Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип уважения прав человека и основных свобод,



включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, впер­вые получил закрепление в Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Он трактуется как обязанность государств по­ощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства


человеческой личности и обеспечивающие ее развитие. Госу­дарства должны уважать право национальных меньшинств, проживающих на их территории, на равенство перед законом и гарантировать им возможность фактически пользоваться все­ми правами и свободами человека.

В области прав человека государства должны действо­вать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и международными нормами, закрепленными во Всеобщей дек­ларации прав человека 1948 г. и Пактах о правах человека 1966 г.

Принцип мирного урегулирования споров требует от госу­дарств в случае конфликтных ситуаций прибегать на основе свободного выбора к любому из мирных средств, установлен­ных международным правом.

К ним относятся: переговоры, обследование (создание следственных комиссий с целью выявления факта, являющего­ся основанием спора), посредничество (обращение к третьему государству за рекомендацией в разрешении спора), примире­ние (создание участниками спора согласительной комиссии с целью достижения примирения сторон), арбитраж, судебное разбирательство (обращение к Международному Суду ООН или иному международному судебному органу).

Государства при возникновении спора должны воздержи­ваться от действий, ставящих под угрозу международный мир и безопасность и затрудняющих возможность урегулирования конфликта мирными средствами.

Принцип добросовестного выполнения государством меж­дународных обязательств означает, что каждое государство обязано выполнять международные обязательства, вытекаю­щие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров. В случае противо­речия обязательств, вытекающих из международных догово­ров, обязательствам государств по Уставу преимущественную силу имеют последние (ст. 103).

Кроме общих принципов международного права, в отрас­лях международного права действуют специальные принципы. Так, в международном воздушном праве применяется прин­цип абсолютного суверенитета государства над воздушным


пространством в пределах своей территории, означающий, что влет иностранного воздушного судна на территорию госу­дарства возможен лишь с разрешения этого государства и обычно регулируется соглашением о воздушном сообщении, заключаемым между государствами. Нахождение иностранного воздушного судна в воздушном пространстве другого госу­дарства подчиняется законам и правилам последнего. (В Респуб­лике Беларусь правовой режим воздушных полетов закреплен Воздушным кодексом.)

В международном морском праве действует принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, свободу рыболовства, свободу научных исследований, свобо­ду прокладывать кабели и трубопроводы для любого государ­ства независимо от наличия выхода к морю; в праве внешних сношений - принцип предоставления привилегий и иммунитетов зарубежным органам внешних сношений (дипломатическим, кон­сульским представительствам) страной их пребывания.

Однако отраслевые принципы не исключают применение общих принципов, а лишь детализируют их применительно к конкретной сфере сотрудничества государств.

Итак, анализ общих принципов международного права выявляет их взаимосвязанность, общепримепимостъ и импе­ративность, что обусловливает их основополагающую роль в объединении всех норм в единую нормативную систему, в определении демократической сущности и прогрессивного развития международного права.

Реализация норм международного права.

Ответственность за нарушение норм

Международного права

Реализация норм международного права - обязанность государств, гарантируемая Венской конвенцией о праве меж­дународных договоров 1969 г., устанавливающей, что госу­дарство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения международного договора (ст. 27).


Более того, реализация международно-правовых норм тре­бует содействия национального права.

Способы реализации (имплементации) норм междуна­родного права закрепляются в национальном законодатель­стве государств и различны по содержанию.

Согласно Конституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принципов международного пра­ва и обеспечивается соответствие им законодательства» (ст. 8). Кроме того, в ряде законов Республики Беларусь (За­кон «О правах ребенка», Закон от 22 февраля 1995 г. в редак­ции от 4 января 2003 г. «О беженцах» ') провозглашается, что если в международном договоре закрепляются иные положе­ния, чем в законе, применяются положения международного договора.

В Законе Республики Беларусь от 23 октября 1991 г. в ре­дакции от 15 ноября 2004 г. «О международных договорах Республики Беларусь» 2 устанавливается, что «общепризнан­ные принципы и нормы международных договоров Республи­ки Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законода­тельства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосудар­ственного акта» (ст. 27). Аналогичное положение содержится и в ГК Республики Беларусь (ст. 6).

Реализация норм международного права происходит:

путем внесения изменений в действующий закон для при­ведения его в соответствие с ратифицированным договором;

- путем выработки новых норм национального права в силу существования пробелов в законодательстве.

Так, на содержание ст. 21-51 Конституции Республики Беларусь, касающихся прав граждан, оказали прямое влияние Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ратифицированные ею. В УК введены соста-

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 229; НРПА. 2003. № 8. 2/927.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 469; НРПА. 2004. № 180. 2/1080.


вы военных преступлений и преступлений против человече­ства с учетом положений Женевских конвенций по междуна­родному гуманитарному праву 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Правовая база для трансформации национального законо­дательства может содержаться в самих международных догово­рах. Упомянутые Пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. предписывают государ­ствам принимать соответствующие законодательные или адми­нистративные меры для реализации указанных соглашений.

Обеспечить соблюдение норм международного права не­возможно без введения ответственности за их нарушение.

В международном праве в отличие от внутригосудар­ственного права нет системы правоохранительных органов (про­куратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъекта­ми ответственности и реализуют ее путем применения индивиду­альных и коллективных мер к государству-нарушителю.

В международном праве отсутствует конвенция, регулиру­ющая основные виды и формы ответственности. В 2001 году Комиссия международного права (вспомогательный орган ООН, занимающийся кодификацией международного права) разработала Проект статей об ответственности государств.

В связи с этим институт ответственности продолжает бази­роваться на международном обычае. Ответственность государ­ства наступает в результате нарушения им международного обязательства независимо от того, обусловлено оно междуна­родным договором или обычаем.

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие лю­бого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за про­тивоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени госу­дарства или по его поручению.

Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две


I


категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты).

Под международным преступлением в соответствии с Проектом статей, подготовленных Комиссией международно­го права, понимается тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основопо­лагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международным сообществом как преступление.

К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загряз­нение окружающей среды), международный терроризм. Меж­дународный деликт - это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.

Предусматривается два вида ответственности государ­ства: нематериальная и материальная.

К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация.

Сатисфакция - это действие государства-нарушителя, на­правленное на восстановление чести и достоинства потерпев­шего государства.

Ресторация - восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия - это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-наруши­тель.

К формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституции (воз­вращение вывезенных культурных и иных ценностей). В слу­чае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).

Если государство совершило международное преступле­ние, Советом Безопасности ООН принимается решение о вве­дении санкций против государства-нарушителя. Резолюции о


санкциях могут быть приняты только при совпадении голосов 5 постоянных членов и 4 непостоянных членов Совета Безопас­ности к государству-нарушителю.

Применяются экономические санкции (приостановление торговых отношений), разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи.

В санкциях против нарушителя участвуют все государ­ства.

Если нарушение продолжается, Совет Безопасности при­нимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН, состоящих из национальных контин-гентов государств - членов ООН (военные санкции были впервые применены в 1991 г. Советом Безопасности к Ираку за агрессию против Кувейта)).

После прекращения международного преступления госу­дарство-нарушитель по решению Совета Безопасности несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответственности физические лица - исполнители международного преступления.

Суд осуществляется Международным трибуналом. Впер­вые такой трибунал был создан на основе Лондонского согла­шения от 8 августа!945 г., заключенного Советским Союзом, США, Англией и Францией для суда над главными военными преступниками Второй мировой войны - высшими должност­ными лицами и генералитетом фашистской Германии. В 1993 г. на основе резолюции 827 Совета Безопасности ООН был уч­режден Международный трибунал для суда над лицами, ви­новными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

К 2003 г. Международный трибунал приговорил к различ­ным срокам лишения свободы четырнадцать человек за этни­ческие чистки, убийства гражданского населения в период вооруженных конфликтов в Боснии, Хорватии и Герцеговине в 1992-1994 гг.

В 1998 г. была принят статут Международного уголовного суда, вступивший в силу в 2002 г., юрисдикция которого распро­страняется на такие преступления, как агрессия, военные пре­ступления, геноцид, преступления против человечности.


Содержание

Введение.................................................................................................. 7

Раздел I

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.