Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 22 Развитие выносливости




       
   
 
 


ТАБЛИЦА 22.10 Упражнения, направ­ленные на повышение лактатных анаэробных возможностей (Т. Джегер, М. Бионди, Э.В. Дайкен, Д. Худпол, Г. Холл, Д. Томпсон, Н. Уолкер, Л. Крайзельбург и др.)


водительности, необходимо руко­водствоваться принципами, осно­ванными на физиологическом под­ходе:

1) продолжительность отдель­ных упражнений не должна превы­шать 1 — 2 мин;

2) в зависимости от длины тре­нировочного отрезка продолжи­тельность интервалов отдыха, как правило, находится в диапазоне 45-90 с;

3) определяя интенсивность ра­боты при выполнении упражнений и продолжительность пауз, надо ориентироваться на ЧСС 170 — 180 уд-мин-1 в конце работы и 120—130 в конце паузы. Увели­чение ЧСС более 180 уд-мин-1 во время работы и снижение ее более 120 в конце паузы нецелесообраз­но, так как в том и другом случае наблюдается уменьшение ударного объема сердца и снижение эффек­тивности тренировки.

Интервальная тренировка нап­равлена в основном на повышение функциональных возможностей сердца, которые являются важней­шим фактором, лимитирующим уровень аэробной производитель­ности. Однако воздействие этого


метода не ограничивается увеличе­нием объема сердечной мышцы. Его применение развивает способ­ность к интенсивной утилизации кислорода тканями, благоприятно сказывается на уровне анаэробной производительности.

В качестве примера напряжен­ной программы с применением ин­тервального метода приведена дневная программа чемпиона Игр XXIV Олимпиады на дистанции 200 м вольным стилем Д. Армстрон­га (табл. 22.11).

Применение дистанционного метода способствует совершенство­ванию всех основных свойств орга­низма, обеспечивающих поступле­ние, транспорт и утилизацию кис­лорода. Особое значение специа­листы придают этому методу как способу улучшения капилляриза-ции мышц и совершенствования способностей, связанных с потреб­лением кислорода непосредственно в мышцах (Costil, Fink, Hargeaves, 1985; Wilmore, Costil, 1994).

Дистанционная работа обычно осуществляется во временном диа­пазоне от 10 мин до 1,5 ч при ЧСС в 1 мин от 145 до 170, что осо­бенно эффективно для повышения


ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов



ТАБЛИЦА 22.11

Программы занятий

Олимпийского

Чемпиона 1988 г.

Д. Армстронга

(Австралия)



ГЛАВА 22


Развитие выносливости


 


функциональных возможностей сердца.

Однако наиболее широко в процессе подготовки сильнейших пловцов мира используется однора­зовое проплывание дистанций 1500 —2000 м, а также серий дис­танций меньшей протяженности — 2-3x1000, 3-4 х 600-800 м, 4-8 х 400 м. При этом, наряду с про-плыванием дистанций с полной ко­ординацией, широко используется плавание при помощи одних рук или ног, с использованием лопаток и ласт.

Наряду с этими методами для повышения выносливости к нагруз­ке аэробного характера широко ис­пользуется дистанционная работа с переменной скоростью (перемен­ный метод). В этом случае чередо­вание отрезков, преодолеваемых с относительно высокой и низкой скоростью, предполагает увели­чение ЧСС к концу «интенсивного» отрезка до 170— 175 уд-мин-1 и сни­жение ее к концу «малоинтенсив­ного» отрезка до 140—145. Длина дистанций в этом случае обычно составляет 800 — 2000 м, чередова­ние интенсивно и малоинтенсивно проплываемых отрезков может быть следующим: 25 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 50 м интен­сивно + 100 м компенсаторно, 50 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 100 м интенсивно + 50 м компенса­торно и т. д.

Не зависимо от метода, применя­емого для повышения аэробных воз­можностей, интенсивность работы должна планироваться на основании реакции организма пловцов на пред­лагаемые упражнения и их комплек­сы. В практике реакция организма оценивается по показателям лактата в крови или по данным ЧСС. Напри­мер, ориентируясь на показатели ЧСС, тренировочную работу можно подразделить на три зоны:

1) зону поддержания уровня аэ­
робных возможностей (ЧСС —
130-145);

2) зону повышения аэробных
возможностей (ЧСС — 145—165);


3) зону максимального повыше­ния аэробных возможностей (ЧСС - 165-180).

Тренировка с преимуществен­ным использованием каждого из указанных методов имеет характер­ные особенности. Они по-разному влияют на время развертывания функциональных возможностей системы кровообращения и дыха­ния, способность к длительному удержанию высоких величин пот­ребления кислорода. Например, применение интервального и пере­менного дистанционного плавания очень эффективно для увеличения способности пловцов к максималь­но бьТстрому развертыванию воз­можностей функциональных сис­тем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методи­ческие условия проведения интер­вальной и переменной тренировок предполагают смену интенсивной работы соответственно пассивным отдыхом или плаванием с относи­тельно невысокой интенсивностью. Поэтому при использовании таких методов на протяжении одного за­нятия многократно активизируется до околопредельных величин дея­тельность систем кровообращения и дыхания, что сказывается на раз­витии способности этих функцио­нальных систем к укорочению периода врабатывания. При дистан­ционном методе этого не происхо­дит, так как пловец на протяжении занятия проходит фазу врабатыва­ния обычно не более 3 — 5 раз.

Выделять работу над повышени­ем экономичности и эффективнос­ти использования квалифицирован­ными пловцами функционального потенциала в процессе соревнова­тельной деятельности в отдельный раздел нет необходимости. Однако при решении других задач спортив­ной тренировки необходимо посто­янно совершенствовать и ука­занные способности. Например, увеличение подвижности в суста­вах в значительной мере определя­ет эффективность работы мышц в процессе выполнения основных


ЧАСТЬ 5


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.