1. Текст программы состоит из трех составных частей. Это заголовок, описания, операторы. Заголовок программы содержит имя программы. Для версии ETH необходимо дополнительно указать источник и приемник данных для работы программы - файлы для ввода и вывода информации. По умолчанию файл input связан с клавиатурой компьютера, а файл output - с экраном монитора. В Turbo Pascal заголовок имеет декоративное значение и использовать его не обязательно.
2. Описания - это символьные конструкции для описания свойств объектов программы. Все объекты программы надо обязательно указать в этой части программы. Операторы - это символьные конструкции для описания действий над объектами программы. Операторы должны находиться между словами begin и end. Эти слова считаются скобками.
3. В одной строке текста можно размещать несколько операторов или описаний. Поэтому между операторами надо обязательно ставить символ-разделитель. Для разделения операторов используется символ точка с запятой ( ; ). После последнего оператора разделитель ставить не обязательно.
4. Малые и большие буквы считаются эквивалентными (равнозначными). Имя любого объекта в записи программы может содержать только буквы латинского алфавита, цифры исимвол подчеркивания ( _ ). Имя не может начинаться с цифры. Никакие другие типы символов в записи имен не разрешаются.
Общее строение программы
ETH Pascal
Пример
program имя(ввод,вывод);
program echo(input,output);
описания;
var n: integer;
BEGIN
BEGIN
оператор;
write('число?');
оператор;
read(n);
оператор
write(n)
END.
END.
Turbo Pascal-Delphi
Пример
program имя;
program echo;
модули;
uses crt;
описания;
var n: integer;
BEGIN
BEGIN
оператор;
clrscr; read(n);
оператор;
write(n);
оператор
readkey
END.
END.
Основные типы переменных
Тип
Описатель типа (имя)
Значение типа (пример)
Действительный
real
16.32
-1.6320000000E+01
Тип
Описатель типа (имя)
Значение типа (пример)
Целый
integer
Длинный целый
longint
Тип
Описатель типа (имя)
Значение типа (пример)
Символьный (литерный)
char
'a'
#13
Строковый
string
'задача'
Логический (булевский)
boolean
false
true
Интервальный
M1..M2
Конструкции для описания величин
Описание переменных величин
Пример
var
var
имя-переменной: имя-типа;
a: real;
имя1, имя2, имя3: имя-типа;
x, y, z: integer;
i, j, k: char;
p, q, r: 0..100;
s, t, u: 'a'..'z';
Описание постоянных величин
Пример
const
const
имя1 = значение1;
X = 40000;
имя2 = значение2;
Y = 16.32;
имя3 = значение3;
Z = -1.632E+10;
имяN = значениеN;
A = 'a';
R = #13;
T = 'тема'#13#10'урока:';
Оператор присваивания
Форма оператора
Пример
имя := выражение
a := 0;
x := x + 1;
Ввод и вывод
Процедура
Пример 1
Пример 2
read(список ввода)
program echo1(input,output);
program echo2(input,output);
readln(список ввода)
var m, n: integer;
var m, n: integer;
write(список вывода)
BEGIN
BEGIN
writeln(список вывода)
read(m,n);
readln(m,n);
write('m=',m);
writeln('m=',m);
write('n=',n)
writeln('n=',n)
END.
END.
Число (n)
Тип
Формат вывода
Результат вывода
integer
write(n)
integer
write(n:2)
integer
write(n:5)
16.32
real
write(n);
1.6320000000E+01
16.32
real
write(n:12)
1.63200E+01
16.32
real
write(n:5:2)
16.32
16.32
real
write(n:10:4)
16.3200
Модуль crt (cathode ray tube)
Процедуры и функции
Операция
Пример
clrscr
Очистить экран
clrscr
textcolor(цвет)
Установить цвет текста
textcolor(1)
textcolor(blue)
textbackground(цвет)
Установить цвет фона
textbackground(1)
textbackground(blue)
delay(время в миллисекундах)
Остановить выполнение на заданное время
delay(1000)
gotoxy(колонка,строка)
Установить курсор на заданную позицию
gotoxy(40,20)
keypressed
Если была нажата клавиша, то true (функция)
repeat write('o') until keypressed
readkey
Остановить выполнение до нажатия клавиши, прочитать код нажатой клавиши (функция)