Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы государственных расходов



С правовой точки зрения государственные расходы - это регламентированное правовыми нормами планомерное рас­пределение и использование денежных средств из государ­ственных централизованных и децентрализованных фондов для выполнения задач и функций государства.

Государственные расходы покрываются в основном из централизованных денежных фондов и осуществляются на ос­нове действующего законодательства.

Основным источникам покрытия государственных, расхо­дов служит бюджет Республики Беларусь.

Финансовые отношения в области бюджетных расходов, урегулированные нормами финансового права, являются пра­воотношениями. Данные правоотношения характеризуются неравенством сторон. Государство в одностороннем порядке устанавливает направления расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и уста­навливает ответственность за любые нарушения финансовой дисциплины.

Расходы из бюджета производятся в основном методом финансирования на принципах безвозвратности, безвозмездно-

733-


сти, целевого использования средств, соблюдения режима эко­номии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуще­ствления постоянного контроля за использованием средств.

Для метода финансирования важнейшим признаком явля­ется целевое использование средств. Предприятия, объедине­ния, хозяйственные организации и учреждения должны расходовать выделенные бюджетные ассигнования по целево­му назначению.

Необоснованно полученные либо использованные не по целе­вому назначению или с нарушением законодательства Республи­ки Беларусь средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, по решению Министерства финансов или местного финан­сового органа подлежат возвращению в бюджет с взысканием в бесспорном порядке с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также индивидуальных пред­принимателей, допустивших указанные нарушения, штрафа в двукратном размере этих средств.

Должностные лица предприятий, объединений и организа­ций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в поряд­ке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В новых экономических условиях допускается финансиро­вание путем выделения бюджетных займов и ссуд.

Выдача бюджетных займов и ссуд предусмотрена Зако­ном «О бюджетной системе Республики Беларусь и государ­ственных внебюджетных фондах».

Бюджетный заем - это денежные средства, выданные вре­менно из республиканского или местных бюджетов для исполь­зования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.

В отличие от займа бюджетная ссуда выдается безвозмезд­но, но так же, как и заем, - временно (возвратно) и для исполь­зования по целевому назначению.


Выдача и возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов из республиканского бюджета установлены постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2004 г. № 1619', которым утверждено Положение. В нем определены условия и порядок предоставления и возврата бюджетных зай­мов, бюджетных ссуд юридическим лицам Республики Бела­русь (кроме бюджетных организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальным пред­принимателям (именуемым в дальнейшем - претендентами), а также предоставления и возврата бюджетных ссуд облиспол­комам и Минскому горисполкому.

Предоставление ссуд исполнительным комитетам произво­дится в пределах текущего финансового (бюджетного) года на финансирование временных кассовых разрывов, возникаю­щих при исполнении бюджетов областей и г. Минска. Решение о предоставлении ссуды соответствующему исполкому прини­мает Министерство финансов.

Предоставление бюджетных займов, ссуд претендентам осуществляется на определенный срок на следующие цели:

до одного года - на создание сезонных (временных) запа­сов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный ха­рактер;

до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов, в том числе включенных в установленном порядке в Государ­ственную инвестиционную программу.

На все другие цели бюджетные займы, ссуды выдаются претендентам на срок до трех лет.

Бюджетные займы, ссуды не предоставляются претенден­там, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, Фонд социальной защиты населе­ния, по кредитам банков, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, не выполнившим сво-

НРПА. 2005. № 1. 5/15330.


их обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгиро­ванным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных орга­нов, а также если целью получения займа, ссуды является по­гашение банковского кредита, ранее выданных из республи­канского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата платежей в республиканский и местные бюджеты, если иное не предус­мотрено законодательством.

Решение о предоставлении претендентам бюджетного зай­ма, ссуды принимает Совет Министров Республики Беларусь.

Помимо бюджета финансирование государственных рас­ходов осуществляется также из государственных внебюджет­ных фондов. Например, финансовые затраты государства на социальные нужды покрываются преимущественно за счет средств Фонда социальный защиты населения.

Затраты государства покрываются также за счет прибыли государственных предприятий, части амортизационных отчис­лений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расхо­дов государства шире, чем понятие расходов бюджета, поскольку последние составляют лишь часть общих расходов государства.

Расходы бюджетов каждого уровня определяются функция­ми соответствующего органа власти и задачами социально-эко­номического развития страны.

Государственные расходы осуществляются на основе дей­ствующего законодательства, и поэтому допускаются только такие расходы, которые предусмотрены нормативными право­выми актами.

Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.

Бюджетные расходы производятся в соответствии с под­разделениями бюджетной классификации, .которая является единой и используется при составлении, утверждении и исполне-


нии республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учрежде­ниям, действующим в отраслях непроизводственной сферы (оборона, органы государственного управления, социально-культурная сфера).

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном фи­нансировании, виды своих расходов и их конкретные направ­ления отражают в смете.

Смета расходов является основным плановым докумен­том, определяющим объем, целевое направление и поквар­тальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и осуществление централизован­ных мероприятий.

Различают следующие виды смет: индивидуальные и об­щие сметы учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно управлениями и отделами исполкомов, сметы по внебюджетным средствам.

В современных условиях рыночных отношений важное зна­чение в финансировании бюджетных учреждений и организаций занимают внебюджетные средства, т.е. источники доходов бюджетных учреждений, получаемые ими помимо бюджета.

Финансирование предприятий отличается от финансирова­ния бюджетных учреждений прежде всего тем, что свои основ­ные производственные и социальные расходы субъекты хозяйствования обеспечивают за счет собственных средств и перераспределяемых средств из централизованных денежных фондов вышестоящих органов на нужды подчиненных пред­приятий. В целях перераспределения денежных средств в ми­нистерствах и ведомствах создаются различные специальные фонды (инновационные, развития строительной науки и др.).


В случае недостатка собственных средств предприятия широко используют банковский кредит на условиях возврат­ности, возмездности, целевого расходования и материальной обеспеченности привлеченных денежных средств.

Кроме того, в финансировании предприятий может прини­мать участие и государство путем выделения из бюджета бюд­жетных займов и ссуд на возвратной основе, дотаций для полного или частичного покрытия убытков на невозвратной основе и субсидий в виде помощи и пособий Бюджетные ас­сигнования должны направляться на развитие приоритетных отраслей экономики.


Раздел VIII.

Правовые основы охраны природы


Глава 44

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.