Главная трудность в творчестве – это вы сами. Соответственно, преодолевать вам придется в основном себя. Если ваш исполнительский талант не находит отклика у людей – варианта всего два: либо вы не работаете на должном уровне, любо работаете не для тех людей. В первом случае меняйте себя, во втором – свою аудиторию.
Трудности в работе случались, как правило, когда я попадал в новые условия. Например, работая в цирке братьев Запашных, я столкнулся с тем, что манеж принципиально отличается от сцены, движения, поведение, работа с залом, в практическом смысле, строятся совершенно по–другому. Как? Это пришлось выяснять самому. Рок-вокалист, работающий на манеже в контексте циркового шоу – это редкий случай, совета ждать было не от кого. Ну и конечно, там нужно было быть прежде всего цирковым артистом, и только во вторую очередь вокалистом.
То, что ты хорошо поёшь – мало кого беспокоит. Хороший голос – это данность которая не обсуждается. С таким же проблемами столкнетесь и вы. Хороший тембр не спасет ваше отчаянное мимонотие, а отличный слух не сделает вас интересным вокалистом. Классно поёте и двигаетесь, но выглядите как «обрыган»? Не надейтесь на благосклонность публики.
Главное правило – лучше всего понемногу, чем один плюс и масса минусов. Вас, как хорошего музыканта, исполнителя, автора, определят ряд качеств, работайте над тем, чего вам не достает и не вздумайте рассчитывать на то, что вам хорошо даётся. Один минус способен моментально перевесить ваши плюсы.
В Факторе страха я столкнулся с обратной ситуацией – нужно было снова переучиваться на работу со сценой. Если для неподготовленной публики в цирке я был излишне «агрессивным» вокалистом, то в ФС требовался кардинально другой подход, нужно было подваленную агрессию возращать. И в том и в другом случае это был поиск решений.
В цирке мы искали более лирические формы подачи, универсальные для лубой публики. Нужно было оставить роковой напор, чтобы привлечь молодую аудиторию, и подчеркнуть настроение циркового номера, но при этом сделать его доступным для любых зрителей – от детей до бабушек.
В Факторе, при работе с голосом, мы искали «персонажа», образ вокалиста, который мог бы представлять новый материал и по-свежему подавать старые песни. Именно по-новому. Если вы добровольно подписываетесь на роль «второго номера», забудьте об успехе. Никогда никого не копируйте. Учитесь, подражайте, берите нужное вам, компонуйте. Но на выходе вы должны создавать что-то уникальное.
Самое гибельное для творческого роста – это копирование кого–либо, ваш успех – это ваша индивидуальность плюс ваш профессиональный навык.
3) какие источники вдохновения помогали вам в периоды творческого застоя (если такие периоды у вас были, конечно)
Ставьте новые задачи, если вы не сталкиваетесь с трудностями, значит, не двигаетесь вперёд. Любой застой – следствие попадания человека в определённую схему, определённый алгоритм действий. Устройте себе кризис, сломайте тот уклад, в котором вы не продуктивны.
Универсальный рецепт для преодоления периодов «низкой продуктивности» - менять условия. Слушаете много музыки, но не можете написать ни такта? Уберите свой walkman на полку, удалите все плееры с компьютера, забудьте, как включать магнитолу в машине. Может быть, вы наоборот устроили себе музыкальный вакуум? Тогда делайте все с точностью до наоборот. Слушайте музыку, которую обычно не слушаете, или же возвратитесь к дано забытым вами альбомам. Пишете модерновый материал, но прослушивание «Soilwork» и «In flames» не дает вам никакой пиши для творчества? Послушайте бритпоп, поинтересуйтесь у сведущих людей о самых навороченных электронных релизах, достаньте запылившиеся альбомы манорвара, пока никто не видит.
Вообще, говоря о вопросах «творческой потенции», нужно отметить, что она напрямую связанна с вашей «ресурсной базой» - с вашей творческой эрудицией. Если вы хотите быть успешными, вы должны обладать широким музыкальным кругозором. Все значимые прорывы, появление уникального, яркого, индивидуального, исторически значимого музыкального материала, связаны с обобщением, компиляцией того, что создано до вас. Все значимые современные музыканты в любом стиле – прежде всего профессиональные слушатели, меломаны, настоящие фанаты музыки.
Вы можете изобретать велосипед, но качество материала будет чудовищно низким и неконкурентоспособным, не говоря уже о том, сколько времени вы на него потратите. Любое искусство отвечает на вопрос «как», а не «что» делать. В основе своего современного искусства – форма , а не содержание. Задумали гениальный сюжет для концептуального альбома? Он никому не будет интересен, если вы вольно отнесётесь к его композиционной составляющей. Навернули классный рифф? Он утомит вашего слушателя, если вы повторите его больше, чем того требует эстетика композиции. Сделали классный музыкальный материал для восхитительной чувственной баллады? Нелепый текст и неискренний вокалист убьют песню.
4) как вы считаете, насколько реально для певцов и музыкантов, которые ещё в самом начале творческого пути, начать зарабатывать любимым делом?
Сегодня я не могу сказать этого даже о состоявшихся певцах. Слишком неоднозначная ситуация в современной медиандустрии. Мы живем во время перемен, посмотрим, к чему все это приведет. С другой стороны, у вас есть реальный шанс именно сегодня оседлать волну. Единственное, в чём я уверен, – если вы, находясь в начале своего творческого пути, думаете прежде всего о деньгах – проваливайте, вам здесь не место.