Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Ценностные и мотивационные приоритеты российских предпринимателей



 

Малый бизнес развивается в определенных центрах, на базе сложившихся неплохих стартовых условиях. Но он очень плохо приживается в целом по России. В этом отношении регионы очень дифференцированы. В связи с этим встает проблема оценки созданной государственной системы поддержки малого бизнеса, о чем есть крайне противоречивые данные. С социально-демографической точки зрения, мужчины составляют подавляющую часть предпринимателей. По более высокому уровню образования и накопленному капиталу предприниматели заметно выделяются на общем фоне. Материальные позиции предпринимателей более высоки практически по всем показателям. Заметен разрыв с другими группами в семейных душевых доходах, он еще более возрастает при оценке индивидуальных заработков.

Количественные различия в накопленном личном имуществе не столь бросаются в глаза, но они есть. А по отдельным "знаковым" признакам (например, наличие автомобиля) уровень благосостояния предпринимателей намного превышает средний уровень. Предприниматели достаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием. Фактически в их руках сосредоточена основная масса валютных сбережений.

Более высокий уровень благосостояния проявляется в покупках предметов длительного пользования, недвижимости, пользовании платными услугами. Предприниматели реже вынуждены экономить, больше вкладывают в строительство и ремонт жилья, чаще имеют возможность восстановить свои силы за границей. Не удивительно, что и по всем субъективным параметрам свое материальное положение они оценивают более высоко.

Предприниматели относятся к категории "трудоголиков": их совокупная трудовая нагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Переработки связаны, прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом для предпринимателей является высокий доход. Меньше других предприниматели заботятся о всякого рода удобствах и максимизации свободного времени. Тем не менее, фактор материального достатка не показатель, идентифицирующий какой либо слой общества как предпринимателей. В среде исследователей бизнеса существует широкий спектр мнений относительно феномена российского предпринимателя, а именно негативные оценки соседствуют с позитивными. В действительности модальный тип российского бизнесмена, конечно, далек от лучших образцов цивилизованного предпринимателя Европы, но не тождественен дикому, необузданному покорителю Америки, для которого главной мотивацией поведения выступает получение наибольшего количества материальных благ.

Каков же он на самом деле, наш предприниматель? На этот вопрос мы сможет ответить тогда, когда изучим доминирующие мотивы его жизнедеятельности.

Существует столько определений предпринимателей, сколько людей занимается предпринимательской деятельностью, поэтому в поисках эталона обратимся к классическому типу предпринимателя, достаточно полно описанному в литературе и откорректированному практикой бизнеса в наиболее развитых странах. Отправной точкой служит идея М. Вебера, связанная с протестантской этикой. По Веберу, настоящему предпринимателю так называемого европейского типа, чужда показная роскошь и расточительство, упоение властью. Его образу жизни свойственна аскетическая направленность. Богатство дает ему только ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания. Согласно более поздней концепции Й. Шумпетера, типичным предпринимательским мотивом выступает удовлетворение или радость от самого процесса и результатов свободного от бюрократических пут труда. Несмотря на разные мировоззренческие позиции и время, в которое создавались труды двух авторов, у них много общего. Однако в отличие от Вебера, акцентировавшего не столько предпринимательство, сколько капитализм в целом, Шумпетер на первый план выдвинул феномен предпринимательства. Производство понималось им в широком смысле этого – не столько как изготовление продукции, сколько как поиск свободной ниши на рынке. Доход служит показателем успешности организационно – новаторской деятельности предпринимателя, а значит его деловых качеств и престижа в обществе.

Свою жизнь он строит на виду у всех и где-то на зависть всем. Это уже не «скромный» капиталист – аскет, а динамичный и амбициозный творец своего счастья. Престиж для него крайне важен. Деньги сами по себе, без них общественного признания, теряют ценность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями общества. И чем более цивилизовано данное общество, чем выше развита культура, тем более предприниматель разборчив в средствах достижения успеха. На данном этапе развитие культуры в России предопределило, что предприниматели не гнушаются ничем в достижении поставленной ими цели. Однако общество, задав культурные приоритеты предпринимательства, должно создать все необходимые условия для другого важного параметра – свободы деятельности, узловым регулятором которой выступает рынок. На пересечении этих двух составляющих и формируется феномен предпринимательской мотивации, которая детерминирована, прежде всего, потребностью человека в определенном роде занятии (деле), которое позволяет максимально полно задействовать творческие способности и самореализоваться.

Согласно обыденным представлениям для бизнесмена ничего важнее денег и прибыли нет. Между тем, как и научные, так и житейские представления по-своему верны, но отражают разные срезы психологической реальности. В одном случае, речь идет о более доступных восприятию реально действующих ценностях – стимулах конкретной предпринимательской деятельности, а в другом – о главных смыслообразующих ценностях жизни, трансформирующихся в её цель. В проведенном исследовании богатство, как главная ценность и цель жизни (именно эти слова присутствовали в анкете) занимает лишь пятую позицию, но как мотив предпринимательской деятельности – твердую вторую. Деньги и богатство в качестве идеала мало привлекательны. Иное дело те блага, с помощью которых можно приобрести: свободу, ощущение положения как хозяина своей судьбы и даже властные полномочия. При этом не исключается бытовой комфорт, предполагающий создание таких условий, которые бы способствовали восстановлению огромных затрат физической и психологической энергии, обеспечивали достаток в семье и широкие возможности для обучения детей. Следовательно, утверждения о глобальной меркантильности российских бизнесменов несколько преувеличены.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Потенциальный российский предприниматель — это не уникум, наделенный «экономическим» мышлением, не выходец из криминального мира, не человек, готовый ради наживы попрать все нравственные устои и т. д. По своему потребительскому статусу это типичный представитель среднего слоя общества. Средний возраст 38–40 лет (большая часть сегодняшних предпринимателей принадлежит к возрастным группам 25–34 и 35–44 лет). У них примерно одинаковый уровень образования — средний или средний специальный. Заявленная ими мотивация к предпринимательской деятельности — желание разбогатеть и жить сообразно своим представлениям о счастье — нисколько не объясняет их качественного отличия от остальной части населения. Отличия, скорее, в наличии у них дополнительной жизненной энергии.

Образовательный статус практически не играет роли в принятии решения об организации своего бизнеса. Даже наоборот, желающих организовать свое дело значительно больше среди людей с низким уровнем образования. Интеллектуалы, напротив, в бизнес не стремятся. Они скорее предпочтут обслуживать бизнес на выгодных для себя условиях.

Среди молодежи постепенно меняется отношение к высшему образованию. Если еще недавно высшее образование наделяло человека «прилагаемым» статусом, то есть воздвигало на социальную ступень без дополнительных усилий (одна из причин «массовости» высшего образования и невероятный рост числа высших учебных заведений в России в последнее десятилетие), то сегодня этого не происходит по причине ограниченности вакансий и, соответственно, усложнившейся процедуре социального продвижения. Сам факт того, что в бизнес стремятся молодые люди с низким уровнем образования, свидетельствует о том, что в бизнесе они видят альтернативный путь социального роста, своеобразный социальный лифт.

Отношение к жизни предпринимателей и будущих предпринимателей можно рассматривать как своеобразный индикатор запаса душевных сил у всей нации. Если сдержанный оптимизм у этой группы населения в ближайшее время не даст реальных плодов, то никакие законодательные реформы не сдвинут национальное дело с мертвой точки. Пока они справляются с жизнью и, несмотря на осторожные прогнозы, в целом ожидают в будущем улучшений.

В исследованиях глобального мониторинга предпринимательской активности (GEM, Global Entrepreneurship Monitor) Россия участвует с 2006 года.Данные GEM показывают, что в России менее 5% населения планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. При этом около половины из них в настоящее время уже являются предпринимателями и планируют открыть дополнительный бизнес. То есть результаты мониторинга показывают, что предпринимательское сообщество в нашей стране не имеет тенденции к быстрому росту и расширению. И это несмотря на низкую базу — уровень предпринимательства (как общая активность, так и ранняя предпринимательская активность) остается одним из самых низких среди стран GEM в течение всех лет участия России в проекте. В России уровень предпринимательской активности, ТЕА, составил 3,49% в 2008 г. и 3,9% в 2009 г. Между тем в среднем в эффективностно-ориентированных экономиках — то есть в группе стран, к которым относится и Россия, этот показатель составил 11,4 в 2008 г. и 11,2 — в 2009 г. В инновационно-ориентированных (развитых странах) показатели 6,8% и 6,3% соответственно, а в ресурсно-ориентированных — 15,9% и 17,7% (рос, несмотря на глобальный кризис).

Общая российская предпринимательская активность в 2008 г. составила 4,4% населения в возрасте от 18 до 64 лет. То есть ранних и устоявшихся предпринимателей в нашей стране в разы меньше, чем в экономиках того же типа. К тому же показатели выхода из бизнеса выросли с 1,1% до 2,2%, что можно объяснить кризисом.

В 2009 г. наибольшую активность в создании новых бизнесов продемонстрировали жители российских городов с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. (в 2008-м г. — от 20 до 100 тысяч). Причем выросла в этих городах ранняя предпринимательская активность. В городах-миллионниках активность также возросла. Однако на основании выборки сложно говорить о тренде.

Наименее активны в создании бизнеса респонденты в сельской местности (активность уменьшилась по сравнению с 2008-м), при этом доля потенциальных предпринимателей превышает уровень раннего предпринимательства, что свидетельствует о том, что существующий потенциал развития бизнеса не реализуется в силу неблагоприятных условий.

Накорми себя сам

Последние три года отмечалось, что российские предприниматели — это наиболее ориентированные на рост предприниматели среди всех стран — участниц проекта. То есть они стремились не только обеспечить себя работой, но и создать более 20 рабочих мест в течение 5 лет. Если исходить из докризисной ситуации, то потенциал нацеленных на рост компаний — 1,5 млн новых рабочих мест в течение 5 лет.

К сожалению, в 2009-м г., и это объяснимо условиями кризиса, данные стали иными. Лишь 5% устоявшихся предпринимателей и 20% ранних планировали существенно увеличить численность сотрудников (в 2008 г. 12% устоявшихся и 13% ранних).

В минувшем году зафиксировано увеличение самозанятых, т.е. тех, кто создает рабочие места для себя и для членов своей семьи. Такого рода бизнесы не нацелены на устойчивое развитие и создаются как место временного трудоустройства для сокращенных на крупных предприятиях.

Ранняя предпринимательская активность мужчин в России в 2009-м г. составила 4,58%, а женщин — 3,23% (4,5% и 2,5%, соответственно, в 2008-м г.), причем такое соотношение относительно устойчиво по годам. Однако активность устоявшихся предпринимателей — мужчин и женщин — близка: 2,42% и 2,16%. Это говорит о том, что на этапе развития бизнеса женщины более успешны. Отметим, что предпринимательская активность женщин подвержена влиянию таких факторов, как удовлетворенность окружающими жизненными условиями, а с точки зрения внешних условий деятельности — высока их доля в экономике сектора услуг, поскольку именно на эту сферу направлена по преимуществу активность женщин-предпринимателей.

И стар, и млад

Среди ранних предпринимателей наибольшую активность демонстрируют респонденты в возрасте 25-34 лет, однако их доля в минувшем году заметно понизилась: с 41% в 2008-м г. до 28% в 2009-м. Это произошло за счет роста доли лиц более старшей возрастной группы 45-54 (с 10% до 25%). Доля группы 35-44 составляет 48%, а среди устоявшихся — 64%.

Более того, респонденты этой возрастной группы считают свои знания и опыт, подготовленность и компетентность недостаточными для начала собственного бизнеса (уверены в своей компетентности 23,6% опрошенных; причем среди женщин уверенных меньше, чем среди мужчин), хотя карьера предпринимателя является желательной для 60% опрошенных (см. График). Впрочем, еще больший скепсис в отношении собственных возможностей характерен для юных предпринимателей — в возрастной группе 18-24 только 20% уверены, что обладают достаточными компетенциями для начала собственного дела. Больше всего оптимистов в возрастной группе 25-44 — каждый третий из опрошенных в этой группе полагает, что обладает и необходимым опытом, и компетенциями.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.