Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Истинное, благотворное познание Бога достижимо только через Иисуса Христа



I.

Удивляюсь смелости, с которой эти лица берутся говорить о Боге с нечестивыми. Первым делом они стараются доказать Божество делами природы.

Я не удивлялся бы такому приему, если бы они говорили к верующим, ибо имеющие живую сердечную веру, конечно, ни на минуту не сомневаются, что все существующее есть дело Бога, которому они поклоняются. Иное дело, когда приходится оживить этот свет в людях, отрешенных от веры и благодати и, несмотря на все усилия своего ума, вместо света, находящих только мрак и пустоту. Говорить таким людям, будто стоит только рассмотреть малейшую из окружающих их вещей, чтобы ясно обнаружить в ней присутствие Бога, и, в доказательство этого великого в важного предмета, описывать, им пути луны и планет и тем считать дело убеждения сделанным, - значит давать им повод думать, что доказательства нашей религии весьма слабы. По убеждению и по опыту, я нахожу, что это, напротив, вернейшее средство породить, в них презрение к религии.

Не так говорит об этом Писание, которому лучше известны дела Божии. Оно, напротив, утверждает, что Бог сокрыт и с тех пор, как природа повреждена. Он оставил людей в ослеплении, от которого исцелиться они могут только чрез Иисуса Христа, и без Него невозможно никакое общение с Богом: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть(Мф. 11:27).

Вот что ставит нам на вид Писание, многократно повторяющее, что ищущие Бога найдут Его, - но совсем не при помощи дневного света, так как ищущие света среди белого дня, или - воды в море, найдут то и другое; нет, очевидность присутствия Божия в природе не такова. Писание говорит нам в другом месте: истинно Ты Бог сокровенный (Ис. 45:15).

II.

Иисус Христос есть средоточие всего. Кто знает Его, тому ясны причины и значение всех вещей.

Заблуждающиеся заблуждаются только вследствие того, что не видят одной из этих истин. Конечно, можно знать Бога, не сознавая своей немощи, и сознавать свою немощь без Бога, но нельзя познать Иисуса Христа, не зная одновременно и Бога, и своей немощи.

Вот почему я не намерен доказывать здесь доводами естественного разума ни существования Бога, ни св. Троицы, ни бессмертия души, и ничего подобного. Я делаю это не только потому, что чувствовал бы себя недостаточно сильным находить в природе доказательства для убеждения загрубелых безбожников, но потому еще, что без Иисуса Христа это познание бесполезно и бесплодно. Если бы кто-нибудь пришел к убеждению, что отношения чисел суть истины нематериальные, вечные и зависят от первоначальной истины, в которой они существуют и которую называют Бог, я, не счел бы этого человека значительно подвинувшимся на пути к своему спасению.

III.

Замечательная вещь, что ни один из канонических авторов не пользовался природой для доказательства Бога: Давид, Соломон и т. д. - все стремятся возбудить веру в Бога, но никогда вы не встретите у них подобного выражения: пустоты не существует, значит, есть Бог. А эти люди были помудрее тех, которые теперь обязательно прибегают к подобной аргументации.

IV.

Если вы соглашаетесь, что доказывать существование Бога рассмотрением природы значит обнаружить слабость аргумента, то не презирайте Писания; если же, напротив, считаете признаком силы, что оно познало противоречия в природе человека, то за это вы должны уважать Писание.

V.

Ничего нельзя познать, без дел Божиих, если не принять за правило, что Бог хотел ослепить одних и просветить других.

VI.

Метафизические доказательства Бога так запутаны и так далеки от человеческих мыслей, что производят впечатление очень слабое: а если 6ы и принесли пользу некоторым, то разве только в ту минуту, когда эти доказательства у них перед глазами; но час спустя, они уже начинают бояться - не обманулись ли. Quod curiositate cognoverint superbia amiserunt ("Найденное ими, при помощи пытливого разума, они утратили вследствие гордости". Вероятно, на память цитировано Паскалем из блаж. Августина. - прим. Э. Гавэ).

(Впрочем, такого рода доказательства могут привести нас только к спекулятивному понятию о Боге, а понимать Его только таким образом не значит понимать Его).

VII.

Бог христиан не есть только Бог геометрических истин и стихийного порядка; таков Бог язычников и эпикурейцев. Это не только Бог, промышляющий о жизни и земных благах людей с целью дать ряд счастливых лет жизни поклоняющимся Ему: то Бог иудеев. Но Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан, есть Бог любви и утешения; это Бог наполняющий верные Ему души и сердца, внедряющий в них ощущение их беспомощности и Своего бесконечного милосердия, соединяющийся с ними в глубине души их, наполняющий ее кротостью, радованием, упованием, любовью, делающий их неспособными стремиться к чему-либо иному, кроме Его Самого.

Бог христиан есть Бог, дающий душе чувствовать, что он ее единственное благо, что весь ее покой в Нем и единственная радость ее в любви к Нему; это Бог, внушающий душе в то же время ненависть к препятствиям, которые ее задерживают в стремлении любить Его всеми силами. Самолюбие и чувственность, составляющие эти препятствия, невыносимы для души, и Бог дает ей чувствовать, что себялюбие глубоко коренится в ней и что Он один может исцелить ее.

(Вот каково познание Бога в христианском смысле. Но чтобы так знать Его, необходимо знать в то же время свою греховность, свое недостоинство и необходимость иметь посредника, чтобы приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Никак нельзя обособлять эти два знания, ибо в противном случае они не только бесполезны, но и вредны). Познание Бога без сознания вашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без сознания Иисуса Христа ведет к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нем мы обретаем, как сознание своей немощности, так и единственный путь к ее уврачеванию.

Мы можем познавать Бога, не зная своего жалкого состояния, или знать последнее, не ведая Бога; или - ведать Бога и нашу немощь, не зная средства избавиться от обуревающих нас зол. Но мы не можем знать Иисуса Христа, не зная одновременно и Бога, и нашей греховной немощи, а вместе и средства против последней; ибо Иисус Христос не есть просто Бог, но Бог, восстановляющий нас из нашей немощи.

Таким образом, все, ищущие Бога помимо Иисуса Христа и останавливающиеся на природе, или не находят никакого света, который бы мог удовлетворить их, или кончают тем, что изобретают средство познавать, Бога и служить Ему без посредника и таким путем доходят или до атеизма, или до деизма, - двух вещей, почти одинаково противных христианской религии.

Следовательно, все наши стремления должны быть направлены к познанию Иисуса Христа, потому что только чрез Него мы можем получить уверенность, что знаем Бога так, как знать Его нам полезно.

Он есть истинный Бог людей, т.е. немощных и грешных. Он есть предмет и средоточие всего: кто не знает Его, не знает ничего ни в порядке мира, ни в се6е самом. Ибо, помимо Иисуса Христа, нам недоступно не только познание Бога, но и самих себя.

Без Иисуса Христа человек предоставлен пороку и своей немощи; с Иисусом же Христом человек освобождается: от того и другого. В нем вся наша добродетель и все наше блаженство; вне Его лишь порок, бедствие, заблуждение, мрак, отчаяние, и, кроме мрака и беспорядка, мы не видим ничего ни в природе Бога, ни в нашей собственной.

Статья XXI.

Мысли о чудесах

I.

По учению различаются чудеса, и по чудесам различается учение.

II.

Чудеса бывают ложные и истинные. Чтобы была возможность определить их достоинство, они должны иметь какой-либо отличительный признак, иначе они были бы бесполезны. А они не бесполезны, напротив, служат основанием. Необходимо поэтому, чтобы правило для определения чудес, не разрушало доказательства, доставляемого истинными чудесами об истине - главной цели чудес.

Не будь, вовсе ложных чудес, не было бы места и сомнению. При отсутствии правила для различения истинных от ложных, чудеса были бы бесполезны, и в них не было бы основания для веры.

Как различать истинные чудеса от ложных, о том говорит Моисей в двух местах (Втор. 13:1-3 и 18:22); также Иисус Христос: никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня(Мк.9:39).

(Откуда следует, что открыто объявляющий себя противником Иисуса Христа не может делать чудес Его именем. Поэтому, если он и делает их, то не именем Иисуса Христа, и ему не должно давать веры. Таковы случаи, когда чудеса исключают веру. Других исключений не должно допускать: в Ветхом Завете, когда чудо имеет целью отвратить вас от Бога, в Новом Завете - от Иисуса Христа.

Поэтому при виде чуда нужно или подчиниться ему, или иметь необыкновенные признаки противного; нужно видеть, отрицает ли совершающий чудо или Бога, или Иисуса Христа, или Церковь.

III.

Ложна всякая религия, не поклоняющаяся Богу, как началу всех вещей и, в своем нравственном учении, не указывающая любить одного Бога, как цель всех вещей. Всякая религия, не признающая Иисуса Христа теперь, есть очевидно ложная, и чудеса никакой пользы принести ей не могут).

Иудеи имели о Боге, как мы об Иисусе Христе, учение, подтвержденное чудесами; им было запрещено верить чудотворцам, если бы те хотели совратить их в ложное учение, даже более того, - им было повелено прибегать в таких случаях к первосвященникам и их держаться (Втор. 17:12; Мал. 2:7).

И таким образом те же причины, которые побуждают нас отказать в вере чудотворителям, имели и иудеи относительно появлявшихся среди них пророков.

Однако, они были весьма виновны, отвергая творивших чудеса пророков и Иисуса Христа, и не были бы виновны, если бы чудес не видели. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха (Ин. 15:24).

Отсюда следует, что Иисус Христос считал Свои чудеса верными доказательствами того, чему учил, и иудеям надлежало верить им. И действительно, собственно чудеса сделали иудеев виновными в их неверии. Свидетельства, которые Иисус Христос и апостолы извлекают из Писания, не доказательны, ибо ими подтверждается только, что Моисей предсказал пришествие пророка, но не доказывается, что этот пророк был именно Иисус Христос, а в этом весь вопрос. Эти места Писания показывают лишь, что признание Иисуса Христа Мессиею не противоречит Писанию, а не то, что оно прямо согласуется с ним.

IV.

Пророчества одни не могли доказать истинности Иисуса Христа, как Мессии, во время Его жизни, а потому не было бы вины в неверии в Него до Его смерти, если бы недостаточно было чудес Его, помимо учения. А не уверовавшие в Него при Его жизни были грешниками, и, как Сам Он говорит, грешниками непростительными. Следовательно, противясь чудесам, они противились истинному свидетельству; так как, за неимением истолкований, они должны были руководствоваться чудесами. Стало быть, для веры достаточно одних чудес, если они не противоречат учению.

Иисус Христос свою истинность, как Мессии, никогда не доказывал согласностью Своего учения с Писанием и пророчествами, но всегда доказывал ее чудесами.

Никодим, по чудесам Иисуса Христа, признал, что учение Его от Бога: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3:2). Он не судит о чудесах по учению, но об учении судит по чудесам.

Существует взаимный долг между Богом и людьми. Рассудим, говорит Бог устами пророка (Ис. 1:18), и в другом месте: - Что же еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?(Ис. 5:4).

Долг людей к Богу - принимать посылаемую Им религию; долг Бога к людям - не вводить их в заблуждение. Опасность впасть в заблуждение была 6ы неминуема, если бы делающие чудеса проповедовали учение, но очевидно ложное в глазах здравого смысла, и Сам величайший Чудотворец не предупредил людей о грозящей им опасности со стороны лжеучителей, подкрепляющих свою проповедь знамениями. Если бы, таким образом, при случающихся в Церкви разделениях, еретики, в роде ариан, утверждавших, что их учение основано на том же Писании, как и у православных, стали совершать чудеса, когда в истинной Церкви их бы не совершалось, то это, наверное, привлекло бы многих на их сторону. Ибо, насколько человек, возвещающий вам тайны Божии, не достоин веры, когда опирается только на свой личный авторитет, так что и нечестивцы сомневаются в нем, так, напротив, даже в глазах нечестивых, заслуживает веры тот, кто, в доказательство своего общения с Богом, воскрешает мертвых, предсказывает будущее, переносит моря, исцеляет болезни. Неверие фараона и фарисеев есть следствие сверхъестественного ожесточения.

(Но не сказано ли, что Бог искушает нас? А потому, не может ли он искушать нас чудесами, которые, по видимому, ведут к заблуждению?)

Между понятиями искушать и вводить в заблуждение есть большая разница. Бог искушает, но никогда не вводит в заблуждение. Искушать, значит давать поводы, совсем не налагающие необходимости. Вводить в заблуждение, значит, ставить человека в необходимость делать ложные заключения и им следовать.

Так как Бог вводить в заблуждение не может, то человеку, скрывающему свое дурное учение и обнаруживающему только учение доброе, согласное, по его словам, с Богом и Церковью, очевидно невозможно делать чудеса, чтобы провести ложную и тонкую доктрину - этого быть не может. Еще менее возможно, чтобы Бог, который знает сердца, творил чудеса ради подобного человека.

V.

Далеко не одно и то же не быть за Иисуса Христа и говорить это, или не быть за Иисуса Христа и показывать вид, что принадлежишь к Его последователям. Первые могут делать чудеса, последние - нет; ибо относительно одних можно прямо заключить, что они против истины, относительно же других - нельзя; от этого различить чудеса становится гораздо легче.

Таким образом, чудеса решают спорные случаи между иудеями и язычниками, иудеями и христианами, православными и еретиками, оклеветанными и клеветниками.

(Это самое наблюдалось во всех случаях борьбы правды против заблуждения, Авеля против Каина, Моисея против магов фараона, Илии против лжепророков, Иисуса Христа против фарисеев, св. Павла против Вариисуса, апостолов против заклинателей бесов, христиан против неверных, православных против еретиков; то же самое будет при борьбе Илии и Эноха против Антихриста. Правда всегда одерживает верх в чудесах).

(Наконец) в спорах об истинном Боге или об истинности религии никогда не случалось чудес на стороне заблуждения без того, чтобы еще большие чудеса не совершались также и на стороне истины.

(В силу этого правила ясно, что иудеи обязаны были уверовать в Иисуса Христа. Иисус Христос был для них подозрителен, но Его чудеса были бесконечно яснее имевшихся против Него подозрений. Поэтому следовало веровать в Него).

(Во времена Иисуса Христа) одни веровали в Него, другие не веровали, основываясь на пророчествах, говоривших, что Он родится в Вифлееме. Но последним надлежало обстоятельнее расследовать, не в самом ли деле Он там родился. В виду убедительности Его чудес, они должны были вполне увериться относительно кажущихся противоречий Его учения с Писанием, и эта неясность не извиняла, но ослепляла их.

Иисус Христос исцелил слепорожденного и сотворил много других чудес в субботний день, чем ослеплял фарисеев, настаивавших, что следует судить о чудесах по учению.

(Но в силу того же самого правила, по которому следовало веровать в Иисуса Христа, никак нельзя будет веровать Антихристу.)

Иисус Христос не говорил ни против Бога, ни против Моисея. Антихрист и лжепророки, предсказанные в обоих Заветах, будут открыто говорить против Бога и против Иисуса Христа. Скрывающего свою вражду к Богу Бог не допустил бы открыто совершать чудеса.

Моисей предсказал Иисуса Христа и заповедал Ему следовать (Втор. 18:15). Иисус Христос предсказал Антихриста и запретил ему следовать (Мф. 24:23, 24).

Чудеса Иисуса Христа не предсказаны Антихристом; чудеса же Антихриста предсказаны Иисусом Христом. Потому, если бы Иисус Христос не был Мессия, Он непременно ввел бы в заблуждение; но не разумно было бы впасть в заблуждение от чудес Антихриста. Вот почему чудеса Антихриста нисколько не вредят чудесам Иисуса Христа. (Действительно), когда Иисус Христос предсказывал чудеса Антихриста, думал ли Он разрушить этим веру в Свои собственные чудеса?

Нет ни одного основания для веры в Антихриста, по которому не следовало бы верить в Иисуса Христа, но для веры в Иисуса Христа есть такие основания, которые не могут служить для веры в Антихриста.

VI.

Чудеса послужили основанием и впредь послужат продолжению Церкви до Антихриста, до конца.

Бог (чтобы сохранить для Своей Церкви это доказательство) или изобличил ложные чудеса, или предсказал их; таким образом, Он возвысил Себя, а вместе и нас самих над тем, что в наших глазах сверхъестественно.

(Так будет и в грядущем: или Бог не допустит ложных чудес, или Он сотворит еще большие; ибо) чудеса имеют такую силу, что Бог должен был предупредить, дабы (при сопротивных Ему чудесах) не подумали, как бы очевидно это ни казалось, что они от Бога, иначе они могли бы соблазнить людей.

Следовательно, места в тринадцатой главе Второзакония, содержащие запрещение верить или слушать тех, которые будут совершать чудеса, и отвращать от служения Богу, затем следующие слова в Евангелии от Марка: Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Мк. 13:22), а также некоторые другие подобные места далеко не содержат в себе чего-либо противного авторитету чудес; что скорее не указывало бы на силу их.

VII.

Не верить истинным чудесам заставляет недостаток любви: Вы не верите, говорит Иисус Христос, обращаясь к иудеям, потому что вы не из овец Моих (Ин. 10:26). Тот же недостаток любви заставляет верить чудесам ложным: За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2Фес. 2:10, 11).

Когда я размышлял, откуда у лжеучителей, выдающих себя за обладателей спасительных средств, является столько последователей, готовых иногда отдать в распоряжение их даже самую жизнь, то мне казалось, что настоящая причина этого та, что в числе подобных средств есть и истинные. Иначе было бы невозможно существование стольких ложных средств и чтоб им давали такую веру. Если бы вообще не было средств ни против какого зла, и все виды его были бы не исцелимы, то нельзя было бы допустить, чтоб люди вообразили себе, будто они могут дать эти средства, а тем более чтобы столько других людей давали веру выдающим себя за обладателей таких средств. Если бы явился человек и стал уверять, будто может избавить от смерти, - ведь никто не поверил бы ему, потому что такого примера никогда не было. Но так как, даже по признанию самых великих людей, было много средств, оказавшихся истинными, то у людей явилось доверие, как к этим истинным, так и вообще ко всяким срёдствам. Народ рассуждает обыкновенно так: если вещь возможна, значит, она существует; ибо, раз она не может быть отрицаема вообще, вследствие некоторых частных обнаружений ее на деле, то народ, не могущий различить, которые из этих частных проявлений истинны, верит им всем. Подобно этому, верят столь многим ложным влияниям луны вследствие того, что некоторые ее влияния, как, например, прилив, существует в действительности.

Желая объяснить себе, почему существует столько ложных чудес, ложных откровений, волшебств и т. п., я пришел к предположению, что причина этого та, что в числе ложных явлений такого рода есть и истинные. Невозможно же думать, чтобы было столько ложных чудес, если бы не было истинных, столько ложных откровений, когда бы не было откровений истинных, ни столько ложных религий, но одной - истинной. Ибо людям не возможно было бы представить себе того, чего никогда не было, а тем более невозможно, чтобы столько людей тому поверили. Но так как на свете действительно бывали весьма великие вещи и потому находили веру и у великих людей, то впечатление таких истинных событий было причиной, что почти все люди стали способными верить и ложным. И таким образом вместо заключения, что совсем нет истинных чудес, потому что есть столько ложных, следует, напротив, сказать, что есть истинные чудеса, если есть столько ложных, и есть ложные только потому, что есть истинные; а также, что есть ложные религии только потому, что есть одна истинная. Этому противоречит существование религии и у дикарей; но если дикари имеют религию, то это потому, что они слышали, как можно заключить по кресту, найденному св. Андреем (Первозванным), об истинной религии, о потопе, об обрезании и т. д. Происходит это оттого, что ум человека, склонившись в эту сторону под влиянием истины, делается склонным к принятию и всякой лжи.

VIII.

Сказано: веруйте в Церковь; но не сказано: верьте чудесам, - по той причине, что последнее естественно, а первое - нет. Одному нужно было научить, другому не нужно.

Статья XXII.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.