Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техническое совершенствование пловцов




 


Педагогический процесс нап­равлен на детальное изучение дви­гательного действия. Особое внима­ние уделяется методам, основан­ным на использовании двигатель­ных восприятий.

4. Стадия полного образования
навыка. Она соответствует этапу
закрепления двигательного дей­
ствия. По мере того как рациональ­
ная система движений закрепляет­
ся, определяются характерные чер­
ты навыка — автоматизация и ста­
билизация действия.

Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного дей­ствия и в дальнейшем совершен­ствовании его отдельных деталей. Для этого широко используется многократное повторение упражне­ний в стандартных условиях.

5. Стадия достижения вариатив­
ного навыка и его реализации. Она
охватывает весь период, пока спорт­
смен ставит задачу выполнения
данного двигательного действия.
Благодаря его применению в раз­
ных условиях и при различных
функциональных состояниях орга­
низма развивается гибкий, подвиж­
ный навык. У спортсменов, достиг­
ших этой стадии технического со­
вершенства, наблюдается высокая
степень совершенства специализи­
рованных восприятий (чувство вре­
мени, чувство темпа, чувство раз­
виваемых усилий и др.), а также
способность к совершенному уп­
равлению за счет реализации ос­
новной информации о движениях,
поступающей от рецепторов мышц,
связок, сухожилий.

Педагогические задачи, стоящие на этом этапе, сводятся к следую­щим: 1) совершенствованию техни­ческого мастерства с учетом инди­видуальных особенностей пловцов и всего многообразия условий, ха­рактерных для соревновательной деятельности; 2) обеспечению мак­симальной степени согласованнос­ти двигательных и вегетативных функций, совершенствованию спо­собностей к максимальной реализа­ции функционального потенциала


(скоростного, силового, энерге­тического и др.) при выполнении соответствующих двигательных действий; 3) эффективному усвое­нию действий при изменяющихся внешних условиях и при различ­ном функциональном состоянии организма.

Основные педагогические зада­чи, которые приходится решать в процессе технического совершен­ствования пловцов высокого клас­са, преимущественно связаны со становлением технического мастер­ства в пятой и в некоторой мере четвертой стадии. Однако отдель­ные двигательные действия, связан­ные с освоением новых деталей спортивной техники, могут охваты­вать все указанные стадии.

В настоящее время специалиста­ми различных стран разработаны и успешно реализуются подходы к управлению совершенствованием технического мастерства, в основе которых использование кино- и ви­деотехники, точных методов изу­чения динамической и кинемати­ческой структуры движений, мате­матических методов и вычислитель­ной техники. В частности, можно сказать, что успехи практически всех сильнейших пловцов мира пос­ледних лет связаны с широким ис­пользованием объективных методов контроля и управления в процессе технического совершенствования.

В частности, в международном центре исследований водных видов спорта при олимпийском центре в Колорадо-Спрингс (США) в послед­ние годы большое внимание уделя­ется исследованиям динамической и кинематической структуры важ­нейших параметров техники плава­ния. Используется современная подводная видеосистема с примене­нием видеокамер с высокой разре­шающей способностью и последую­щим преобразованием информации в цифровую форму. Изучаются сле­дующие параметры: 1) сила рук (об­щая и эффективная); 2) скорость движения рук; 3) угол погружения рук; 4) дистанция, проплываемая за


 


о

0-128



ЧАСТЬ 1


Техника спортивного плавания


 


ТАБЛИЦА 7.2 Пространственно-времен­ные и динамические характеристики движений спринтеров и стайеров при одинаковой скорости плавания (Troup, 1990)


цикл движений; 5) положение рук при подтягивании; 6) общий пока­затель эффективности (отношение эффективной силы к общей).

Выдающиеся спортсмены отли­чаются способностью сохранять достаточно высокий уровень силы на всех отрезках дистанции, у них в меньшей мере, по сравнению с остальными участниками соревно­ваний, уменьшается длина подтяги­вания в конце дистанции по мере развития утомления. Установлено, что работа над техникой гребка в условиях утомления способствует возрастанию величины эффектив­ной силы и длины подтягивания в конце дистанций.

Представляют интерес и факти­ческие данные, отражающие разли­чия в технике пловцов, специализи­рующихся на разных дистанциях (табл. 7.2).

В практике подготовки сильней­ших советских пловцов на протя­жении ряда лет с успехом приме­нялась видекомпьютерная система, позволяющая зарегистрировать важнейшие параметры спортивной техники. Для построеннной на ее основе методики характерно стремление раскрыть смысл каждо­го движения, согласования движе­ний, которые являются ориенти­рами при работе над техникой и подборе приемов самоконтроля при ее совершенствовании.

 

Показатель Стайеры Спринтеры
Ширина 27,1 29,0
гребка, см    
Длина гребка, 155,5 160,6
см    
Глубина 81,1 77,4
гребка, см    
Скорость рук, 283,5 286,8
см-с"!    
Угол погру- 35,2 36,7
жения, град.    
Общая сила, кг 6,6 7,0
Эффективная 5,1 5,4
сила, кг    

При разработке оптимальной координационной структуры дви­жений в процессе технического со­вершенствования учитывалась не­обходимость обеспечения единства смысловой и двигательной сторон совершенствования движений, удобство реализации ориентиров и требований в педагогическом про­цессе. Достижение этого осущес­твлялось путем учета следующих положений:

• цикл движений в каждом спо­собе плавания рассматривался как система движений, состоящая из фаз;

• фазы устанавливались с уче­том их направленности (т.е. с изме­нением фазы изменялась цель), це­лостности (одна фаза охватывает движения всего тела, а не только рук, ног или туловища), определяе­мое™ (конец и начало выделяются по конкретному признаку);

• все фазы могут сравниваться друг с другом; все граничные мо­менты перехода движений из одной фазы в другую рассматриваются как граничные позы пловца, характери­зующие согласование движений;

• модель спортивной техники каждого способа предполагает нали­чие двух частей: а) формальной, ос­нованной на цифровых и графичес­ких характеристиках; б) логической, включающей описание техники на макро- и микроуровнях, раскрытие смысловой и двигательной сторон движений, определение ориентиров и требований для обучения, совер­шенствования и контроля.

Учет указанных положений кла­дется в основу процесса техничес­кой подготовки пловцов, который подразделяется на четыре этапа: 1 Проведение специальных теорети­ческих занятий, 2) выполнение на суше специальных имитационных упражнений, 3) разучивание специ­альных упражнений в воде, 4) со­вершенствование техники плавания тем или иным способом с использо­ванием приемов самоконтроля.

На каждом из указанных этапов используется исключительно широ-



ГЛАВА 7


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.