Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Детерминанты (основные факторы) эластичности спроса



Эластичность спроса и предложения.

Изучая проблему спроса и предложения, установления цены равновесия, А. Маршалл вводит понятие эластичности.

Эластичность – это способность одной переменной изменяться под влиянием изменения другой переменной.

Рассмотрим взаимоотношения спроса и предложения.

Эластичность спроса относительно ценыпоказывает, на сколько процентов изменяет спрос на определенный товар при изменении его цены на 1%.

Оценка эластичности спроса относительно цены производится при помощи коэффициента эластичности ЕД , который рассчитывается по формуле:

 

Процентное изменение спроса % ∆Q

ЕД = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗= ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ .

Процентное изменение цены % ∆P

Это выражение можно записать иначе:

∆Q / Q (Q1 ˗ Q0) / Q0

ЕД = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗,

∆P / P (Р1 – Р0) / Р0

Где: ЕД – коэффициент эластичности;

Q0спрос на товардо изменения цены;

Q1 -после изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса относительно цены всегда будет отрицательным, т.к. спрос , цена меняются в противоположном направлении.

Ценовая эластичность позволяет прогнозировать возможные расходы потребителей, от чего зависит ценовая тактика производителей.

Эластичность спроса на разные товары неодинакова. Если небольшое изменение в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным (Е>1).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называется неэластичным (Е<1).

% ∆Q

Исходя из формулы ЕД = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗спрос будет эластичным, еслиданное

%∆P

процентное изменение цены приведет к большому процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Когда цена и величина спроса изменяются в одной и той же пропорции, мы имеем дело со спросом с единичной эластичностью.

В экономике крайне редки случаи, когда изменение цены не вызывает изменения количества спрашиваемой продукции. Такой спрос называется совершенно неэластичным.

Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос можно изобразить графически (рис.3.2.)

Совершенно неэластичный спрос
Р D1
D1 D1

 


D1
Q D1
Совершенно эластичный спрос  
D2 D1

 

 

Рис. 3.2. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси координат.

Спрос неэластичен на товары и услуги, которые являются жизненно необходимыми или не имеют заменителей, либо доля расхода потребителей на эти товары крайне незначительна.

Детерминанты (основные факторы) эластичности спроса

1. Жизненная необходимость в данном товаре – он может быть предметом первой необходимости или предметом роскоши. Если цены на основные продукты питания (хлеб, молоко, сахар, масло) повысились, то спрос среагирует на это очень слабо, сокращение спроса произойдет, но крайне незначительное.

Если цены повысились на предметы роскоши, может произойти резкое сокращение спроса на эти товары, т.к. без них (золотой цепочки, фарфора, картины) можно спокойно прожить. Изменение спроса при изменении цены на более дешевые товары не столь эластично, т.к. они, как правило, имеют заменители.

2. Наличие товарозаменителей (субститутов). Чем больше близких субститутов (хлеб белый, черный), тем выше ценовая эластичность. При данных субститутов (книга, театр) реакция спроса на удорожание товара будет незначительной(при условии неизменности цен на товары – заменители заменителей).

3. Степень информированности потребителей. Чем лучше информация о ценах на товары и наличии их заменителей, тем эластичней спрос.

4. Относительные затраты в расходах потребителей.

5. Временные рамки и эластичность. Временные рамки – это время, в пределах которого принимаются решения о покупке.

В экономике часто проявляется эффект Гриффена, т.е. ситуация, когда повышение цены на определенный товар вызывает увеличение спроса на него. Этот товар называется «низшим» (низшей категории), спрос на него находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя. Как правило, на этот товар расходуется значительная часть бюджета семьи. Например: бедная семья, где все доходы идут на питание. Хлеб – воскресное угощение. В остальные дни недели эта семья довольствуется более дешевой пищей (овсяной кашей). Рост цены на овсянку заставит семью отказаться от хлеба. Парадокс Гиффена заключается в том, что рост цены на овсянку заставляет семью не сокращать, а увеличивать ее потребление.

Перекрестная эластичность (ПЭС)показывает изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие товары. Для анализа данного вида эластичности все товары делятся на три группы: товары – заменители, комплементарные (дополняющие) товары и независимые товары. Перекрестная эластичность определяется по формуле:

∆QХ / QХ ∆QХ Pу

Ес = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ х ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ ,

∆Pу / Pу ∆Pу QХ

 

 

где: QХ – спрос на один товар;

Pу – цена другого товара.

Величина ПЭС может быть положительной, отрицательной и нулевой.

Если два товара взаимозаменяемы и служат одинаковым целям, их ПЭС будет положительной.

Комплементарные товары – кофе и кофеварка. Эти товары взаимно усиливают удовлетворение от их потребления. Они имеют отрицательную ПЭС. Увеличение цены на кофе снизит спрос на кофеварки.

Если два товара независимы друг от друга, то их ПЭС равна 0. Увеличение цены на капусту не скажется на спросе на автомобили.

Эластичность спроса по доходу (ЭСД)выражает процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое однопроцентное изменения дохода. Исчисляется по формуле:

∆Q / Q

Еi = ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗,

∆I / I

где: Еi– эластичность спроса по доходу (ЭСД);

I -доходы потребителя;

Q –количества купленного товара.

Значение Еi может быть положительной, отрицательной и нулевой.

Положительная ЭСД подразумевает, что увеличение дохода сопровождается увеличением объема покупок. Товар, где ЭСД больше единицы и увеличивается при росте дохода, называют предметом роскоши.

Увеличение доходов вызывает увеличение потребления товаров (все выражается в процентах).

Кривые Энгеля иллюстрирующие влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов.

Q


I

 

 

Рис. 3.3. Кривые Энгеля.

где:

I – изменения в доходах потребителя;

Q – количество потребляемого товара;

1 – влияние изменения в доходах на потребление продовольственных товаров;

2 - влияние изменения в доходах на потребление промышленных товаров;

3 - влияние изменения в доходах на потребление высококачественных товаров и услуг.

Первый закон Энгеляутверждает: чем выше уровень жизни населения, тем меньше часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего качества. Наблюдается определенная «очередность» в потреблении. Происходит изменения в делении возрастающего дохода на приобретение определенных групп товаров и услуг.

Вначале увеличивается спрос на первую группу товаров, затем происходит определенное насыщение ими и спрос снижается. Далее возрастает спрос на следующую группу товаров, по насыщении товарами спрос снижается, но возрастает спрос на следующую группу и т.д.

Предложение считается эластичным, если эластичность предложения Еs> 1, при Еs < 1предложение считается неэластичным, а при Еs = 1имеет место единичная эластичность.

На спрос предлагаемого, на рынке товара влияют переменные:

1. Рыночная цена товара.

2. Цены на товары – заменители.

Эластичность спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок производитель обязан предвидеть возможные изменения, происходящие на рынке и влияющие на эластичность спроса на товар. Это даст возможность избежать потерь от игры цен.

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «эластичность».

2. Характеристика эластичности спроса относительно цены.

3. Перекрестная эластичность спроса по цене. Значение ее для товаропроизводителя.

4. Основные детерминанты эластичности спроса и их характеристика.

5. Приведите примеры, иллюстрирующие эффект Гиффена.

6. Приведите примеры, подтверждающие закон Энгеля.

Решение задачи:

1) Летом 1 кг моркови стоит 2 руб. при спросе 18 кг в день. Зимой – 5 руб. при спросе 24 кг в день. Определите эластичность спроса на морковь.

 

2) Летом 1 кг. бананов стоит 5 руб. при предложении 35 кг. Осенью спрос на бананы возрос на 1 кг. В условиях короткого периода эластичность предложения составляет 2,5. Определите цену бананов осенью.

 

3) Для колледжа было решено купить 2000 рабочих тетрадей по дисциплине «Экономическая теория» по цене 40 руб., при коэффициенте эластичности спроса равен – 0,5. Если цена упадет на 10%, на сколько процентов больше сможет колледж купить рабочих тетрадей? Какова будет новая величина спроса?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.