Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинар № 20. Европейская культура нового времени



2 часа

1. Формирование модели европейской цивилизации. Культурно-историческая роль протестантизма.

2. Эмблематика барокко.

3. Классицизм: его мировоззренческие и социокультурные истоки.

 

Словарь терминов

Барокко(итал. barocco – странный, причудливый) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI– середины XVIII вв., связано с реакцией католицизма на Реформацию. Образная символика барокко основана на интерпретации древнеегипетской иероглифики. Стилю присущи эмблематичность, контрастность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Классицизм(лат. classicus – образцовый) – стиль в искусстве и в литературе и XVII–начала XIX вв., для которого было характерно обращение к формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм продолжал традиции Возрождения, но при этом была утрачена гармония между чувством и разумом, человеком и обществом, природой и культурой. Главный герой классицизма – человек, исполняющий гражданский долг.

Протестантизм (лат. protestatio – провозглашение, торжественное заявление) – одна из трех основных ветвей христианства (наряду с православием и католицизмом); возник в результате широкого антиклерикального движения (Реформации), охватившего в XVI в. ряд стран Европы.

Рационализм(лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рококо (франц. rocaille – раковина) – стиль в искусстве Западной Европы XVIII в., развивавшийся в промежуточный период между барокко и классицизмом, характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы. В искусстве господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм.

Реформация (лат. reformatio – преобразование) – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви.

Темы докладов и рефератов

1. Барокко в живописи: жизнь и творчество Рубенса.

2. Музыка XVII века. Зарождение оперы.

3. Научные достижения XVII–XVIII вв.

4. Литература эпохи Просвещения.

5. Архитектура классицизма.

6. Классицизм в Русской культуре (архитектура, живопись, литература).

Список литературы

1. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII–ХVIII вв / С.Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1988.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение / Л.М. Баткин. – М. : РГГУ, 1995.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб. : Изд-во «Лань», 2005.

4. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – С. 44-59, 61-107.

5. Дасса Ф. Барокко: Архитектура между 1600 и 1760 годами /
Ф. Дасса; пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. – М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002.

6. Дмитриева Л.М. Культура Европы века Просвещения: конспект лекций для студентов днев. и вечер. отд. / Л.М. Дмитриева. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2004.

7. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

8. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/430234/

9. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. / Л.А. Никитич - М. : Юнити-Дана, 2012.

10. Морозов А.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко / А.А. Мо­розов, Л.А. Софронова // Славянское барокко. – М., 1979. –
С. 13–38.

11. Ортега-и-Гассет Х. Воля и барокко / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. – С.151–155.

 

 

Семинар № 21. Тоталитарная культура XX в.

2 часа

1. Характерные черты культуры тоталитарного общества.

2. Семиотика тоталитарной культуры.

3. Судьба науки и ученых в ХХ веке: глобальные проблемы свободы, ответственности и цены прогресса.

Словарь терминов

Демократия(греч. demos – народ и kratos – власть) – форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти.

Тоталитаризм (лат. totalis – целый, полный) – общественно-поли­ти­чес­кий строй, который характеризуется всеобъемлющим вмешательством государственной машины во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных граждан.

Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.