Жилищный фонд Республики Беларусь состоит из государственного и частного жилищного фонда.
Государственный жилищный фонд включает в себя республиканский и коммунальный жилищные фонды.
- Республиканский жилищный фонд - это жилые дома и жи лые помещения в нежилых домах, которые находятся в собственности Республики Беларусь и переданы республикан ским предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление.
- Коммунальный жилищный фонд - это фонд, включающий жилые дома и жилые помещения в нежилых домах, которые на ходятся в собственности административно-территориальных единиц.
В государственном жилищном фонде в особые группы выделены специальные дома (дома маневренного фонда; дома-интернаты, территориальные центры специального обслуживания для престарелых и инвалидов; специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов; дома для военнослужащих, расположенные на закрытых территориях); служебные жилые помещения и общежития.
Частный жилищный фонд состоит из жилых домов и квартир, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и в собственности юридических лиц негосударственной формы собственности.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
С состоянием на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательство связывает наступление ряда серьезных последствий. Только состоящие на таком учете
граждане могут получить жилое помещение в пользование в домах государственного жилищного фонда, субсидию и льготный кредит на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения и т.д.
Регулирование отношений по принятию и состоянию на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранению права состоять на таком учете и снятию с него осуществляет ЖК и Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь, утвержденные посшновлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1999 г. № 1468 '.
Граждане имеют право самостоятельно стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента достижения полной дееспособности, т.е. по достижении 18 лет. В виде исключения такое право приобретают эмансипированные несовершеннолетние (ст. 26 ГК) и лица, вступившие в установленном порядке до достижения совершеннолетия в брак (ст. 18 КоБС;п. 2 ст. 20 ГК).
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержится в ст. 43 ЖК. Он не является исчерпывающим. Законодательством могут быть установлены и другие основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Учет осуществляется как по месту постоянного проживания (районными, городскими, районными в городах, поселковыми, сельскими исполнительными и распорядительными органами), так и по месту работы (соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их форм собственности). Семья может состоять на учете нуждающихся по месту работы каждого ее члена и по месту жительства в полном составе.
Гражданам может быть отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, если они в течение последних пяти лет ухудшили свои жилищные условия в данном населенном пункте одним из способов, предусмотренных п. 9 Правил от 22 сентября 1999 г.
Малообеспеченные нетрудоспособные граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования вне очереди, включаются в отдельные списки.
О включении граждан в эти списки указывается в решении о принятии на учет.
Жилищное законодательство предусматривает основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранения за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и перенесения очередности на получение жилого помещения на более поздний срок.