Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнения для изучения старта с тумбочки

1. На суше. Принять положение старта (несколько раз).

2. Из положения старта выполнить энергичные движения руками вниз вперед назад, одновременно выпрямляя ноги и туловище, руки задержать вверху, голова между руками, потянуться. 3. Из положения старта немного присесть, затем сильно оттолкнуться вперед-вверх и выполнить движения руками вниз- вперед -вверх. 4. Из положения старта выполнить энергичный прыжок вверх, сделав подготовительные движения руками и удерживая тело в полете в прямом положении, голова между руками, носки ног оттянуты.

В воде. 1. Встать на край бортика в полный рост, руки прижаты к туловищу. Присесть и сильно оттолкнуться от бортика, прыгнуть в воду ногами вниз. Тело в полете прямое, руки прижаты к туловищу, смотреть вперед. 2. Этот же прыжок, но в исходном положении и во время прыжка руки вверху. 3. Прыжок в воду с бортика ногами вперед из положения старта ("Кто дальше"). 4. Спад головой вперед (падение без толчка) с бортика из положения наклона вперед, руки вверху, голова между руками. 5. Спад головой вперед с бортика из положения приседа, руки вверху, голова между руками. 6. Прыжок головой вперед с бортика из положения приседа, руки вверху, голова между руками. 7. Тот же прыжок с тумбочки. 8. Прыжок с бортика из положения старта. 9. Стартовый прыжок с тумбочки. 10. Стартовый прыжок с тумбочки с правильным выходом из воды и проплыванием до 10 л заданным способом. 11. Стартовый прыжок с тумбочки под команду по правилам соревнований.

 

35. Методика обучения технике поворота «Маятник».

Традиционный подход к изучению поворотов предусматривает определенную последовательность и специальные упражнения. Однако многолетний опыт работы и анализ техники базового поворота показал, что его элементы (исключая вращение туловища с боку на бок после касания рукой стенки бассейна — II фаза) полностью, частично или приближенно структурно схожи с целым рядом подготовительных упражнений на освоение с водой. Следовательно, в процессе изучения этих упражнений одновременно осуществляется освоение элементов поворота, а по мере овладения кролем на груди или брассом все уже освоенные упражнения связываются в единую и последовательную цепочку движений, составляющую технику поворота.

 

 

36. Методика обучения простого, плоского поворота при плавании способом кроль на спине.

В этом способе плавания широко распространен простой открытый поворот, где вращение выполняется вокруг переднезадней оси(рис. 33). Плавание. Техника. До касания рукой поворотного щита пловец не имеет права переворачиваться на грудь. Направление поворота определяет та рука, которая первой коснется стенки бассейна. Если первой коснулась правая рука, то поворот выполняется в правую сторону, если левая, то в левую. Подплывание к стенке. Пловец должен коснуться стенки бассейна у самой поверхности воды любой согнутой в локтевом суставе рукой. При этом ладонь поворачивается в сторону поворота, а тело до касания стенки рукой должно быть обязательно в положении на спине. Когда одна рука коснется стенки бассейна, другая в этот момент, закончив гребок, находится у бедра. Вращение. После касания стенки рукой пловец группируется, сильно сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и продвигая их в воде через сторону к стенке бассейна. Вращению тела помогают руки: одна рука сильно опирается о стенку бассейна, а другая производит подгребающее движение в воде. Продолжая вращение, пловец выполняет вдох, выводит вперед руку, которая подгребала в воде, снимает опорную руку со стенки и выносит ее вперед, ставит стопы на стенку, располагая их параллельно друг другу на ширине таза под поверхностью воды, и соединяет руки за головой.

Толчок и скольжение. После постановки ног на стенку бассейна голова и туловище пловца немного притапливаются, а затем следует сильный толчок ногами, который заканчивается активным движением в голеностопных суставах. Тело скользит под водой на глубине 30-40 см.

Начало плавательных движений и выход на поверхность осуществляются так же, как после старта из воды.

 

37. Методика обучения движений руками при плавании способом кроль на спине.

Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Существует два варианта техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги. Поскольку техника этого гребка более доступна новичкам она применяется при начальном обучении кролю на спине, как только ученик овладеет элементарной координацией кроля на спине, его следует научить выполнению гребка согнутой рукой. Рассмотрим технику выполнения гребка согнутой рукой.

Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху прямая рука опускается в воду ладонью наружу на линию, проходящую через одноименный плечевой сустав и расположенную либо параллельно продольной оси тела, либо под некоторым углом к этой оси (не более 15° в сторону от нее). В момент вкладывания руки в воду тело начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. В связи с этим прямая рука опускается вниз- вперед и в сторону. В конце очень непродолжительного наплыва рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется в перпендикулярное направлению движения положение и начинает "захватывать" воду. Все это происходит на глубине не более 15 см.

Опорная часть гребка. Продолжая движение вниз- вперед и в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла в 160°; при этом локоть опускается вниз, а кисть располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя.

Основная часть гребка начинается в тот момент, когда рука начинает двигаться назад. Двигаясь вдоль тела назад, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем примерно 120°. Кисть продолжает находиться около поверхности воды, а локоть- ниже кисти. Во второй половине этой фазы рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка, когда кисть достигает бедра. На протяжении всей основной части гребка кисть сохраняет перпендикулярное направлению движения положение и находится у поверхности воды. Перпендикулярное положение кисти обеспечивает на протяжении всей основной части гребка действие максимальной силы тяги, которая возникает как реактивная сила сопротивления воды на всей ладонной поверхности кисти. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси примерно на 25-30°.

Выход руки из воды. К моменту завершения движения руки в воде, когда кисть оказывается около бедра, напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент из воды последовательно поднимаются кисть, предплечье, плечо и начинается пронос руки над водой.

Движение руки над водой. Быстрое движение прямой руки над водой осуществляется в плоскости, проходящей через плечевой сустав и расположенной либо вертикально, либо под некоторым углом (не более 15°) наружу. В конце проноса ладонь также поворачивается наружу.

 

38. Методика обучения движений ногами при плавании способом кроль на спине.

ижения ногами. Так же как в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно " третью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз - подготовительным.

Подготовительное движение (сверху вниз). В крайнем верхнем положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 170°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 130-140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.

Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется в самом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх- назад. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению пловца вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.

 

39. Методика обучения общему согласованию движений при плавании способом кроль на спине.

Согласование движений. Из крайнего нижнего положения одна нога движется вверх, а другая одновременно из крайнего верхнего положения движется вниз. Нога при плавании кролем на спине может опускаться вниз на большую глубину, чем в кроле на груди. Так же как и в кроле на груди, с увеличением скорости движения пловца амплитуда движений ногами уменьшается.

40. Методика обучения движений руками при плавании способом кроль на груди.

В кроле обучение технике плавания наиболее сосредоточено именно на оттачивании движений рук.

На рисунке видно, что с началом движения в воде плечи пловца начинают разворачиваться влево-вправо относительно продольной оси его тела. Это позволяет включиться в работу во время выполнения гребка других групп мышц туловища, что в свою очередь упрощает выход рук из воды и их пронос по воздуху. Поворот плеч осуществляется до тех пор, пока подмышечная впадина не покажется из воды.

При заплыве кролем руки пловца движутся попеременно: если гребок производится левой рукой, правая в это время проносится над водой и наоборот. Рука, совершающая гребок, заканчивает его выполнение на уровне бедра и вынимается из воды. Параллельно с этим другая рука плывущего входит в воду под острым углом и затем протягивается вперёд и немного вниз, принимая обтекаемое положение.

Гребок выполняется согнутой рукой с высоко поднятым локтем, что даёт возможность удерживать кисть и предплечье почти перпендикулярно движению плеча. Обычно кисть совершает движение вниз примерно на уровне продольной оси тела или чуть заходя за неё. Максимальное сгибание руки в локтевом суставе приходится на середину гребка. В этот момент угол между предплечьем и плечом должен быть почти равен 90°.

Грести нужно с непрерывным усилием. Для увеличения скорости в конце гребка выполняющая его рука должна ускорить своё движение. В противном случае гребущая рука превратится в своеобразный тормоз из-за снижения давления воды.

Основная часть гребка совмещается с небольшим разворотом тела в сторону гребущей руки. Это позволяет усилить гребок за счёт дополнительной работы мышц туловища. В конце основной стадии ладонь гребущей руки оказывается на линии бёдер.

На заключительном этапе гребка происходит последовательный выход из воды плеча, предплечья и кисти. Выводимая из воды рука сгибается в локте, поднимая его над водой, и начинается движение плеча вперёд. При достижении локтем крайнего верхнего положения, кисть начинает входить в воду на уровне одноимённого плеча.

 

41. Методика обучения движений ногами при плавании способом кроль на груди.

Базовое обучение технике плавания кролем непосредственно в воде начинается с освоения правильного положения тела пловца. В идеале, мы должны лежать на водной поверхности практически горизонтально, с опущенным в воду лицом.

Дальнейшее обучение плаванию кролем на груди заключается в освоении верной работы рук, постановке дыхания и изучении техники движения ног.

Во время заплыва пловец попеременно совершает ногами встречные движения вверх-вниз с небольшим разворотом бёдер из стороны в сторону. Движения выполняются от бедра. Затем в работу вовлекаются голень и стопа. На подготовительном этапе стопа движется вверх. Основная рабочая фаза приходится на движение стопы вниз — удар.

В самом начале бедро из верхнего положения начинает опускаться. Нога сгибается в колене, вслед за чем стопа сначала проходит к поверхности воды, а затем, как бы опираясь о воду своей тыльной стороной, устремляется вниз за бедром. Это основная часть — удар стопой, во время которого согнутая нога начинает выпрямляться. По мере того как стопа и голень двигаются вниз, бедро начинает подниматься вверх, позволяя стопе во время полного выпрямления ноги осуществить захлёстывающий удар вниз.

После удара почти прямая нога начинает двигаться вверх. Бедро вновь меняет направление своего движения и, опережая голень и стопу, начинает опускаться. Всё повторяется.

Многие тренировки по плаванию кролем посвящены согласованию движений ног. Когда одна нога из крайнего верхнего положения устремляется вниз, другая из крайнего нижнего положения начинает одновременное движение вверх. Наибольшее расстояние между ступнями плывущего при работе ног составляет около 30-40 см и зависит от скорости передвижения. Например, при высокой скорости расстояние может сокращаться, т. к. возрастает быстрота движений стоп, и их вертикальный путь становится короче.

Работа ног хоть и не даёт кроллистам значительного продвижения, однако хорошо согласованные движения ног помогают усилить отдельные этапы работы рук, обеспечивают сравнительно высокое, обтекаемое и уравновешенное положение тела плывущего.

 

42. Методика обучения общему согласованию движений при плавании способом кроль на груди.

Согласование движений. Из крайнего верхнего положения одна нога движется вниз, одновременно другая из крайнего нижнего положения движется кверху. Амплитуда движении зависит от скорости плавания: при высокой скорости она может уменьшаться, так как увеличивается быстрота движений стоп, а их путь (п0 вертикали) сокращается. Поскольку ноги выполняют непрерывные движения в воде, а продвижение от них незначительное, они должны осуществлять свободные движения с небольшими усилиями. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыханием. Согласование движений руками и ногами в шести ударном кроле представляет собой перекрестную координацию, которая придает телу наиболее устойчивое положение в воде. Когда правая рука осуществляет наплыв, левая нога производит удар сверху вниз (одновременно правая нога движется снизу вверх). Двигаясь дальше, правая рука заканчивает опорную фазу гребка; в этот момент левая нога движется снизу вверх (одновременно правая нога делает удар сверху вниз). И наконец, когда правая рука выполняет основную часть гребка, левая нога снова производит удар сверху вниз (правая нога движется снизу вверх).

В такой же последовательности происходит согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами.

Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осуществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.

 

43. Методика обучения движений руками при плавании способом брасс.

Из условно исходной позиции руки двигаются в стороны и вниз. Гребок начинается с так называемого захвата — создания для ладоней и предплечий зоны опоры о воду, что обычно достигается разворотом кистей наружу. Пловец сохраняет обтекаемое положение и смотрит под водой вперёд-вниз, продолжая выдох.

Образование эффективного захвата осложняется продолжающимся в это время отталкиванием ног — всё ещё идёт сильное поступательное движение тела. По мере возрастания давления ладоней на воду, кисти разводятся в стороны-вниз, и руки начинают сгибаться в локте.

В этой стадии плечи, служащие опорой, значительно отстают. Формируется характерная для качественного гребка в кроле и баттерфляе при высоком положении локтей фаза обгона. Спортивная техника брасса предусматривает создание высокого положения локтя не механическим принятием рукой такой позиции, а ускоренным и мощным гребущим движением предплечий.

Гребок усиливается. Локти высоко подняты и развёрнуты в стороны. Кисти ускоренно двигаются в стороны-назад-вниз. Наиболее эффективная часть гребка завершена, и руки без промедления выталкиваются вперёд. Цикл завершён.

На этом этапе важно найти “свою” скорость вывода рук вперёд. Излишне энергичный вынос полностью выпрямленных рук увеличивает сопротивление встречного потока и тормозит поступательное движение. Однако и задержка выталкивания тоже ведёт к потере скорости.

Оригинальный выход из этой ситуации в своё время нашла советская рекордсменка мира Л. Качюшите. Онавыталкивала руки в исходную позицию, сохраняя их в слегка согнутом положении. Неполное распрямление рук в локтевых суставах не только не даёт значительного торможения, но и обеспечивает дополнительное преимущество в начальной стадии следующего гребка — захвате. Слегка согнутые руки не мешают сохранению поступательного движения, и когда окончательное их выпрямление сразу же переходит в отталкивание ногами — это помогает выдвинуть плечи вперёд и создать хорошую опору для рук.

 

44. Методика обучения движений ногами при плавании способом брасс.

Современный спортивный стиль плавания брасс отличается от прикладного гораздо более сложной работой ног. Продвижение вперёд достигается отталкиванием ногами по сложной винтообразной траектории воды назад. А т. к. выпрямление и соединение ног вместе происходит практически одновременно, сливаясь в единое движение, и бёдра работают на опережение голеней и стоп, оно носит несколько хлыстообразный характер.

В момент усиления гребка руками ноги сохраняют прямое, хорошо обтекаемое положение.

При выводе пловцом подбородка к водной поверхности и усилении выдоха ноги начинают постепенно сгибаться в коленях.

В момент вдоха, одновременно с продолжением плавного сгибания коленей, стопы слегка разводятся в стороны.

По окончании вдоха, когда кисти рук двигаются вперёд, скорость сгибания тазобедренных и коленных суставов возрастает, стопы на ширине таза начинают подтягиваться к ягодицам.

При погружении головы пловца в воду ноги достигают максимально согнутого положения: колени разведены в стороны, но не выходят за фронтальную плоскость плывущего, пятки у ягодиц. Это исходная для толчка позиция.

Здесь важна взаимосвязь в работе бёдер и таза: в самый последний момент подтягивания пяток к ягодицам еле уловимое движение таза с небольшим прогибом поясницы помогает бёдрам занять более обтекаемую позицию. Этому движению профессионалы, избравшие спортивный способ плавания брасс, присвоили название — “забрасывание пяток к тазу”.

Ещё один определяющий момент — вертикальное положение голеней. Сразу же следует моментальный разворот стоп носками наружу, голени принимают оптимально вертикальное положение. Дыхание на несколько мгновений задерживается, и ноги мгновенно приступают к началу отталкивания — стопы и голени энергично устремляются назад и в стороны.

В первые мгновения начавшееся отталкивание не придаёт телу пловца большого ускорения. На этой стадии осуществляется разгон водных масс и создаётся условная опора.

Продолжая активное дуговое продвижение стоп и голеней в стороны-назад и слегка вниз, ещё до момента спуска стоп в крайнее нижнее положение, пловец совершает мощный толчок ногами, посылая тело вперёд. Именно в этот этап, а не в завершающую стадию движения ног нужно вложить все силы.

Ноги заканчивают работу голеней и стоп и расслабляют мышцы. Скорость продвижения замедляется, но всё ещё остаётся высокой. Какой-то очень малый отрезок времени ноги пребывают в опущенном вниз положении, а затем начинают активно сводиться вместе, полностью распрямляясь и всплывая к поверхности воды. Движения таза и спины помогают телу пловца принять обтекаемое горизонтальное положение. На это же направлено опускание головы в воду.

Но главный фактор, влияющий на выравнивание тела плывущего — раннее начало работы рук, незамедлительно выполняющих энергичный захват. Это позволяет почти сразу убрать от встречного потока воды бёдра, а за ними спрятать голени.

В течение всего цикла гребка руками ноги пребывают в хорошо расслабленном состоянии, в обтекаемой позиции. Вследствие этого иногда наблюдается любопытное явление — ноги теряют симметричное положение. Это так называемая рабочая асимметрия, чьей причиной являются своеобразные завихрения, неминуемо появляющиеся за телом пловца и как бы разбрасывающие его ноги в стороны. Особенно часто этим отличаютсяуроки плавания брассомна малых скоростях. Такая асимметрия возникает на короткий промежуток времени и не является нарушением.

По окончании гребкового движения рук пятки начинают подниматься к поверхности воды с последующим подтягиванием к ягодицам — ноги готовятся занять исходную для отталкивания позицию. К этому периоду скорость уже сильно упала, потому подтягивание должно происходить быстро. Однако чрезмерная быстрота подтягивания пяток к ягодицам вызывает ещё более резкое торможение. Главная задача тренера и спортсмена — найти оптимальное положение, при котором эти два противоречивых фактора сведены к минимуму.

От других стилей техника плавания способом брассотличается ещё и тем,чтов продвижении тела вперёд руки и ноги играют равноценные роли. Энергичный гребок руками, сразу же сменяющийся мощным толчком ног — все эти движения работают на сохранение и увеличение скорости плавания.

В современной практике при спортивном обучении плаванию брассомтакже существует две техники работы ног.

1. Толчок при жёстком, неподвижном положении таза — в основе лежит сила

отталкивания:

в течение всего выполняемого ногами толчкового движения таз остаётся неподвижным и служит жёсткой опорой. В результате получается интенсивное, но требующее большой силы исполнения отталкивание. В конце работы ноги опускаются ниже обычного, и для их быстрого возвращения в обтекаемое положение необходим мощный гребок руками.

Этот вариант присущ брассистов с атлетическим телосложением, массивными ногами и недостаточной гибкостью. Советский рекордсмен А. Федоровский использовал эту технику.

2. Захлёстывающее отталкивание, дополненное движениями таза и спины — в основе

лежит скорость:

в периодотталкивания спина и таз помогают созданию большего захвата голенями и

стопами коротким движением вверх. Эти движения имеют волнообразный характер.

Иногда в такую работу включаются и плечи.

Этот вариант часто используют пловцы с гибкой и эластичной мышечной организацией,

владеющие, помимо брасса, и другими стилями, особенно баттерфляем.

 

45. Методика обучения общему согласованию движений при плавании способом брасс.

Общая координация движений.Из исходного положения, в котором руки и ноги выпрямлены и соединены, рабочее движение выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки производят первую половину подготовительного движения (подводятся под грудь) ноги подтягиваются. После этого руки выполняют вторую часть подготовительного движения (выносятся вперед). Одновременно с этим ноги совершают рабочее движение (толчок), которое заканчивается несколько позже момента выпрямления рук. После непродолжительного скольжения цикл движений повторяется.

46. Предупреждение несчастных случаев на занятиях плаванием.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.