Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде



Согласно ст. 462 ТК надзор и контроль за соблюдением за­конодательства о труде возлагается на систему государствен­ных органов, которые осуществляют правоохранительную функцию государства. Только благодаря наличию системы лю­бое юридически значимое действие нанимателей в отношении работников оказывается охваченным сферой надзора и контроля.


К решению общей задачи выявления, пресечения и предуп­реждения нарушений норм трудового права каждый орган си­стемы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде подходит со своими собственными полномочиями, сред­ствами и методами, тем самым обеспечивая ее" целостность.

Среди органов, осуществляющих данную деятельность, важное место занимают специально уполномоченные государ­ственные органы и инспекции. Это органы межотраслевой компетенции.

Особое место занимает Министерство труда и социаль­ной защиты Республики Беларусь, которое является республи­канским органом государственного управления, проводящим i осударственную политику, осуществляющим управление и го­сударственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а так­же координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

В систему Министерства труда и социальной защиты вхо­дят департамент государственной инспекции труда, а также областные и Минская городская экспертизы труда, органы го­сударственной службы занятости населения, Фонд социальной защиты населения и его региональные отделения, центры по на­числению и выплате пенсий и пособий, государственные учреж­дения социального обслуживания, другие организации, созданные в установленном порядке.

Основными задачами Министерства труда и социальной защиты являются разработка предложений и реализация ос­новных направлений и приоритетов государственной полити­ки по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, повышению уровня жизни и доходов населения. В чис­ло его функций входит и деятельность по осуществлению кон­троля за соблюдением трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательства о труде возложен на департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

Положение об этом органе утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Бела­русь от 27 декабря 2001 г. № 22 '.

НРПА. 2002. № 12. 8/7655


Департамент государственной инспекции труда осуществляет специальные надзорные и контрольные функции, т.е. является един­ственным специализированным органом, выполняющим данную де­ятельность во всем объеме. Основная задача департамента государственной инспекции труда - выявление и пресечение нару­шений трудового законодательства, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимате­лям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения.

Государственные инспекторы труда проводят любые про­верки, контроль и расследования с целью удостовериться в соблюдении законодательства о труде. Они наделены боль­шим объемом мер реагирования. Так, инспекторы труда име­ют право выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и контро­лировать их выполнение; налагать в установленном порядке штрафы на должностных лиц; применять к нанимателям эконо­мические санкции или выносить им предупреждение, а также составлять протоколы по делам об административных право­нарушениях и направлять их в суд.

В Министерстве труда и социальной защиты создана система органов государственной службы занятости. К задачам, которые призваны выполнять данные органы, относятся: контроль за пра­вильностью применения законодательства о занятости населения; разъяснение нормативных правовых актов по данным вопросам, обеспечение единообразного применения законодательства о за­нятости на всей территории Республики Беларусь, разработка предложений по его совершенствованию и др.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 4 октября 2000 г. №130' утверждено Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законода­тельства о занятости населения Республики Беларусь.

Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должнос­тей и показателей, дающих право на пенсию за работу с осо­быми условиями труда, установления доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь.

1 НРПА. 2000. № 105. 8/4290; 2002. № 76. 8/8210.


Госэкспертизе условий труда предоставляется право осу­ществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведе­нии и др.

Составной частью системы национальной безопасности Республики Беларусь являются органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которые осу­ществляют свою деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера, обеспечения пожарной, промышленной и ра­диационной безопасности.

В систему этих органов входят Министерство по чрезвы­чайным ситуациям Республики Беларусь и его региональные органы.

Правовые, экономические и социальные основы обеспече­ния безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Законе Республики Беларусь от 10 ян­варя 2000 г. «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» '. Он направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организа­ций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации по­следствий указанных аварий.

В целях проверки выполнения организациями, эксплуати­рующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь госу­дарственный надзор в области промышленной безопасности. Органом, обеспечивающим данную деятельность, является де­партамент по надзору за безопасным ведением работ в про­мышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Положение о департаменте утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 29 ноября 2001 г.

№ 17 2.

1 НРПА. 2000 № 8. 2/138.

2 НРПА. 2002. № з. 8/7545; 2003. № 75. 8/9675; 2005. № 57. 8/12385.


Основными задачами департамента являются осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполни­тельных и других) функций в области промышленной, техничес­кой, ядерной и радиационной безопасности; предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производствен­ных и других объектах повышенной опасности и др.

Государственный пожарный надзор за соблюдением зако­нодательства о пожарной безопасности осуществляется орга­нами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Государ­ственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится прежде всего в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей. Правовая основа и принципы государственного по­жарного надзора определены в Законе Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности»'.

В соответствии с данным Законом и в целях совершен­ствования нормативного регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора постановлением ука­занного выше Министерства, утверждено Положение по осу­ществлению государственного пожарного надзора.

Данное Положение регулирует вопросы применения орга­нами государственного пожарного надзора мер администра­тивного принуждения и пресечения. Так, должностные лица органов пожарного надзора осуществляют в соответствии с законодательством Республики Беларусь производство по де­лам об административных правонарушениях. При обнаруже­нии нарушений требований законодательства о пожарной безопасности составляется протокол на лицо, совершившее административное правонарушение, и должностное лицо орга­на пожарного надзора рассматривает дело об административ­ном правонарушении или определяет дату, время и место его рассмотрения. По результатам рассмотрения дела об админист­ративном правонарушении может быть вынесено постановле­ние о наложении административного взыскания. При неуплате добровольно в установленный законодательством срок штрафа в бухгалтерию по месту работы нарушителя направляется со­общение, а если нарушитель не работает - в районный (город­ской) суд для принудительного взыскания штрафа.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 23. Ст. 282; 1996. № 21. Ст. 380; Ведомости Национального собрания Рес­публики Беларусь. 1997. № 33. Ст. 658, НРПА. 2002. № 9. 2/838; 2004. № 189. 2/1087.


Государственный энергетический надзор осуществляется Комитетом по энергоэффективности при Совете Мини­стров Республики Беларусь. На него возлагается проведение государственной политики в сфере энергосбережения и госу­дарственный надзор за рациональным использованием топли­ва, электрической и тепловой энергии всеми организациями независимо от форм собственности и подчиненности. Положе­ние о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 '.

Осуществление санитарного надзора за соблюдением на­нимателями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на орга­ны санитарно-эпидемиологической службы системы Мини­стерства здравоохранения Республики Беларусь.

Принятый в новой редакции от 23 мая 2003 г. Закон Рес­публики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения»2 установил право­вые и организационные основы предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания и регламентировал действия государствен­ных органов, юридических и физических лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Дан­ным Законом закреплены система государственного санитарно­го надзора, права и обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих санитарный надзор, гарантии их деятельности, а также предусмотрена ответственность за нару­шения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 10 августа 2000 г. № 1236 утвердил Положение об осуще­ствлении государственного санитарного надзора в Республи­ке Беларусь 3.

Государственный санитарный надзор - деятельность упол­номоченных государственных органов и учреждений, направ­ленная на профилактику заболеваний путем предупреждения,

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель­
ства Республики Беларусь 1998. № 1. Ст 21, № 22. Ст. 589.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 36. Ст. 451;
НРПА 2000. № 52 2/172; 2003. № 79 2/966.

'НРПА. 2000. № 80. 5/3811.


обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиоло­гического законодательства.

Согласно Положению основной задачей государственно­го санитарного надзора в Республике Беларусь является осу­ществление надзора за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собствен­ности, должностными лицами и гражданами санитарно-эпиде­миологического законодательства.

Выполнение ее возложено на систему органов и учрежде­ний, осуществляющих санитарный надзор.

Органы санитарного надзора применяют меры админист­ративного принуждения, рассматривают дела о санитарных правонарушениях и налагают административные взыскания, передают материалы о санитарных правонарушениях в след­ственные органы для возбуждения уголовных дел, представля­ют предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным и др.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчинен­ные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнени­ем законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Основные цели, направления, задачи, принципы и порядок организации и деятельности органов прокуратуры определены Законом Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь».

Предметом общего надзора является точное и единообраз­ное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмеши­вается в оперативно-хозяйственную деятельность учреждений и организаций.

Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требу­ющих непосредственного прокурорского реагирования.

Как надзорный орган прокуратура не вправе самостоятель­но ни отменить противоречащий закону акт, ни наказать винов­ное должностное лицо. Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные наруше­ния. Прокурорское реагирование - это акты прокурорского надзора: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.


Остановимся также на некоторых моментах судебной за­щиты трудовых прав работников. Критерием эффективности юридических гарантий является возможность обжалования в суде работником любого незаконно нарушенного права, а также законного интереса.

Расширение судебной защиты трудовых прав работников является насущной проблемой. Суд - классический орган раз­решения споров, специально для этого созданный. Именно ему принадлежит правозащитная функция. Несомненно, что реаль­но обеспечить защиту трудовых прав работников возможно только путем судебного разбирательства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.