Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

CОЗДАНИЕ РЕЙХСТАГА (ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 г.)



Создание германского Рейхстага

 

Курсовая работа

студента 3 курса специальности

1-24 01 02 «Правоведение»

дневной формы получения образования

 

 

Научный руководитель

Вербова Ольга Владимировна,

Старший преподаватель

кафедры теории и истории

государства и права

 

Гродно 2015

РЕЗЮМЕ

 

Тема курсовой работы

«Создание германского Рейхстага»

 

Работа содержит: 34 страниц, 24 использованных источника литературы.

Ключевые слова: Священная Римская империя, Золотая Булла, германская империя, рейхстаг.

Цель курсовой работы – изучение истории объединения германских земель – создание германского Рейхстага, особенности принятия Золотой Буллы и Конституции 1871 г.

Объектом исследования является исторические территориально-правовые отношения германских государств в период с XIII-XIX в.

Предметом исследования настоящей работы нормативно-правовая база объединенных земель – Золотая Булла, Конституция 1871 г.

В работе были использованы следующие методы: анализ, синтез.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..5

 

ГЛАВА 1. CОЗДАНИЕ РЕЙХСТАГА (ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 г.).…….…..8

 

ГЛАВА 2. РЕЙХСТАГ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 г.

ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ……........................................................20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В XI – первой половине XIII вв. Священная Римская империя германской нации представляла собой реальное государственное образование, включая в себя в XVIII в. помимо непосредственных владений императора 7 курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.

Уже со второй половины XIII в. единство германских государств оставалось достаточно призрачным …

Будучи раздробленным государство не могла оказать достойного сопротивления внешним агрессорам.

После реорганизации и упразднения Священной Римской Империи, ведущую роль среди немецких государств получила Пруссия. Достигнув своего могущества при Фридрихе II, Пруссия не отставала в своем расцвете и в XIX веке. После успешной прусско-французской войны в 1871 году по инициативе канцлера Бисмарка была создана Германская Империя, вновь объединившая воедино немецкий народ. Но Берлин проводил агрессивную империалистическую политику, что в итоге привело к Первой Мировой войне. Но война не пощадила Германию. Рассчитывая на безоговорочную победу, кайзер Вильгельм II лишь поставил Германию на грань катастрофы. В ноябре 1918 года в Германии пала монархия, кайзер отрекся от престола.

Значение и актуальность этой темы заключается в том, что появление на карте Европы вместо группы разобщенных карликовых государств мощного милитаризованного государства, коим была Германская империя, является важным историческим событием, серьезно изменившим политический баланс в Европе. Ведь создание Германской империи, ее дальнейшее стремление к расширению, откровенный грабеж разбитой Франции – все это способствовало развитию событий, приведшему в итоге к Первой мировой войне. Ведь без знания и понимания событий, приведших к созданию Германской империи, невозможно полноценно изучить ключевые событий новой и новейшей мировой истории.

Цель данной работы является изучение истории объединения германских земель – создание германского Рейхстага, особенности принятия Золотой Буллы и Конституции 1871 г.

В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение процесса объединения германских земель в период феодальной раздробленности империи;

2. Выяснение предпосылок законодательного закрепления Золотой Буллы, оценка её основных характеристик;

3. Оценка причин падения Священной Римской империи и дальнейших попыток объединения германских земель

4. Анализ Конституции 1871 г.

Объектом исследования выступают исторические территориально-правовые отношения германских государств в период с XIII-XIX в.

Предмет нормативно-правовая база объединенных земель – Золотая Булла, Конституция 1871 г.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы историческогоо анализа нормативно-правовых актов по исследуемой проблеме; синтез, методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих работ по данной проблематике.

В работе освещены причины становления и упадка Священной Римской империи, дальнейшие попытки объединения германских государств в период XIV –XIX вв.

В глава 1 содержатся сведения о историческом положении Священной Римской империи в XIV в, причины принятия Золотой Буллы, причины упадка империи

Глава 2 содержит сведения о последующих формах объединения германских государств. Анализируется Конституция 1871 г.

В заключении приводятся выводы проведенного исследования на основе широкого круга научной литературы, при этом изучены монографии, статьи, а также нормативно-правовые акты - Золотая Булла 1356 г., Конституция 1871г.,

В работе также использованы труды российских и зарубежных авторов: Бранс, Рапп, Зонтхаймер,Бульст-Тиле, Котова, Языкова

 

 

 

ГЛАВА 1

CОЗДАНИЕ РЕЙХСТАГА (ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 г.)

История Священной Римской империи германской нации, после распада которой начался болезненный процесс перестройки немецкой государственно- правовой системы, стала важным этапом в развитии немецкой государственности.

Священная Римская империя германской нации – государственное образование, существовавшее с 926 по 1806 годы как союз феодалов, не сделавших ни шага к формированию единого государства и в этом смысле затормозивших формирование немецкой нации [3, с. 66]. В 962 г. Оттон I был коронован в Риме императорской короной, Германия стала империей благодаря его усилиям [4, с. 317]. В образованную Священную Римскую империю германской нации, помимо Германии, включились Италия, часть Южной Франции и территории Центральной и восточной Европы. Однако, исторически образование империи, несомненно, воспрепятствовало германскому национально-политическому единству.

Начиная с 1250 г. сила Священной Римской империи приходила в упадок, начался длительный период междуцарствия – коронаций императоров не проходило. Новые монархи предпринимали попытки восстановить былое могущество империи, интересы династий вышли на первый план: значение центральной власти продолжало падать, а роль правителей региональных княжеств – возрастать. Избираемые монархи прежде всего старались максимально расширить владения своих семей и править на основе их поддержки. Так Габсбурги закрепились в австрийских землях, Люксембурги – в Чехии, Моравии и Силезии, Виттельсбахи – в Бранденбурге, Голландии и Геннегау. Священная Римская империя находится в состоянии серьёзного политического кризиса.

В 1355 году императором Священной Римской империи становится Карла IV, при котором центр империи переместился в Прагу. Ему удалось присоединить к землям Чешской короны Бранденбург, обширные территории в Саксонии, Пфальце.

С целью найти выход из тяжелого состояния, в котором находится империя, он принимает решение – провести важную реформу конституционного устройства империи: принимается Золотая булла 1356 года.

Золотая Булла формально считалась основным законом Империи, а с 1636 года она уже официально была признана таковым законом Священной Римской империи германской нации и оставалась в этой роли до 1806 года [1, с. 231].

Данный документ представляет собой свод законодательно оформленных отношений между императором и имперскими князьями, которые являлись основными политическими силами в империи, которая находилась в состоянии междуцарствия с момента падении династии Гогенштауфенов. Именно юридическая регламентация этих отношений смогла спасти империю от дальнейшего распада и постоянных княжеских усобиц.

Значении Золотой буллы тесным образом связаны со спорами по самым насущным проблемам общественно-политической жизни, и в первую очередь с обсуждением самой большой из них – проблемы территориальной раздробленности Германии и путей её преодоления.

Консерваторы призывали хранить оригинал Золотой Буллы в государственной сокровищнице рядом с императорскими инсигниями «империи Гогенцоллернов», либералы упрекали Буллу за недостаток «германского духа», демократы же называли её «ничего не значащим куском пергамента, на котором написано, как император и имперские чины по очереди продавали друг друга» [14, с. 211].

Историческое значение «Золотой буллы» заключается не в том, что она стала новым конституционным правом, а в том, что классифицировала уже действовавшее право, прежде всего, обычное, сформировавшееся на основе традиции избрания королей, различных правовых случаев и пожалований.

Отсутствует окончательная редакция, а также связь между отдельными главами. Исторически значимой была цель, прежде всего политическая, когда возник вопрос о принятии этого документа. Обычные права получили в булле не простое законодательное утверждение. Они вносились императором для обсуждения с целью упрочить имперское законодательство, сохранить единство Империи, внутренний мир, суверенитет, запретить раздоры и их пагубные последствия для государства.

Таким образом, вполне возможно доказать факт того, что Золотая Булла Карла IV стала фактором укрепления Священной Римской империи в долговременной перспективе, узаконив тот порядок раздробленности, который давно сложился на её политическом пространстве.

Основной вопрос, который поднимался в документе, был вопрос об избрании Императора, так как именно этот момент был одним из самых острых в то время.

Начало этому было положено ещё при Оттоне I, которого немецкая знать утвердила на престоле после смерти его отца Генриха I Птицелова, таким образом, был установлен формальный порядок престолонаследия, при котором каждого нового императора представители высшей знати утверждали на немецком троне [11, с. 211]. Конечно же, в разные времена отдельные императоры пытались бороться с таким порядком вещей, но добиться коренного перелома в этом вопросе им не удалось. Это привело, в итоге, к оформлению коллегии курфюрстов, которая, по сути, являлась собранием самых могущественных феодалов империи, выбирающих каждого нового императора простым большинством голосов. Из 36 глав документа 21 глава посвящена именно коллегии выборщиков.

В состав коллегии вошли архиепископы Кёльна, Майнца, Трира, король Чехии, курфюрст Пфальца, герцог Саксонии и маркграф Бранденбурга. Они получили исключительное право избрания императора и фактически определять направления политики империи, при сохранении за курфюрстами права внутреннего суверенитета, что закрепило раздробленность немецких государств.

Уже в позднее Средневековье принцип выборности императора приобрёл реальное воплощение, когда во второй половине XIII в. – конце XV в. императора выбирали из нескольких кандидатов, а попытки установления наследственной власти оказывались неудачными. Это не могло не привести к резкому росту влияния крупных территориальных князей на имперскую политику, причём семь наиболее могущественных князей присвоили себе исключительное право избрания и смещения императора (курфюрсты). Эти процессы сопровождались укреплением среднего и мелкого дворянства и ростом феодальных усобиц. В периоды междуцарствий империя теряла свои территории. После Генриха VII окончилась власть императоров над Италией; в 1350 г. и 1457 г. к Франции перешло Дофине, а в 1486 г. – Прованс. По трактату 1499 г. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи. Священная Римская империя всё более ограничивалась исключительно немецкими землями, превращаясь в национальное государственное образование немецкого народа.

Именно поэтому в документе чётко определяются правила и обрядность самой процедуры, и предшествующих ей церемоний, однако тот факт, что не было предусмотрено наказаний за уклонение от выборов или нарушения процедуры делает возможным тезис о том, что сам Карл IV не верил, что подобные наказания будут выполнены, даже в случае жесточайших нарушений этого закона.

Не исключено что Карл IV особое место уделял именно возможному обвинению в клятвопреступлении, так как это было тягчайшее преступление в Европе эпохи Средневековья. Через статьи об избрании нового короля Германии проходит мысль о том, что данный закон пытается предотвратить уже случавшиеся ранее неприятные инциденты, будь то помехи к проезду курфюрстов на выборы или слишком ранний отъезд с места выбора нового короля, для совершения противозаконных актов или чего-нибудь похожего. Но также стоит заметить, что Золотая Булла одновременно с этим охраняет традицию выборов и всего политического управления империи. Так в Булле ясно сказано об обязательном подтверждении древних прав и привилегий князей империи, в данном вопросе закрыты все возможные лазейки, вплоть до того что при коронации императорской короной в Риме, он обязан заново подтвердить ранее данные привилегии без возможности отказа, по причине того, что в своём новом качестве может не выполнять прошлые обязательства, данные, будучи ещё королём Германии [14, с. 280].

Параллельно наблюдался процесс освобождения имперских учреждений из-под власти папства, что произошло благодаря резкому падению авторитета пап в период Авиньонского пленения. Это позволило императору Людвигу IV, а вслед за ним и крупным региональным немецким князьям, выйти из подчинения римскому престолу. Было устранено и всякое влияние папы на выборы императора курфюрстами. Но когда в начале XV в. резко обострились церковно-политические проблемы в условиях раскола католической церкви, функцию её защитника на себя взял император Сигизмунд, которому удалось восстановить единство римской церкви и престиж императора в Европе. Но в самой империи ему пришлось вести длительную борьбу с гуситской ересью. При этом попытка императора найти опору в городах и имперских рыцарях (т.н. программа «Третьей Германии») провалилась из-за острых разногласий между этими сословиями. Потерпела неудачу имперская власть и в попытке покончить с вооружёнными конфликтами между субъектами империи.

После смерти Сигизмунда в 1437 г. на престоле Священной Римской империи окончательно утвердилась династия Габсбургов, представители которой, за одним исключением, продолжали править в ней до её роспуска. К концу XV в. империя оказалась в глубоком кризисе, вызванном несоответствием её институтов требованиям времени, развалом военной и финансовой организации, децентрализацией. В княжествах началось формирование собственного аппарата управления, военной, судебной и налоговой систем, возникли сословные представительные органы власти (ландтаги). К этому времени Священная Римская империя представляла уже, в сущности, лишь немецкую империю, где власть императора признавалась только в Германии. От пышного титула Священной Римской империи оставалось одно название: князья расхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти, оставив императору только почетные права и считая его своим ленным господином. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III. После него ни один император не был коронован в Риме. В европейской политике влияние императора стремилось к нулю. В то же время упадок имперской власти способствовал более активному вовлечению имперских сословий в процессы управления и формированию всеимперского представительного органа – рейхстага.

Растущая из-за постоянно враждующих мелких государств внутренняя слабость империи требовала её реорганизации. Закрепившаяся на троне Габсбургская династия стремилась слить империю с Австрийской монархией и начала реформы. Согласно Постановлению Нюрнбергского рейхстага 1489 г. учреждались три коллегии: курфюрстов, духовных и светских имперских князей, имперских вольных городов. Обсуждение ставившихся императором на открытии рейхстага вопросов теперь производилось отдельно по коллегиям, а решение принималось на общем собрании коллегий тайным голосованием, причем коллегия курфюрстов и коллегия князей обладали решающим голосом.

В случае одобрении императором решений рейхстага они принимали силу имперского закона. Для принятия постановления требовалось единогласие всех трех коллегий и императора. Рейхстаг обладал широкими политическими и законодательными компетенциями: рассматривал вопросы войны и мира, заключение договоров, являлся высшей судебной инстанцией империи. Его постановления охватывали обширный спектр вопросов – от нарушения предписаний против роскоши и шулерства до упорядочения монетной системы и учреждения единообразия в уголовном судопроизводстве. Однако реализации законодательной инициативы рейхстага препятствовало отсутствие общеимперских исполнительных органов власти. Рейхстаг созывался императором по согласованию с курфюрстами, определявшими место его проведения. С 1485 г. рейхстаги созывались ежегодно, с 1648 г. исключительно в Регенсбурге, а с 1663 г. до 1806 г. рейхстаг можно считать постоянно действующим органом власти со сложившейся структурой. Фактически он трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

К моменту смерти императора Фридриха III система управления империей находилась в глубоком кризисе из-за существования в ней нескольких сотен государственных образований различного уровня независимости, доходов и военного потенциала. В 1495 г. Максимилиан I созвал в Вормсе всеобщий рейхстаг, на утверждение которого предложил проект реформы государственного управления империи. По итогам обсуждения была принята так называемая «Имперская реформа», по которой Германия была разделена на шесть имперских округов. Этой реформой также предусматривалось создание высшего имперского суда, ежегодный созыв рейхстага и закон о Земском мире – запрет использования военных способов разрешения конфликтов между субъектами империи. Органом управления округа стало окружное собрание, в котором право участия получили все государственные образования на его территории. Утверждённые границы имперских округов просуществовали практически без изменений до разрушения окружной системы в начале 1790-х гг. из-за войн с революционной Францией, хотя часть из них просуществовала до самого конца империи. Имелись и исключения: так не являлись частью системы округов земли Чешской короны; Швейцария; большинство государств Северной Италии; некоторые немецкие княжества.

Однако дальнейшие попытки Максимилиана углубить реформирование империи, создав единые органы исполнительной власти, а также единую имперскую армию провалились. В силу этого, осознавая слабость императорской власти в Германии, Максимилиан I продолжил политику своих предшественников по обособлению Австрийской монархии от империи, что выразилось в налоговой самостоятельности Австрии, её неучастии в делах рейхстага и других общеимперских органов. Австрия фактически была поставлена вне империи, а её независимость была расширена. Кроме этого, преемники Максимилиана I (кроме Карла V) уже не стремились к традиционной коронации, а в имперское право вошло положение, что сам факт избрание германского короля курфюрстами делает его императором.

Реформы Максимилиана были продолжены Карлом V, при котором Рейхстаг превратился в периодически созываемый орган законодательной власти, ставший центром осуществления имперской политики. [22, c. 413]. Рейхстаг также обеспечивал сложившийся устойчивый баланс власти между разными социальными группами страны. Была разработана и система финансирования общеимперских расходов, которая хотя и оставалась несовершенной из-за нежелания курфюрстов вносить свою долю в общий бюджет, но позволявшая вести активную внешнюю и военную политику.

При Карле V был утверждён единый уголовный кодекс для всей империи – «Constitutio Criminalis Carolina». В результате преобразований конца XV – начала XVI вв. империя приобрела организованную государственно-правовую систему, позволившую ей сосуществовать и даже успешно конкурировать с национальными государствами нового времени. Однако реформы не были завершены, из-за чего империя до конца своего существования продолжала оставаться совокупностью старых и новых институтов, так и не приобретя атрибутов единого государства. Формирование новой модели организации Священной Римской империи сопровождалось ослаблением выборного принципа избрания императора: с 1439 г. на престоле империи прочно установилась династия Габсбургов – наиболее сильный немецкий род в регионе [19, c. 305].

Большое значение для повышения эффективности имперских округов имели постановления рейхстага 1681 г., передавшие вопросы военного строительства и организации армии империи на уровень округов. В компетенции императора были оставлены лишь назначение высшего командного состава и определение стратегии военных действий. Финансирование армии осуществлялось по округам за счёт взносов окружных государств-членов в соответствии с пропорцией, утверждённой в 1521 г. Эта система демонстрировала эффективность в случае, если подавляющее большинство членов округа принимали реальное участие в обеспечении войск.

Однако многие крупные княжества (например, Бранденбург или Ганновер) преследовали в основном собственные цели, поэтому зачастую отказывались от участия в окружных мероприятиях, что практически парализовало деятельность округов. Округа, где отсутствовали крупные государства, часто являлись примером эффективного взаимодействия и даже создали межокружные союзы.

Углублялось межконфессиональное противостояние,которое неуклонно привело в 1618 г. к пражскому восстанию против нового императора и короля Чехии Фердинанда II (1619-1637). Поддержанный Евангелической унией мятеж обернулся началом тяжёлой и кровавой Тридцатилетней войны (1618-1848), в которую включились представители обоих конфессиональных лагерей Германии, а затем и иностранные государства. Заключённый в октябре 1648 г. Вестфальский мир положил конец войне и кардинальным образом преобразовал империю.

Cогласно условиям Вестфальского мира император фактически лишался всякой возможности непосредственно вмешиваться в администрацию, а сама Священная Римская империя становится сугубо Германским образованием, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. Это выражалось в существовании в поствестфальской Германии около 299 княжеств, ряда самостоятельных имперских городов, а также неподдающегося учёту множества мелких и мельчайших политических единиц, зачастую представлявших собой небольшое поместье, наделённое правами государства (в качестве примера можно привести около тысячи лиц со званиями баронов или имперских рыцарей, не сохранивших сколько-нибудь значительных владений).

Поражение в Тридцатилетней войне также лишило империю ведущей роли в Европе, которая перешла к Франции. К началу XVIII в. Священная Римская империя утратила способность к экспансии и ведению наступательных войн. Даже внутри империи западнонемецкие княжества тесно блокировались с Францией, а северные ориентировались на Швецию. Кроме того, крупные образования империи продолжали идти по пути консолидации, укрепляя собственную государственность. Впрочем, войны с Францией и Турцией рубежа XVII – XVIII вв. вызвали возрождение имперского патриотизма и вернули императорскому престолу значение символа национальной общности немецкого народа. Укрепление императорской власти при преемниках Леопольда I привело к возрождению абсолютистских тенденций, но через укрепление Австрии. Уже при Иосифе I имперские дела фактически перешли в ведение придворной австрийской канцелярии, а эрцканцлер со своим ведомством были отстранены от процесса принятия решений. В XVIII в. империя существовала как архаичное образование, сохранив лишь громкие титулы. При Карле VI проблемы империи оказались на периферии внимания императора: его политика определялась в основном его претензиями на испанский престол и проблемой наследования габсбургских земель (Прагматическая санкция 1713 г.).

В целом, к середине XVIII в. крупные немецкие княжества де-факто вышли из-под контроля императора, а тенденции дезинтеграции явно превалировали над робкими попытками императора сохранить баланс сил в империи. Попытки же перенести на имперское пространство успехи централизаторской политики в наследственных землях Габсбургов встретили резкую оппозицию имперских сословий. Против «австризации» имперской системы решительно высказался целый ряд княжеств во главе с Пруссией, взявшей на себя роль защитника немецких свобод от «абсолютистских» притязаний Габсбургов. Так Францу I (1745-1765) не удалась попытка восстановить прерогативы императора в сфере ленного права и создать эффективную имперскую армию. А к концу Семилетней войны немецкие княжества вообще перестали повиноваться императору, что выражалось в самостоятельном заключении сепаратного перемирия с Пруссией. В период войны за Баварское наследство 1778-1779 гг. имперские сословия во главе с Пруссией открыто выступили против императора, пытавшегося силовыми методами закрепить за Габсбургами Баварию [20, c. 307].

Великая Французская революция первоначально привела к консолидации империи. В 1790 г. между императором и Пруссией был заключён Райхенбахский союз, временно прекративший австро-прусское противостояние, а в 1792 г. подписана Пильницкая конвенция с взаимными обязательствами оказать военную помощь французскому королю. Однако целями нового императора Франца II оказались не укрепление империи, а реализация внешнеполитических планов Габсбургов, включавших расширение собственно Австрийской монархии (в том числе за счёт немецких княжеств) и изгнание французов из Германии. 23 марта 1793 г. рейхстаг объявил общеимперскую войну Франции, однако имперская армия оказалась крайне слабой из-за ограничения субъектами империи участия их воинских контингентов в боевых действиях за пределами собственных земель. Они также отказывались платить военные взносы, стремясь скорее добиться сепаратного мира с Францией. С 1794 г. имперская коалиция стала распадаться, а в 1797 г. армия Наполеона Бонапарта вторглась из Италии на территорию наследственных владений Австрии. Когда император-Габсбург из-за поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям, рухнула вся система организации империи.

Однако в этих условиях была предпринята ещё одна попытка реорганизовать систему. Под нажимом Франции и России после длительных переговоров и при фактическом игнорировании позиции императора был принят проект реорганизации империи, утверждённый 24 марта 1803 г. В империи производилась всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства поглощались крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до официального роспуска Священной Римской империи. Всего, не считая аннексированных Францией земель, в составе империи было упразднено свыше 100 государственных образований, при численности населения секуляризированных земель около трёх миллионов человек. В результате реформы наибольшие приращения получили Пруссия, а также французские сателлиты Баден, Вюртемберг и Бавария. После завершения территориального размежевания к 1804 г. в составе империи осталось около 130 государств (не считая владений имперских рыцарей). Произошедшие территориальные изменения затронули положение рейхстага и коллегии курфюрстов. Были упразднены титулы трёх церковных курфюрстов, чьи права предоставлялись правителям Бадена, Вюртемберга, Гессен-Касселя и эрцканцлеру империи. В результате в коллегии курфюрстов и палате князей имперского рейхстага большинство перешло к протестантам и сформировалась сильная профранцузская партия. При этом ликвидация традиционной опоры империи – вольных городов и церковных княжеств – привела к потере империей устойчивости и полному падению влияния императорского престола. Священная Римская империя окончательно превратилась в конгломерат реально независимых государств, утратив перспективы политического выживания, что стало очевидно даже для императора Франца II. Стремясь оставаться равным по рангу Наполеону, в 1804 г. он принял титул императора Австрии. Хотя этот акт не нарушал напрямую имперскую конституцию, он свидетельствовал об осознании Габсбургами возможности потери престола Священной Римской империи. Тогда также появилась угроза того, что римским императором будет избран Наполеон. Этой идее симпатизировал даже эрцканцлер империи Карл Теодор Дальберг. Однако последний, смертельный удар по Священной Римской империи нанесла победоносная для Наполеона война с Третьей коалицией в 1805 г. Отныне перед империей стояло две перспективы: либо роспуск, либо реорганизация под французским господством. Учитывая властные аппетиты Наполеона, сохранение Францем II имперского престола грозило привести к новой войне с Наполеоном (о чём свидетельствовал соответствующий ультиматум), к которой Австрия была не готова. Получив гарантии французского посланника, что Наполеон не будет искать короны римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 г. он объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Одновременно он освободил имперские княжества, сословия, чины и должностных лиц имперских учреждений от обязанностей, наложенных на них имперской конституцией. Хотя с юридической точки зрения акт об отречении не считается безупречным, отсутствие в Германии политической воли поддерживать существование имперской организации привело к тому, что Священная Римская империя германской нации перестала существовать.

 

 

ГЛАВА 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.