Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арифметические средства языка



ЧАСТЬ I.

Основные правила грамматики

1. Текст программы состоит из трех составных частей. Это заголовок, описания, операторы. Заголовок программы содержит имя программы. Для версии ETH необходимо дополнительно указать источник и приемник данных для работы программы - файлы для ввода и вывода информации. По умолчанию файл input связан с клавиатурой компьютера, а файл output - с экраном монитора. В Turbo Pascal заголовок имеет декоративное значение и использовать его не обязательно.

2. Описания - это символьные конструкции для описания свойств объектов программы. Все объекты программы надо обязательно указать в этой части программы. Операторы - это символьные конструкции для описания действий над объектами программы. Операторы должны находиться между словами begin и end. Эти слова считаются скобками.

3. В одной строке текста можно размещать несколько операторов или описаний. Поэтому между операторами надо обязательно ставить символ-разделитель. Для разделения операторов используется символ точка с запятой ( ; ). После последнего оператора разделитель ставить не обязательно.

4. Малые и большие буквы считаются эквивалентными (равнозначными). Имя любого объекта в записи программы может содержать только буквы латинского алфавита, цифры исимвол подчеркивания ( _ ). Имя не может начинаться с цифры. Никакие другие типы символов в записи имен не разрешаются.

 

Общее строение программы

ETH Pascal Пример
program имя(ввод,вывод); program echo(input,output);
описания; var n: integer;
BEGIN BEGIN
оператор; write('число?');
оператор; read(n);
оператор write(n)
END. END.

 

Turbo Pascal-Delphi Пример
program имя; program echo;
модули; uses crt;
описания; var n: integer;
BEGIN BEGIN
оператор; clrscr; read(n);
оператор; write(n);
оператор readkey
END. END.

Основные типы переменных

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)
Действительный real 16.32
    -1.6320000000E+01

 

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)
Целый integer
Длинный целый longint

 

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)
Символьный (литерный) char 'a'
    #13
Строковый string 'задача'
Логический (булевский) boolean false
    true
Интервальный M1..M2

Конструкции для описания величин

Описание переменных величин Пример
var var
имя-переменной: имя-типа; a: real;
имя1, имя2, имя3: имя-типа; x, y, z: integer;
  i, j, k: char;
  p, q, r: 0..100;
  s, t, u: 'a'..'z';

 

Описание постоянных величин Пример
const const
имя1 = значение1; X = 40000;
имя2 = значение2; Y = 16.32;
имя3 = значение3; Z = -1.632E+10;
имяN = значениеN; A = 'a';
  R = #13;
  T = 'тема'#13#10'урока:';

Оператор присваивания

Форма оператора Пример
имя := выражение a := 0;
  x := x + 1;

Ввод и вывод

Процедура Пример 1 Пример 2
read(список ввода) program echo1(input,output); program echo2(input,output);
readln(список ввода) var m, n: integer; var m, n: integer;
write(список вывода) BEGIN BEGIN
writeln(список вывода) read(m,n); readln(m,n);
  write('m=',m); writeln('m=',m);
  write('n=',n) writeln('n=',n)
  END. END.

 

Число (n) Тип Формат вывода Результат вывода
integer write(n)
integer write(n:2)
integer write(n:5)
16.32 real write(n); 1.6320000000E+01
16.32 real write(n:12) 1.63200E+01
16.32 real write(n:5:2) 16.32
16.32 real write(n:10:4) 16.3200

 

Модуль crt (cathode ray tube)

Процедуры и функции Операция Пример
clrscr Очистить экран clrscr
textcolor(цвет) Установить цвет текста textcolor(1)
    textcolor(blue)
textbackground(цвет) Установить цвет фона textbackground(1)
    textbackground(blue)
delay(время в миллисекундах) Остановить выполнение на заданное время delay(1000)
gotoxy(колонка,строка) Установить курсор на заданную позицию gotoxy(40,20)
keypressed Если была нажата клавиша, то true (функция) repeat write('o') until keypressed
readkey Остановить выполнение до нажатия клавиши, прочитать код нажатой клавиши (функция) readkey
    c:=readkey

 

Номер и имя цвета Номер и имя цвета
0 black 8 darkgray
1 blue 9 lightblue
2 green 10 lightgreen
3 cyan 11 lightcyan
4 red 12 lightred
5 magenta 13 lightmagenta
6 brown 14 yellow
7 lightgray 15 white

 

Арифметические средства языка

Арифметическая операция Описание операции Пример
+ Сложение  
- Вычитание  
* Умножение  
/ Деление 5.0/2.0 = 2.5
div Целочисленное деление (деление без остатка) 5 div 2 = 2
mod Остаток от деления 5 mod 2 = 1
shl Двоичный сдвиг влево 5 shl 1 = 10
shr Двоичный сдвиг вправо 5 shr 1 = 2

 

Функция Результат функции Пример
abs(x) Модуль числа (абсолютное значение) abs(-2) = 2
sqr(x) Квадрат числа sqr(2) = 4
sqrt(x) Квадратный корень числа sqrt(4) = 2.0
pi Число пи ~ 3.14...  

 

Функция Результат функции Пример
sin(x) Синус числа sin(pi) = 0
cos(x) Косинус числа cos(0) ~ 1.0
ln(x) Логарифм натуральный ln(1) = 0
exp(x) Экспонента (число e в степени x) exp(1) ~ 2.72

 

Функция Результат функции Пример
int(x) Целая часть числа int(3.6) = 3.0
trunc(x) Целое число без округления trunc(3.6) = 3
round(x) Целое число с округлением round(3.6) = 4

ЧАСТЬ II.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.