Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации



 

Необходимо отметить, что правовой статус несовершеннолетнего отражает особенности его возраста. С этой целью законодатель использует различные методы правового регулирования.

— ограничение прав несовершеннолетних, с целью исключить воздействие факторов, влияющих негативно на их здоровье, психическое, социальное и нравственное развитие;

— освобождение от ряда гражданских обязанностей и ответственности за совершение ими правонарушения;

— предоставление им дополнительно специальных нрав, обусловленных их возрастом;

— введение льгот и преимуществ в пользовании правами; введение специальных механизмов защиты их прав.

Законодатель также предусматривает основные возрастные группы несовершеннолетних: от рождения до 6 лет; от 6 до 10 лет; от 10 до 14 лет; от 14 до 16 лет; от 16 до 18 лет[9].

Для более эффективной защиты прав ребенка в Российской Федерации создан специфичный правоохранительный орган - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» Уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Обеспечение его деятельности возложено на аппарат Общественной палаты РФ (п. 3 Указа).

Уполномоченному по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:

— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

— беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;

— проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

— направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

— привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (п. 4 вышеназванного Указа Президента РФ).

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ (п. 5 этого же Указа). Эта рекомендация нашла должное понимание, что дало определенные результаты.

В апреле 2014 года состоялся IX съезд Уполномоченных по правам ребёнка субъектов РФ на тему: «Защита прав выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание системы постинтернатного сопровождения» в г. Нижнем Новгороде. В работе IX съезда приняли участие представители Министерств РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Уполномоченные по правам ребёнка 76 субъектов РФ, религиозные деятели. В ходе съезда проведены: пленарное заседание, заседания «круглых столов», работали дискуссионные площадки.

На пленарном заседании с докладом по теме: «О государственной политике создания системы постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе» выступил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка П.А. Астахов. В своем выступлении Уполномоченный отметил, что по данным государственной статистической отчетности, из детских домов и школ-интернатов ежегодно выбывает около 30 тысяч воспитанников. В последние годы число, как учреждений для детей-сирот, так и самих воспитанников в этих учреждениях сократилось, вместе с тем, среднестатистические данные свидетельствуют о том, что большее число воспитанников выбывает в учреждения профессионального образования. В 2013 году их число составило 10614 чел., из них свыше 50% поступили в учреждения начального профессионального образования, около 40% - в учреждения среднего профессионального образования, и лишь 5% - в высшие профессиональные учебные заведения.

В связи с чем, в число одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государством и обществом, входит задача создания и совершенствования системы их социальной адаптации, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессии и последующем трудоустройстве.

Одной из главных задач государства в сфере труда и занятости выпускников детских домов является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу.

По данным Роструда, число обратившихся в службы занятости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за содействием в поисках подходящей работы в 2013 году составило 31214 чел., из них трудоустроено 17203 чел., что составляет 55,1%. По сравнению с 2009 годом доля лиц, нашедших работу, сократилась (в 2009 году доля трудоустроенных составляла 59,2%).

В 2013 году признано безработными из числа граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7241 чел., из них 53,7% составляют женщины.

Уполномоченный отметил, что в соответствии со ст.9 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного детям данной категории и лицам из их числа, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в регионе.

Практика показывает, что выплата пособия в таких размерах не стимулирует выпускников предпринимать активные действия для трудоустройства. В связи с чем, представляется необходимым проработать вопрос о внесении изменений в данную статью закона. К примеру, направлять часть этих средств для стимулирования работодателей трудоустраивать лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормами статьи 9 вышеназванного ФЗ № 159 установлены дополнительные гарантии права на труд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, необходимо в регионах проанализировать сведения о выпускниках детских домов, обратившихся в органы службы занятости за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения, проанализировать данные о численности выпускников, обратившихся в эти службы, сколько из них трудоустроены, признаны безработными, получают пособия, прошли подготовку по профессиональной ориентации и обучению.

Не может не вызывать обеспокоенность ситуация по сокращению в течение последних 5 лет числа образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования (в настоящее время в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», именуются учреждения среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих) которые, как правило, являются одними из главных образовательных учреждений социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Число таких учреждений с 2009 года сократилось на 45% (с 2311 до 1271) и соответственно число обучающихся в них детей данной категории с 771105 чел. в 2000 году до 277018 в 2013 году.

Особого внимания заслуживает защита имущественных прав выпускников интернатных учреждений. Проблемы лежат как в несовершенстве действующего законодательства, так и в правоприменительной практике судов, в системе организации и обеспечения функционирования службы судебных приставов, в отношении общества к должникам, уклоняющимся от исполнения обязательств по содержанию ребенка.

В связи с чем, представляется необходимым законодательно закрепить конкретные механизмы защиты прав несовершеннолетних, а именно:

- расширить перечень ограничений в отношении должников, в том числе введение запрета на совершение сделок с имуществом, требующим государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов;

- определить законодательно понятие «злостности» уклонения от уплаты алиментов. Статья 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является «злостность». При этом на законодательном уровне определения этого понятия не дано, что порождает различное толкование в правоприменительной практике.

Отдельный и очень болезненный блок вопросов постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений – это вопрос обеспечения их жильем.

В 2013 году на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 24 300 исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Вместе с тем, окончено и прекращено только чуть более 9 600 исполнительных производств. Фактически предоставлено жилье по 7 500 судебным решениям. По состоянию на 01.01.2014 неисполненными остаются 14 700 судебных решений о предоставлении жилья указанной категории лиц.

По имеющейся информации, во всех субъектах Российской Федерации организовано постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, по информации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, существуют следующие проблемы в организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот:

- отсутствие нормативно-правовой базы по обеспечению функционирования социальных квартир для выпускников;

- отсутствие социальных гостиниц, общежитий временного проживания до получения ими собственной жилой площади;

- отсутствие опыта самостоятельной жизни, склонность к наркотической и алкогольной зависимостям, склонность к суицидальным попыткам, склонность к агрессии и побегам, подростковая беременность, асоциальное и криминальное поведение;

- кадровый дефицит компетентных специалистов в области постинтернатной адаптации детей-сирот.

В настоящее время в России отсутствуют федеральные нормативные акты, осуществляющее комплексное регулирование правоотношений в вышеупомянутой сфере.

Конечно, есть многочисленные законы о предоставлении «дополнительных» и «отдельных» льгот или прав для данной категории граждан, однако они носят фрагментарный, несистемный характер правового регулирования. Следствием этого является то, что в настоящее время не сложилась еще единая система правового регулирования социальной адаптации выпускников, а отсюда отсутствие оказания широкого спектра квалифицированной, специализированной помощи выпускникам, так как существующий в регионах «патронатный воспитатель» не может быть специалистом во всех областях сразу. Таким образом, отсутствует единство организационно-методического руководства деятельностью таких воспитателей. В отдельных регионах России организация работы по социальной адаптации выпускников осуществляется созданием служб и центров социальной адаптации, основными направлениями деятельности которых является предоставление выпускникам консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической помощи, предоставление им при необходимости возможности временно проживания, оказания содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

Такой вариант обеспечивает преемственность процесса социальной адаптации, но на деле отмечается высокая себестоимость его создания, обусловленная необходимостью выделения помещений для функционирования учреждения, кадрового состава и прочее.

Решению данной проблемы во многом может способствовать формирование такого учреждения на базе ликвидируемой или реорганизуемой образовательной организации для детей-сирот с передачей материально технической базы.

Основное предложение, которое изложил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка П.А.Астахов в своем докладе Президенту РФ В.В.Путину - внесение изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части закрепления дополнительной гарантии лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выпускников учреждений) на постинтернатное сопровождение, форму и порядок которого определят субъекты РФ самостоятельно.

Вместе с тем наряду с положительными моментами в защите прав ребенка как отмечалось на IX съезде Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации количество детей в интернатах сократилось на 26%, из 100 тыс. детей сирот только 14 тыс. переданы в детские дома, остальные — устроены в семьи. Существуют и болезненные проблемы детства: жертвами преступлений стали 48,1 тыс. несовершеннолетних, из которых 723 погибли, и более одной тысячи детей причинен тяжкий вред здоровью. Российские омбудсмены за 1,5 года рассмотрели более 7 тыс. обращений, касающихся нарушений прав детей[10].

По итогам съезда принята резолюция. Определены приоритетные направления деятельности Уполномоченных по правам ребёнка по вопросам соблюдения прав выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их сопровождения. Уполномоченным по правам ребёнка субъектов РФ представлен методический материал для использования в практической деятельности.

Практическая деятельность Уполномоченного по правам ребенка осуществляется с использованием тех же методов, что и Уполномоченного по правам человека, но с учетов прав, предоставленных действующим законодательством гражданам Российской Федерации, не достигшим 18-летнего возраста.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какими средствами защиты прав и свобод человека наделен уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

2. Какова процедура наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

3. Где публикуются доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

4. Какие права реализует Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации?

5. Методы деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации?

 


[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 677.

[2]В настоящее время институт уполномоченных действует в 67 регионах. См.: Союзники Президента // Рос. газета. 2012. 17 авг., № 189 (3862). С. 2.

[3]См.: Официальный сайт Уполномоченного по нравам человека в Российской Федерации. URL: http//ombudsman.gov. ru (дата обращения — 6 октября 2012 г.).

[4] См.: Саидов А. X. Общепризнанные права человека. М., 2002. С. 204—210.

[5] См.: Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о необходимости в максимально короткие сроки рассмотреть законопроект, предусматривающий порядок отмены или изменения на более мягкую меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, имеющих тяжелые заболевания // Рос. газета. 2010. 31 мая.

[6] См.: Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Феде рации о необходимости правового регулирования порядка пересмотра вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции, по которым Европейский Суд по правам человека выявил нарушения, повлиявшие на справедливость и беспристрастность правосудия // Рос. газета. 2010. 9 марта.

[7] См., например: Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 7 июля 2008 г. с предложением по формированию во всех субъектах РФ общественных наблюдательных комиссий в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Рос. газета. 2008.16 июля. С. 8; Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О праве граждан а гласность осуществления судеб ной власти» // Рос. газета. 2008. 19 ноября.

[8] См. Права не дают, права — берут: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. // Рос. газета. 2011. 13 мая.

[9]См.: Николаева Ю. В. Государственная политика в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних (историко-правовые и теоретические проблемы). М., 2007. С. 6-28.

[10] См.: http://deti-73.ru/ix-sezd-upolnomochennyh-po-pravam-rebjonka-v-subektah-rossijskoj-federacii.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.