Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тактика соревновательной деятельности




 


ша. Затем М. Гросс заявил журна­листам, что он настолько быстро начал первую половину дистанции, что если бы кто-то из соперников догнал его на отметке 150м, он бы не смог бороться, так как силы его были на исходе.

Решительные действия прино­сили успех олимпийским чемпио­нам Д. Рихтеру, Й. Войте, П. Мора-лесу, Д. Панкратову, П. Хейнс, которые, обладая высокой дистан­ционной скоростью, старались мак­симально быстро проплыть первую половину дистанции, создавая от­рыв от соперников, а затем удер­живали преимущество.

Исход борьбы на спринтерских дистанциях нередко решает эффек­тивный старт, при котором пловец получает такое преимущество, кото­рого хватает для победы. К примеру, на матчевой встрече пловцов СССР и США в Остине в 1978 г. С. Спенн настолько превосходил всех в стар­товых прыжках и поворотах, что это позволило ему победить в четырех видах программы и обновить миро­вые достижения для 25-метровых бассейнов на 100 м баттерфляем, 100 м брассом, 200 м комплексным плаванием, а также в комбиниро­ванной эстафете 4 х 100 м. Выигры­вая уже на старте у соперников 1,5 —2 м, он сохранял преимущество до финиша.

Выдающимся мастерам ком­плексного плавания обычно удается победить преимущественно за счет одного —двух способов плавания. У олимпийских чемпионов — С. Фе-сенко таковыми были баттерфляй и вольный стиль, у А. Сидоренко —


брасс и плавание на спине, у А. Ба-уменна — вольный стиль и брасс, у Т. Дарньи — на спине и т. д.

Таким образом, выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревно­вательной деятельности обуслов­лены техническим мастерством спортсмена, его физической и пси­хической подготовленностью, воз­можностями важнейших функцио­нальных систем. Поэтому процесс тактической подготовки можно рассматривать как своего рода объ­единяющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства. При этом эффектив­ным оказывается реализация следу­ющих методических приемов:

• облегчение условий при осво­ении избранного варианта тактики — лидирование при помощи свето­вого или звукового лидера, коррек­тирующая информация о результа­тах преодоления отрезков, шаге и темпе движений и т. п.;

• усложнение реализации опти­мального тактического плана — ра­бота в условиях среднегорья, зна­чительного и возрастающего утом­ления, создание звуковых и свето­вых помех и т. п.;

• сохранение тактической схемы преодоления дистанции при сущес­твенной вариативности простран­ственно-временных и динамических характеристик движений — темпа, шага, мощности гребков и т. п.;

• неожиданное изменение так­тического варианта по специально­му сигналу или в связи с изменив­шейся соревновательной ситуа­цией.



часть

ОТБОР

И ОРИЕНТАЦИЯ ПЛОВЦОВ

В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ

ПОДГОТОВКИ


Современная мировая практика и научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наивыс­шие достижения в плавании дос­тупны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, вы-


сочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мас­терства. А поскольку мало кто обла­дает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отли­чается сложностью и остротой.


 


Глава11

Общая

Характеристика

Этапов отбора

И ориентации

ПЛОВЦОВ


Отбор и ориентация пловцов, как впрочем и спортсменов любой иной специализации, не одномо­ментное событие, а практически непрерывный процесс, включаю­щий пять основных этапов, связан­ных с определенными этапами мно­голетней спортивной подготовки (табл. 11.1). (

В разных "дисциплинах плавания благоприятный возраст для наивыс­ших результатов, продолжитель­ность многолетней подготовки и, естественно, каждого из ее этапов существенно отличаются. Соответ­ствующие отличия отмечаются и в сроках различных этапов отбора. Например, в женском плавании весь период спортивной подготовки (от начала занятий до достижения высших результатов) обычно длит­ся не более 10 лет и каждый оче­редной этап многолетней подготов­ки и этап отбора наступают с ин­тервалом примерно в два года. В мужском плавании на короткие дистанции продолжительность под­готовки, предшествующей наивыс­шему достижению спортсмена, обычно не менее 13—15 лет, в соот­ветствии с чем до 3 — 4 лет возрас-


тает продолжительность этапов многолетней подготовки и перио­дичность этапов отбора.

На каждом этапе отбора должен осуществляться «отсев» пловцов, не способных к эффективному ре­шению задач последующих этапов многолетней подготовки. К началь­ному обучению плаванию и пер­вичному отбору допускаются все дети, не имеющие серьезных от­клонений в состоянии здоровья и с достаточным уровнем физического развития. Опыт показывает, что та­ких детей около 80 %. После пер­вичного отбора к последующей на­чальной подготовке целесообразно привлечь 10—12% наиболее спо­собных детей. В результате следую­щего этапа — предварительного от­бора — должно остаться 15 — 20%, прошедших начальную подготовку. После промежуточного отбора к специализированной базовой под­готовке допускается 15 — 20% тех, кто был привлечен к предваритель­ной базовой подготовке. После ос­новного отбора должно остаться 10—12% прежнего контингента. В примерном соответствии с такой динамикой «отсева» находилась ор-



ГЛАВА 1 1


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.