Фонд социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. [13].
ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. [13].
Управление Фондом социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляется Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. [13].
Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2004. [13].
Основными задачами Фонда являются:
· обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; [12]
· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; [12]
· осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва; [12]
· частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно; [12]
· разработка совместно с Министерством труда и социального развития РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; [12]
· организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования. [12]
Бабич А.М., - Теория государственного управления [12].
Средства ФСС образуется за счет:
· страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); [12]
· доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; [12]
· добровольных взносов физических и юридических лиц; [12]
· ассигнований из республиканского бюджета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; [12]
· прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.). [12].
Бабич А.М., - Теория государственного управления [12].
Средства фонда направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, а также социального пособия на погребение; [15].
· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; [15].
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание; [15].
· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); [15].
· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, для детей работающих граждан; [15].
· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ; [15].
· оплату проезда к месту лечения и обратно; [15].
· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; [15].
· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; [15].
· проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда; [15].
· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда. [15].
Право социального обеспечения в России: Учебное пособие Гусева Т.С. Юркомпани 2009 г. [15].
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %) , являются базой развития ФСС.
Бюджет ФСС принимается Государственной Думой при одобрении Совета Федерации. Законопроект определяет параметры бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Основные из них - следующие. [14].
Доходы бюджета фонда предусмотрены в 2015 году в сумме 538,7 млрд рублей, в 2016 году – 625,0 млрд рублей, в 2017 году – 680,2 млрд рублей, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – соответственно 400,2 млрд рублей, 488,6 млрд рублей и 532,6 млрд рублей. [14].
Расходы предусмотрены в 2015 году в сумме 594,1 млрд рублей, в 2016 году – 622,6 млрд рублей и в 2017 году – 661,5 млрд рублей, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – соответственно 471,2 млрд рублей, 504,3 млрд рублей и 536,2 млрд рублей. [14].
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 18 сентября 2014 года [14].
Распоряжение от 30 сентября 2014 года №1919-р «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [14].