Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие бюджета. Бюджетная система Республики Беларусь



Как и всякое государство, наша республика располагает различными и многообразными фондами денежных средств. Среди этих фондов ведущее место занимает общереспубликан­ский фонд денежных средств. Важная роль принадлежит бюд­жетам местных Советов, которые являются самостоятельными и не включаются в вышестоящий бюджет.

Понятие бюджета как правовой категории дано в ст. 1 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и госу­дарственных внебюджетных фондах».

Бюджет - основной финансовый план формирования и ис­пользования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социально­го развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

В приведенном определении отражены основные признаки бюджета:

- универсальный финансовый план;

- основной финансовый план государства, поскольку по
отношению к другим финансовым планам он является коорди­
нирующим (кассовый план, кредитный план);

- финансовая база существования самого государства.

Бюджет не просто фонд денежных средств. Такого фонда в идеальном виде не существует, так как по мере поступления денег в бюджет они обращаются на покрытие предусмотрен­ных расходов. Бюджет служит финансовой базой функциони­рования государства и всех его органов, обеспечивающих


выполнение возложенных на государство задач по охране и защите прав и свобод граждан.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Под бюджетной систе­мой государства понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность респуб­ликанского бюджета и местных бюджетов.

Бюджетная система Республики Беларусь имеет два уров­ня. Бюджетное устройство определяется государственным уст­ройством и административно-территориальным делением государства. Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет - республикан­ский. Местные Советы имеют свои собственные бюджеты.

Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет.

Все доходы бюджетов делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксируемом проценте постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет.

Регулирующие доходы - доходы, которые передаются еже­годно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сба­лансировать его доходы и расходы.

Бюджетное регулирование - процесс ежегодного планово­го перераспределения доходов от регулирующих источников между различными бюджетами с целью бездефицитного сба­лансирования каждого бюджета. Каждому нижестоящему бюд­жету ежегодно сверх твердо закрепленных за ним доходов выделяется необходимая часть от регулирующих доходов.

В соответствии с Законом «О бюджетной системе Респуб­лики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» предусмотрено четыре метода бюджетного регулирования:

1) метод процентных отчислений за счет регулирующих
доходов',

2) дотация - денежная сумма, выделяемая из бюджета вы­
шестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и
регулирующих доходов для сбалансирования доходов и рас­
ходов бюджета нижестоящего уровня;


3) субвенция — та же дотация, но выделяемая на определен­
ный срок и на конкретные цели. В случае ее неиспользования
или использования не по назначению она подлежит возврату;

4) субсидия - это денежная сумма, выделяемая в виде вре­
менной финансовой помощи в процессе исполнения бюджетов.

В Республике Беларусь начиная с 1992 г. бюджетное регу­лирование проводилось двумя методами - процентными отчис­лениями и дотациями, а с 1998 г. - процентными отчислениями и субвенцией. В 2000 г. введена и субсидия.

Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответ­ствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития.

В основе расходов лежат два принципа:

1) целевое расходование денежных средств;

2) подчиненность (подведомственность) бюджетных уч­
реждений.

По целевому принципу расходы бюджетов классифициру­ются на:

- финансирование развития народного хозяйства;

- финансирование социально-культурных мероприятий;

- финансирование обороны страны;

- содержание государственного аппарата.

По принципу подчиненности финансирование того или иного бюджетного учреждения происходит в зависимости от того, к какой системе управления относится данное учрежде­ние. Так, городские больницы г. Минска финансируются из городского бюджета, средние общеобразовательные школы -из районного, а вузы - из республиканского бюджета.

Бюджет является центральным институтом финансовой си­стемы. Поэтому нормы, регламентирующие этот институт, выступают основным разделом финансового права.

Предметом бюджетного права являются общественные (финансовые) отношения, складывающиеся в процессе опреде­ления бюджетного устройства, установления бюджетной сис-


темы, полномочия субъектов бюджетных отношений, порядка распределения доходов и расходов между отдельными звенья­ми бюджетной системы и бюджетного процесса.

В отличие от других финансовых правоотношений бюд­жетным правоотношениям присущи некоторые особенности:

* они возникают в процессе бюджетной деятельности,
круг их субъектов более узкий;

« их участниками выступают только или само государ­ство или его орган, а также органы местного управления и самоуправления. Не являются субъектами бюджетных право­отношений негосударственные органы, организации и учреж­дения, государственные хозрасчетные предприятия, бюджет­ные учреждения, а также граждане;

* они не могут длиться больше года, поскольку бюджет
принимается на один год.

Бюджетное право — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной систе­мы, состав и порядок распределения доходов и расхо­дов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.

Все субъекты бюджетных правоотношений наделены оп­ределенными бюджетными правами.

Право на соответствующий бюджет - основное из матери­альных бюджетных прав. Из права на бюджет вытекает комп­лекс различных материальных и процессуальных бюджетных прав определенных субъектов. Это права на получение зак­репленных доходов, на их самостоятельное использование, на нормотворческую бюджетную деятельность, на осуществле­ние бюджетного контроля, на бюджетный процесс и др.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджет­ного права можно подразделить на материальные и процессу­альные.

Материальные нормы устанавливают бюджетное устрой­ство и бюджетную систему Республики Беларусь, состав дохо-


дов и расходов бюджетной системы. Материальные нормы составляют основу бюджетного права.

Процессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения и обсуждения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также отчет о его исполнении.

Бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений совпадают по существу, но не совпадают по объему.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - регламентированная законами и дру­гими нормативными актами деятельность органов госу­дарства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Продолжительность этих четырех стадий бюджета в Рес­публике Беларусь занимает период более двух лет и называет­ся бюджетным периодом, а срок действия утвержденного бюджета - бюджетным годом.

Бюджетный процесс базируется на общих принципах бюд­жетного устройства Республики Беларусь: единства, полно­ты охвата доходов и расходов, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов.

В основе бюджетного процесса лежит бюджетная класси­фикация, утвержденная Национальным собранием Республики Беларусь.

Бюджетная классификация представляет собой обязатель­ную единую группировку доходов и расходов, основанную на экономической характеристике. В основе классификации до­ходов лежит источник дохода, а классификации расходов -целевое назначение денежных средств. Ни один доход, ни один расход не может быть получен и использован иначе как только на основе бюджетной классификации.

Работу по составлению проектов бюджетов организует Совет Министров Республики Беларусь и исполнительная власть на местах через Министерство финансов и его органы.


На основе прогнозных оценок поступлений доходов в бюджет составляются проекты бюджетов, которые представляются Министерству финансов Республики Беларусь и его органам на местах для окончательного их урегулирования и сбаланси­рованности. После чего консолидированные проекты бюдже­тов по районам, областям и проект республиканского бюджета утверждаются соответствующими исполкомами и Советом Министров Республики Беларусь.

Рассмотрение и обсуждение проектов бюджетов происхо­дит на сессиях местных Советов, республиканского бюджета -в Парламенте. Сначала бюджет является предметом рассмотре­ния и обсуждения на заседаниях постоянных комиссий, а затем -на сессиях Советов и на заседаниях Палаты представителей Национального собрания.

Третья стадия бюджетного процесса - утверждение - со­стоит из двух стадий: сначала принятие бюджета, затем - За­кона, а на сессиях местных Советов - решения.

Юридическую силу закон о бюджете Республики Беларусь приобретает после его подписания Президентом Республики Беларусь.

Наиболее длительной по времени и важнейшей по значи­мости является четвертая стадия бюджетного процесса - ис­полнение.

Исполнение бюджета возложено на Совет Министров и исполнительные органы на местах через Министерство финан­сов Республики Беларусь, его органы на местах. Исполнение доходной части бюджета возложено на налоговые органы рес­публики.

Главным документом, на основании которого осуществля­ется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись, т.е. уточнение доходной и расходной части бюджета в соответ­ствии с бюджетной классификацией после его принятия.

Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной части. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет государственного кредита и государственного страхования.


Исполнение расходной части бюджетов связано с использова­нием бюджетных средств, которые называются бюджетными ассигнованиями.

Бюджетные ассигнования поступают в распоряжение coo i ветствующих руководителей министерств, ведомств, учрежде­ний и иных организаций, финансируемых из бюджета, которые называются распорядителями бюджетных средств (ассигно ваний).

Распорядители бюджетных средств (ассигнований) -это должностные лица, которым законодательством предос­тавлено право распоряжаться денежными средствами, выделя­емыми из бюджета. Распорядители бюджетных средстн подразделяются на главных и нижестоящих.

За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств их распорядители несут ответственность, предусмот­ренную законодательством Республики Беларусь.

Бюджетный процесс имеет еще одну, дополнительную, ста­дию - составление и утверждение отчета об исполнении бюд­жета.

Исполнение бюджета заканчивается его заключением, вы­ражающимся в закрытии счетов по расходной части.

Право юридических лиц на расходование бюджетных ас­сигнований, предусмотренных в сметах текущего финансово­го (бюджетного года), прекращается по окончании счетного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финан­сов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствую­щих бюджетов в очередном финансовом году.

Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обяза­тельствам, принятым в период исполнения бюджета за прошед­ший финансовый год.

В конце бюджетного года после заключения бюджетов со­ставляется отчет об исполнении бюджетов.


Глава 43

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.