Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прекращение трудового договора с сезонными работниками (гл. 24 ТК)



Сезонными признаются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполня­ются не круглый год, а в течение определенного периода (сезо­на), не превышающего шесть месяцев (ст. 299 ТК). Перечень сезонных работ утвержден постановлением Министерства тру­да Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56 '.

Норма ст. 301 ТК содержит три специальных, дополни­тельных основания прекращения трудового договора с сезон­ными работниками, которых ранее в КЗоТ не было:

1) сезонные работники имеют право расторгнуть трудовой
договор по собственному желанию, предупредив об этом на­
нимателя письменно за три дня (ч. 1 ст. 301 ТК);

2) положения ч. 2 ст. 301 ТК предусматривают, что с се­
зонными работниками трудовой договор может быть прекра­
щен по инициативе нанимателя в случаях, указанных в ст. 42
ТК (кроме п. 6) и ст. 44 ТК.

Кроме того, по инициативе нанимателя трудовой договор с сезонными работниками может быть расторгнут по специаль­ным, дополнительным основаниям.

1) приостановка работ у нанимателя на срок более двух
недель по причинам производственного характера или сокра­
щение объема работ у нанимателя (п. 1 ч. 2 ст. 301 ТК);

2) отсутствие сезонного работника на работе более одного
месяца непрерывно. В случае утраты трудоспособности вслед­
ствие трудового увечья или профессионального заболевания, а
также когда законодательством установлен более длительный
срок сохранения места работы (должности) при определенном
заболевании, за сезонными работниками сохраняется место ра­
боты (должность) до восстановления трудоспособности или ус­
тановления инвалидности, но не более чем до окончания срока
работы по трудовому договору (п. 2 ч. 2 ст. 301 ТК).

1 НРПА 2000. № 49. 8/3443; 2004. № 112. 8/11271.


Прекращение трудового договора с лицами, работающими по совместительству (гл. 32 ТК)

В ТК появилась новая глава (32), регламентирующая осо­бенности труда лиц, работающих по совместительству.

Совместительство - это выполнение работником в сво­бодное от основной работы время другой постоянно оплачива­емой работы у того же или другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК).

Увольнение работающих по совместительству может про­изводиться по общим основаниям, предусмотренным ст. 35, 37, 40, 42, 44, 47 ТК и др. Положениями ст. 350 ТК предусмотре­но дополнительное основание прекращения трудового догово­ра с совместителями - «в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной».


Глава 33

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Понятие занятости

В Республике Беларусь легальное правовое определение занятости населения закреплено Законом Республики Бела­русь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республике Бе­ларусь», который трактует занятость как не запрещенную за­коном деятельность граждан, как правило, приносящую им заработок (доход).

В юридической литературе под формами занятости пони­мают установленные законом или не противоречащие ему сфе­ры приложения труда, где граждане реализуют право на труд. Общим для всех форм занятости является включение времени работы (при условии уплаты страховых взносов) в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособия, льготы, установлен­ные для работающих.

Наряду с основными формами занятости, дифференциро­ванными по сферам приложения труда, в нашей стране полу­чили определенное распространение специальные виды занято­сти, используемые в качестве организационных форм привлечения в общественное хозяйство рабочей силы из «до­полнительных» источников, т.е. из числа лиц, уже имеющих занятие или источник дохода. К числу этих видов занятости относятся: труд с режимом неполного рабочего времени; на­домный труд; совместительство.

Правовая база по обеспечению занятости населения в Рес­публике Беларусь разрабатывается с учетом международных документов: Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенций Международной организации труда № 88 (1948 г.), № 122 (1964 г.), № 151 (1978 г.) и других актов МОТ.


В систему нормативных правовых актов Республики Бела­русь, регулирующих вопросы обеспечения занятости населения, входят:

- Конституция Республики Беларусь, являющаяся право­
вой основой для законодательных и иных нормативных актов
в обларти обеспечения занятости населения. Норма ст. 41 га­
рантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как
наиболее достойный способ самоутверждения человека.
В ч. 2 ст. 41 установлено, что государство создает условия для
полной занятости населения. В случае незанятости лица по не
зависящим от него причинам ему гарантируется обучение но­
вым специальностям и повышение квалификации с учетом об­
щественных потребностей, а также пособие по безработице в
соответствии с законом.

- Важнейшие общие положения об обеспечении занятости
населения содержат: Трудовой кодекс Республики Беларусь,
Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости
населения Республики Беларусь», иные законы, например, За­
кон Республике Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государствен­
ной службе в Республике Беларусь» '; Закон Республики Беларусь
от 11 ноября 1991 г. в редакции от 14 июля 2000 г. «О социаль­
ной защите инвалидов Республики Беларусь» и др.

- Декреты и указы Президента Республики Беларусь, на­
пример, Указ Президента Республики Беларусь от 30 января
2003 г. № 50 «О совершенствовании деятельности государ­
ственной службы занятости населения»2.

- Постановления Совета Министров Республики Бела­
русь, обеспечивающие исполнение положений Конституции
Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декре­
тов и указов Президента Республики Беларусь по вопросам
обеспечения занятости населения. Среди них - постановление
от 15 апреля 1993 г. № 236 «Об утверждении положений о по­
рядке регистрации безработных в Республике Беларусь, о по­
рядке и условиях выплаты им пособий и материальной помо­
щи» 3, постановление Совета Министров Республики

1 НРПА. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053.

2 НРПА. 2003. № 15. 1/4369.

1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 11. Ст. 194; Собрание декреторв, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 15. Ст. 552; 1998. № 9. Ст. 248; 1999. № 11. Ст. 300; НРПА. 2001. № 6. 5/4981; 2002. № 32. 5/10103; 2004. № 196. 5/15297.


Беларусь от 16 мая 1997 г. № 513 «О порядке организации и условиях проведения общественных работ в Республике Бела­русь» ', и др.

- Постановления Министерства труда и социальной за­
щиты Республики Беларусь (до 24 сентября 2001 г. Министер­
ство труда Республики Беларусь), утвердившие: Положение о
содействии органами государственной службы занятости без­
работным в организации предпринимательской деятельности и
ее дальнейшем развитии от 28 августа 2000 г. № 117 2; Поло­
жение об организации временной занятости безработной моло­
дежи «Молодежная практика» от 16 июля 1998 г. № 65 3.

- Разъяснения Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь по применению декретов и указов Пре­
зидента Республики Беларусь, постановлений Правительства
Республики Беларусь по вопросам труда, занятости и социаль­
но-трудовых отношений.

- Ежегодно утверждаемые государственные республи­
канские и региональные программы занятости населения, ко­
торые учитывают структурную перестройку экономики Рес­
публики Беларусь, а также ситуацию на рынке труда.

- Нормативная часть социально-партнерских соглашений
и коллективных договоров, предусматривающая нормы по
обеспечению занятости населения.

Органы государственной службы занятости

В настоящее время систему государственных органов, обеспечивающих занятость населения, составляют:

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, которое является республиканским органом госу­дарственного управления, проводящим государственную по­литику, осуществляющим управление и государственный кон-

1 Собрание декреторв, указов Президента и постановлений Правитель­ства Республики Беларусь. 1997, № 15. Ст. 553; 1999. № 11. Ст. 299; НРПА. 2000. № 60. 5/3442; 2002. № 32. 5/10103.

1 НРПА. 2000. № 92. 8/4073; 2002. № 76. 8/8210; 2003. № 64. 8/9594.

3 Бюллетень нормативно-правовой информации. 1998. № 17; НРПА. 2002. № 37. 8/7882; 2003. № 64. 8/9596.


троль за соблюдением законодательства в области труда, за­нятости, социальной защиты, демографической безопасности, координирующим деятельность по этим направления других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и ин­формационное обеспечение деятельности Национального ко­митета по народонаселению при Совете Министров Республи­ки Беларусь.

Главное управление политики занятости и народонаселе­ния, которое является самостоятельным структурным подраз­делением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, подчиненным непосредственно замести­телю Министра труда и социальной защиты Республики Бела­русь. Это управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, а также в пределах установленных полномо­чий - с иными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительны­ми и распорядительными органами, подведомственными и дру­гими организациями.

Управления областных служб занятости населения (Мин­ский городской центр занятости населения), региональные, го-" родские, районные центры имеют двойное подчинение, по­скольку они являются структурными подразделениями соответствующих местных исполнительных и распорядитель­ных органов и одновременно входят в систему Министерства труда и социальной защиты.

Государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначен­ным для страхования от безработицы и финансирования ме­роприятий по обеспечению занятости населения. Средства государственного фонда содействия занятости включаются в республиканский и местные бюджеты и используются в соот­ветствии с законодательством; распределяются между респуб­ликанским и местными бюджетами в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на оче­редной финансовый (бюджетный) год.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.