В качестве основных средств при обучении плаванию используются физические упражнения.
Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.
Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является следующая:
· общеразвивающие и специальные физические упражнения;
· подготовительные упражнения по освоению с водой;
· игры и развлечения на воде;
· упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов;
· учебные прыжки в воду.
Общеразвивающие и специальные упражнения
· общеподготовительные упражнения (бег, ходьба, упражнения стоя на месте — наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость);
· специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям — упражнения для развития подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения для развития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередования напряжения и расслабления мышц).
Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этих элементов в целостное движение.
Подготовительные упражнения по освоению с водой
Эта группа упражнений применяется в целях формирования основных ощущений! соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:
· контрастные упражнения;
· упражнения на передвижение;
· упражнения на погружение;
· упражнения на дыхание;
· упражнения на всплывание;
· упражнения на лежание;
· упражнения на скольжение.
Упражнения на передвижение решают следующие задачи:
· развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков в воде;
· разучить ходьбу, бег в воде с движениями рук и ног в различных направлениях;
· добиться самостоятельного выполнения в воде различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, прыжках в изменяющихся условиях;
· проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.
32. Принципы обучения.
Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основными принципами физического воспитания:
· воспитывающего обучения;
· всестороннего развития;
· оздоровительной направленности;
· прикладной направленности.
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип всестороннего развития.
Принцип оздоровительной направленности.
Принцип прикладной направленности.
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности - важнейший в обучении. Он выражается в сознательном отношении занимающихся к процессу обучения, в сознательном восприятии изучаемого и в осознанном применении приобретенных знаний, умений и навыков. Такое отношение к процессу обучения является основной предпосылкой для активной деятельности занимающихся.
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности — важное условие для овладения знаниями, умениями и навыками. Соблюдение этого принципа требует расположения всего учебного материала в такой последовательности, при которой занимающиеся наиболее успешно осваивали бы знания и приобретали необходимые умения и навыки на основе предшествующего опыта.
Принцип прочности
Принцип прочности тесно связан с принципом систематичности. Систематические и многократные повторения упражнений необходимы для того, чтобы быстро и легко усвоить новые движения и прочно закрепить изученные ранее.