· Судья Российской Федерации — это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе.

· На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность (ст. 1 ч. 6 закон О статусе судей в РФ).

Судья должен:

· Быть независим и подчиняться только Конституции РФ и другим законодательным актам;

· Судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти;

· Быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было;

· Обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне;

Судья не должен:

· Замещать иные государственные должности;

· Принадлежать к политическим партиям и публично выражать свое отношение к политическим партиям;

· Заниматься предпринимательской деятельностью лично или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

· Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц.

· Иметь гражданство другого государства

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[3]:

· Генеральная прокуратура Российской Федерации

· Прокуратуры субъектов Российской Федерации

· Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

· Военная прокуратура

· Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)

· Научные и учебные организации прокуратуры

· Редакции печатных изданий прокуратуры

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

К органам местного самоуправления относятся:

§ представительный орган муниципального образования;

§ глава муниципального образования;

§ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

§ контрольный орган муниципального образования;

§ иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.