Четыре аспекта проблемы «архитектурная форма и время»:
1) время и созерцательное восприятие архитектурной формы;
2) время и восприятие архитектурной формы в движении;
З) стабильное и изменчивое в архитектурной форме;
4) архитектурная форма в макромасштабе исторического времени.
Время и восприятие архитектурной формы в движении
Трехмерная пространственная форма во всей полноте свойств своей организации раскрывается человеку только при наблюдении с различных точек зрения (пример – Афинский акрополь)
Картина, открывающаяся с каждой из них, лишь частный аспект, наполняющийся новым содержанием в связях с прочими аспектами. Видимый извне «объем» здания показывает внешние очертания оболочки, в которую «упакована» система внутренних пространств. Чтобы полно воспринять форму здания, человеку необходимо не только обойти его, чтобы увидеть с разных точек, но и проникнуть внутрь, уясняя внутреннюю структуру. Роль последовательности в процессе восприятия формы соответственно возрастает, а представление складывается в пространственно-временной развертке, объединяющей разнородные впечатления.
В архитектуре 19 века сложилось два разных типа зданий с точки зрения пространственно-временного восприятия – доходный дом и особняк.
Особняк С.П. Рябушинского (А.А. Рябушинской), архит. Ф.О. Шехтель, 1900-1903 гг.
Доходный дом А.И. Шамшина, архит. Ф.О. Шехтель, 1909-1911 гг.
Роль движения и времени в познании и оценке пространственной формы возрастает вместе с ее масштабом и сложностью строения. Впечатления, возникающие при наблюдении здания извне, из окружающего пространства, с трудом связываются в осознанную последовательность с впечатлениями от внутренних пространств, объемлющих наблюдателя.
Интерьер даже современного здания с его относительно тонкими ограждениями, отделяющими внутреннее от внешнего, легкими перегородками-мембранами и относительно несложным планом, трудно соотнести с воспринятым извне объемом.
Трудности, с которыми сталкивается неподготовленный человек, пытаясь воспроизвести план собственного жилища, наглядно обнаруживают несовпадение осознаваемого пространства с физическим.
Средства объединения
Последовательно развертывающихся пространственных систем
§ Преимуществом классического ордера как языка архитектурной формы была возможность единого принципа формообразования в интерьере и экстерьере. Единый комплексный образ легче выстраивался в своей пространственно-временной целостности.
§ Главным средством является ритм, организуемый ордером четче и, вместе с тем, разнообразнее, чем какой-либо другой системой организации архитектурной формы.
Ритм - средство, позволяющее преобразовать временную последовательность в пространственную и - в обратном направлении - упорядочить восприятие пространственной формы во времени (присуще многим явлениям природы и жизни человека: чередование дня и ночи, времен года, биологические циклы различных форм жизни развертываются во времени).
В архитектуре — как и в других пространственных искусствах — ощущение ритма создается чередованием в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, а закономерная последовательность во времени закономерной последовательностью в пространстве. Правильная повторность ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством. Соотнесение закономерностей ритмической организации не воспринимаемых единовременно частей пространственной системы связывает полученные от них впечатления в единую временную последовательность.
Для архитектуры - ритм
§ средство выражения динамики процессов, которые организованы с ее помощью, и средство выражения динамических закономерностей образования самой формы (силы, уравновешенные в конструктивной системе, последовательность операций строительного процесса).
§ средство организации эмоций потребителя архитектуры и ее наблюдателя (используется как структурная основа языка архитектурной формы, организующая взаимодействие ее знаков).
§ чередование пространств и масс, организующих и расчленяющих эти пространства, их последовательность, подчиненная определенному направлению развития. Проявляется ритм через последовательное закономерное изменение свойств ряда сопоставляемых элементов.
§ повторение башен, высота которых возрастает к центру вместе с сокращением расстояния между ними — пространственный ритм комплекса Московского университета на Воробьевых горах.
§ повторение одинаковых секций и одинаковых панелей, из которых складывается современный дом — продукт индустриального крупноэлементного домостроения;
§ повторение расположенных на равных интервалах одинаковых корпусов в строчной застройке; повторение одинаковых кварталов, образуемых прямоугольной уличной сетью («гипподамова» планировка эллинистических поселений; равномерные прямоугольные уличные сетки американских городов).
Направленность пространства, жестко ограничивающая поведение и ведущая в определенном направлении, производит сильный эмоциональный эффект, подчиняющий и подавляющий.
Подобная форма организации пространства, сопряженная с организацией ритуала, вновь и вновь возникала в истории архитектуры, сопутствуя установлению в обществе подавляющей автократической власти. Регламентация пространственных форм, соединенная с предписанностью временного ритма, становилась основой образа всесильного господства над всеми сторонами жизни:
§ Осевые композиции анфилад дворцов абсолютизма (в Европе 17-18 вв. — Версальский дворец, перестроенный В. Растрелли Екатерининский дворец в Царском Селе под Санкт-Петербургом, подмосковный Останкинский дворец).
§ Пытаясь воплотить претензии нацистской «третьей империи» на величие, А. Шпеер, придворный архитектор Гитлера, растянул на четверть километра узкое крыло Рейхсканцелярии в Берлине (1938), разместив в нем анфиладу, подводящую к главным парадным помещениям.
§ Установка на свободу выбора форм поведения неизменно связывалась с возможностью произвольного порядка восприятий ритмических систем и свободой выбора направления при пространственных перемещениях (Акрополь в Афинах).
Композиционная роль улиц.
Важность этих элементов для формирования образа населенного места и практической ориентации в его пределах подтверждена не только психологическими и социологическими исследованиями, но и практикой. Концепция уничтожения «улиц-коридоров», выдвинутая сторонниками «современной архитектуры» на рубеже 1920 и 1930-х гг., при попытках воплощения приводила к неодолимой аморфности и обезличенности городских пространств.
Значимость линейно-протяженного, ритмически организованного пространства улицы как необходимого структурообразующего элемента городского организма.
Проблема оптимальной насыщенности пространственной формы протяженного уличного ансамбля (1940-е гг. – пешеходом, 1960-е гг. в США – с движущегося транспорта). Восприятие улицы как целостной протяженной системы связано с движением — пешеходным, на средствах транспорта — и развертывается во времени. Постепенная смена «кадров» и ориентиров движения определяют плотность информационной загрузки восприятия.
Возникло парадоксальное явление. Новый Арбат, проходящий почти параллельно Арбату и имеющий ту же протяженность, стал восприниматься пешеходами как путь значительно большей длины, соответственно, отнимающий больше времени, чем ходьба по старому Арбату с его мелкомасштабной средой, обилием акцентов, пестротой рядовой ткани. Перцептивное время на Новом Арбате.