Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Для архитектуры - ритм

ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ И АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА

Четыре аспекта проблемы «архитектурная форма и время»:

1) время и созерцательное восприятие архитектурной формы;

2) время и восприятие архитектурной формы в движении;

З) стабильное и изменчивое в архитектурной форме;

4) архитектурная форма в макромасштабе исторического времени.

Время и восприятие архитектурной формы в движении

Трехмерная пространственная форма во всей полноте свойств своей организации раскрывается человеку только при наблюдении с различных точек зрения (пример – Афинский акрополь)

Картина, открывающаяся с каждой из них, лишь частный аспект, наполняющийся новым содержанием в связях с прочими аспектами. Видимый извне «объем» здания показывает внешние очертания оболочки, в которую «упакована» система внутренних пространств. Чтобы полно воспринять форму здания, человеку необходимо не только обойти его, чтобы увидеть с разных точек, но и проникнуть внутрь, уясняя внутреннюю структуру. Роль последовательности в процессе восприятия формы соответственно возрастает, а представление складывается в пространственно-временной развертке, объединяющей разнородные впечатления.

В архитектуре 19 века сложилось два разных типа зданий с точки зрения пространственно-временного восприятия – доходный дом и особняк.

Особняк С.П. Рябушинского (А.А. Рябушинской), архит. Ф.О. Шехтель, 1900-1903 гг.

Доходный дом А.И. Шамшина, архит. Ф.О. Шехтель, 1909-1911 гг.

Роль движения и времени в познании и оценке пространственной формы возрастает вместе с ее масштабом и сложностью строения. Впечатления, возникающие при наблюдении здания извне, из окружающего пространства, с трудом связываются в осознанную последовательность с впечатлениями от внутренних пространств, объемлющих наблюдателя.

Интерьер даже современного здания с его относительно тонкими ограждениями, отделяющими внутреннее от внешнего, легкими перегородками-мембранами и относительно несложным планом, трудно соотнести с воспринятым извне объемом.

Трудности, с которыми сталкивается неподготовленный человек, пытаясь воспроизвести план собственного жилища, наглядно обнаруживают несовпадение осознаваемого пространства с физическим.

Средства объединения

Последовательно развертывающихся пространственных систем

  • § Преимуществом классического ордера как языка архитектурной формы была возможность единого принципа формообразования в интерьере и экстерьере. Единый комплексный образ легче выстраивался в своей пространственно-временной целостности.
  • § Главным средством является ритм, организуемый ордером четче и, вместе с тем, разнообразнее, чем какой-либо другой системой организации архитектурной формы.

Ритм - средство, позволяющее преобразовать временную последовательность в пространственную и - в обратном направлении - упорядочить восприятие пространственной формы во времени (присуще многим явлениям природы и жизни человека: чередование дня и ночи, времен года, биологические циклы различных форм жизни развертываются во времени).

В архитектуре — как и в других пространственных искусствах — ощущение ритма создается чередованием в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, а закономерная последовательность во времени закономерной последовательностью в пространстве. Правильная повторность ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством. Соотнесение закономерностей ритмической организации не воспринимаемых единовременно частей пространственной системы связывает полученные от них впечатления в единую временную последовательность.

Для архитектуры - ритм

  • § средство выражения динамики процессов, которые организованы с ее помощью, и средство выражения динамических закономерностей образования самой формы (силы, уравновешенные в конструктивной системе, последовательность операций строительного процесса).
  • § средство организации эмоций потребителя архитектуры и ее наблюдателя (используется как структурная основа языка архитектурной формы, организующая взаимодействие ее знаков).
  • § чередование пространств и масс, организующих и расчленяющих эти пространства, их последовательность, подчиненная определенному направлению развития. Проявляется ритм через последовательное закономерное изменение свойств ряда сопоставляемых элементов.

Ритм пространств:

  • § ритм главной оси Парижа — восток — запад;
  • § сокращение частей объема вертикальный ритм ступенчатых пирамид Египта, зиккуратов Вавилонии;
  • § повторение башен, высота которых возрастает к центру вместе с сокращением расстояния между ними — пространственный ритм комплекса Московского университета на Воробьевых горах.

Простейшая закономерность ритма — повторение одинаковых элементов, разделенных равными интервалами, метр:

  • § колоннады периптеров, охватывающие объем храма;
  • § повторение одинаковых секций и одинаковых панелей, из которых складывается современный дом — продукт индустриального крупноэлементного домостроения;
  • § повторение расположенных на равных интервалах одинаковых корпусов в строчной застройке; повторение одинаковых кварталов, образуемых прямоугольной уличной сетью («гипподамова» планировка эллинистических поселений; равномерные прямоугольные уличные сетки американских городов).

Направленность пространства, жестко ограничивающая поведение и ведущая в определенном направлении, производит сильный эмоциональный эффект, подчиняющий и подавляющий.

Подобная форма организации пространства, сопряженная с организацией ритуала, вновь и вновь возникала в истории архитектуры, сопутствуя установлению в обществе подавляющей автократической власти. Регламентация пространственных форм, соединенная с предписанностью временного ритма, становилась основой образа всесильного господства над всеми сторонами жизни:

  • § Осевые композиции анфилад дворцов абсолютизма (в Европе 17-18 вв. — Версальский дворец, перестроенный В. Растрелли Екатерининский дворец в Царском Селе под Санкт-Петербургом, подмосковный Останкинский дворец).
  • § Пытаясь воплотить претензии нацистской «третьей империи» на величие, А. Шпеер, придворный архитектор Гитлера, растянул на четверть километра узкое крыло Рейхсканцелярии в Берлине (1938), разместив в нем анфиладу, подводящую к главным парадным помещениям.
  • § Установка на свободу выбора форм поведения неизменно связывалась с возможностью произвольного порядка восприятий ритмических систем и свободой выбора направления при пространственных перемещениях (Акрополь в Афинах).

Композиционная роль улиц.

Важность этих элементов для формирования образа населенного места и практической ориентации в его пределах подтверждена не только психологическими и социологическими исследованиями, но и практикой. Концепция уничтожения «улиц-коридоров», выдвинутая сторонниками «современной архитектуры» на рубеже 1920 и 1930-х гг., при попытках воплощения приводила к неодолимой аморфности и обезличенности городских пространств.

Значимость линейно-протяженного, ритмически организованного пространства улицы как необходимого структурообразующего элемента городского организма.

Проблема оптимальной насыщенности пространственной формы протяженного уличного ансамбля (1940-е гг. – пешеходом, 1960-е гг. в США – с движущегося транспорта). Восприятие улицы как целостной протяженной системы связано с движением — пешеходным, на средствах транспорта — и развертывается во времени. Постепенная смена «кадров» и ориентиров движения определяют плотность информационной загрузки восприятия.

Возникло парадоксальное явление. Новый Арбат, проходящий почти параллельно Арбату и имеющий ту же протяженность, стал восприниматься пешеходами как путь значительно большей длины, соответственно, отнимающий больше времени, чем ходьба по старому Арбату с его мелкомасштабной средой, обилием акцентов, пестротой рядовой ткани. Перцептивное время на Новом Арбате.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.