Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ответственность за нарушение законодательства о труде



Нарушение законодательства о труде влечет за собой при­менение органами надзора и контроля определенных средств воздействия, назначение которых - направить поведение субъектов права в русло закона. Их применение создает не­благоприятные последствия для тех, кому они адресованы (со­здание дополнительных обязанностей устранить допущенные нарушения, принять дополнительные меры по созданию безо­пасных условий труда и т.п.).

Предпосылкой применения любых надзорно-контрольных средств воздействия является нарушение определенного зако­на или других нормативных актов независимо от вины лица. Наличие вины необязательно потому, что цель надзорно-конт-рольной деятельности состоит в исправлении нарушения, а не в наказании виновного лица. Все разнообразные надзорно-контрольные средства имеют общую правовую природу: это административные принудительные меры. Они объективиру­ются в издании запретов и предписаний, которые представля­ют собой индивидуальный административный акт.

Связь между надзором и контролем за соблюдением зако­нодательства о труде и ответственностью за его нарушение прямо выражена в Трудовом кодексе Республики Беларусь.


В зависимости от характера совершенного правонаруше­ния юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в со­ответствии с законодательством.

Статья 465 ТК выделяет два вида субъектов, несущих от­ветственность за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица.

Под юридическими лицами понимаются предприятия, уч­реждения, организации, общества, кооперативы и др.

Физические лица - это наниматели, которым предоставле­но право заключения и прекращения трудового договора с работником, а также уполномоченное должностное лицо нани­мателя, т.е. руководитель (его заместитель) организации (обо­собленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Применение каждого из перечисленных видов ответствен­ности в области трудовых отношений имеет специфические черты.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законо­дательства о труде несут виновные должностные лица. Она заключается в применении мер дисциплинарного воздействия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц, в том числе за нарушения правил и норм охраны труда, осуществля­ется путем наложения на них дисциплинарных взысканий.

Согласно ст. 198 ТК могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Право выбора вида дисциплинарного взыскания принад­лежит нанимателю. При этом учитывается тяжесть дисципли­нарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы.

Увольнение возможно при систематическом неисполнении должностным лицом своих обязанностей (п. 4 ст. 42 ТК), а так­же в случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК).


В целях совершенствования организации труда и предуп­реждения нарушений законодательства в сфере трудовых от­ношений принят Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершен­ствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и ис­полнительской дисциплины». Декретом предусматриваются дополнительные основания для расторжения контракта по ини­циативе нанимателя. В частности, нарушение правил по охра­не труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника; а также непринятие без уважитель­ных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устра­нению выявленных нарушений и по возмещению материально­го ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

Административная ответственность - это особый вид принуждения, который применяется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к ли­цам, совершившим административные правонарушения (про­ступки). В то время как дисциплинарная ответственность может наступить только при наличии служебного подчинения между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, для административной от­ветственности характерно отсутствие такого подчинения.

В настоящее время вопросы административной ответствен­ности в Республике Беларусь регулируются Кодексом Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г.

Административная ответственность за нарушение законо­дательства о труде наступает в соответствии со ст. 41 КоАП и иными статьями, устанавливающими административную от­ветственность за нарушения специальных правил и норм по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа.

Правом наложения штрафа на должностных лиц в админи­стративном порядке без обращения в административные ко­миссии имеют:

- органы государственной инспекции труда за наруше­ния, предусмотренные ст. 41 КоАП;


- органы надзора за безопасным ведением работ в про­
мышленности и атомной энергетике за нарушения, предусмот­
ренные ст. 90 КоАП;

- органы и учреждения, осуществляющие санитарный
надзор за нарушения, предусмотренные ст. 42, 43, 79-84 и 85
КоАП;

- органы государственного пожарного надзора за нару­
шения, предусмотренные ст. 170 КоАП.

Порядок наложения и взыскания административных штра­фов регламентирован главой 4 раздела II КоАП РБ и раздела­ми IV и V КоАП.

О каждом нарушении трудового законодательства или правил охраны труда составляется протокол (акт).

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаруже­ния. Постановление о наложении штрафа должно быть вруче­но нарушителю в срок до трех дней с указанием порядка обжалования. Постановление о наложении штрафа, не испол­ненное в течение трех месяцев со дня его вынесения, исполне­нию не подлежит.

Штраф, не уплаченный в течение 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, взыскивается в принуди­тельном порядке из заработка оштрафованного.

Лица, подвергнутые штрафу за нарушения трудового за­конодательства в административном порядке, вправе обра­титься в вышестоящий орган или в суд с жалобой в десяти­дневный срок со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.

Уголовная ответственность за нарушение законодатель­ства о труде и правил охраны труда предусмотрена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 УК.

Статья 199 УК предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение законодательства о труде. Диспозицией статьи предусматриваются конкретные случаи нарушения за­конодательства о труде, влекущие уголовную ответствен­ность. Это - необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заве­домо незаконное увольнение лица с работы.


I


Запрещается необоснованный отказ в заключении трудо­вого договора с отдельными гражданами, предусмотренный ст. 16 ТК. Под необоснованным отказом в приеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным в законо­дательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет в приеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель может отказаться от заклю­чения трудового договора.

Незаконное увольнение лица с работы - это такое уволь­нение, когда нанимателю было известно о наличии обстоя­тельств, исключающих возможность увольнения. Законное ос­нование - это предусмотренная нормами права причина (обстоятельство) прекращения трудового договора. Основной их перечень закреплен в гл. 4 и ст. 257-260, 294, 301, 311 ТК.

Уголовная ответственность по основаниям ст. 199 УК на­ступает только в случае, когда в действиях должностного лица присутствовали вина и умысел.

За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК, ви­новное лицо наказывается лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельнос­тью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 306 УК предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые несут ответственность за их соблюдение. Понятие «правила охраны труда» включает правила техники безопас­ности, промышленной санитарии и иные правила охраны тру­да. Под иными правилами охраны труда понимаются, напри­мер, правила охраны труда отдельных категорий работников (инвалидов, несовершеннолетних), правила охраны труда в отдельных отраслях производства и т.д.

Статьи 301-308, 318, 320, 336, 338 УК также предусмат­ривают уголовную ответственность за нарушения правил ох­раны труда: нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различ­ного рода работ; выпуск в эксплуатацию заведомо техничес­ки неисправного транспортного средства и др.


Материальная ответственность состоит в обязанности одной стороны трудового договора возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный др> -гой стороне. Различают два вида указанной ответственности материальную ответственность работника перед нанимателем и материальную ответственность нанимателя перед работни­ком. Работник возмещает ущерб, причиненный им имуществу нанимателя. Последний возмещает работнику ущерб, возник­ший в связи с противоправным лишением его возможности осуществлять трудовую функцию и получать за это заработ­ную плату, или вред, причиненный здоровью работника.

Материальная ответственность нанимателей за вред, при чиненный жизни и здоровью работников предусмотрена гл. 38 ТК. Все работники независимо от характера трудовой связи с нанимателями, стажа работы имеют право на возмещение ущер­ба, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей и произошедшим как на тер­ритории нанимателя, так и за ее пределами. Увечье может воз­никнуть в результате травмы, полученной работником при ис­полнении трудовых обязанностей. Профессиональное заболевание - это такое заболевание, которое вызвано действи­ем неблагоприятных производственных факторов. Возмещение вреда потерпевшему происходит в виде выплаты денежных сумм в размере откорректированного заработка (или соответ­ствующей его части) в зависимости от степени утраты профес­сиональной трудоспособности вследствие данного трудового увечья; компенсации дополнительных расходов; выплаты в ус­тановленных случаях единовременного пособия; возмещения морального вреда; возмещения расходов на погребение.

В соответствии со ст. 245 ТК на должностное лицо, винов­ное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, измене­нии существенных условий труда, отстранении от работы, воз­лагается материальная ответственность. Она наступает вследствие решения суда и в случае, если перевод, перемеще­ние, изменение существенных условий труда или отстранение от работы произведены с нарушением закона, а также при за­держке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.