Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица



Указанной проблеме в ГК посвящена только одна статья, в которой, по сути, определены:

- круг субъектов, на которых может распространяться
данная процедура, - юридическое лицо, являющееся коммер­
ческой организацией, за исключением казенного предприятия,
а также юридическое лицо, действующее в форме потреби­
тельского кооператива, благотворительного или иного фонда;

- орган, который может признать юридическое лицо эко­
номически несостоятельным (банкротом), - суд;

- основание для такого признания: юридическое лицо не
в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица экономически несостоя­тельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможнос­ти или отсутствии оснований для продолжения деятельности -ликвидацию.

В настоящее время основания признания судом юридичес­кого лица экономически несостоятельным (банкротом), поря­док его санации или ликвидации устанавливаются Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а так­же Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несос­тоятельности (банкротства)» '.

Участие Республики Беларусь

И административно-территориальных единиц

В отношениях, регулируемых гражданским

Законодательством

Включение Республики Беларусь и административно-терри­ториальных единиц в число субъектов гражданского права (п. 3 ст. 1 ГК) означает, что и на указанные субъекты, несмотря на их специфичность, в равной мере распространяются общие на­чала гражданского законодательства, прежде всего принцип равенства участников гражданских правоотношений. В ст. 124 1 НРПА. 2003. № 127. 1/5058, 2004. № 137. 1/5799.


ГК определено, что Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регули­руемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими

лицами.

К Республике Беларусь и административно-территориаль­ным единицам как участникам гражданско-правовых отноше­ний применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодатель­ством, если иное не вытекает из законодательства или особен­ностей данных субъектов.

Однако Республика Беларусь и административно-территори­альные единицы юридическими лицами не являются в силу толь­ко им присущих индивидуальных признаков и особенностей.

Именно в связи с этим, с одной стороны, многие нормы ГК, определяющие правосубъектность юридического лица, неприменимы к Республике Беларусь как суверенному госу­дарству (порядок образования, реорганизации, прекращения деятельности и т.п.). С другой стороны, только Республика Беларусь как субъект правоотношений может обладать рядом прав, которых не могут иметь юридические лица (например, право собственности на объекты, которые могут принадле­жать исключительно государству).

Осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Беларусь могут государственные органы в рамках компетен­ции, установленной актами, определяющими статус данных органов. На республиканском уровне в качестве таковых мо­гут выступать как Президент Республики Беларусь, Нацио­нальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, так и специально уполномоченные на то министерства и иные республиканские органы государствен­ного управления (чаще всего эти функции возлагаются на ми­нистерства финансов и экономики).

От имени административно-территориальных единиц ана­логичные действия могут совершать органы местного управ­ления и самоуправления в рамках предоставленной им для этого компетенции, особенно с учетом расширения этой ком­петенции Законом «О местном управлении и самоуправ­лении».


Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы вправе участвовать в отношениях, регулируе­мых гражданским законодательством, не только посредством перечисленных выше органов государственной власти. В слу­чаях и порядке, предусмотренных законодательством, от име­ни Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, не упомянутые в ст. 125 ГК, а также юридические лица и граждане.

Отношения, регулируемые гражданским законодатель­ством, в которые в качестве субъектов вступают Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, раз­нообразны.

Важнейшее место среди них занимают отношения собствен­ности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

Выступая в качестве собственников своего имущества, и Республика Беларусь, и административно-территориальные единицы отделены как друг от друга, так и от созданных ими юридических лиц. Каждый из них участвует в гражданском обороте самостоятельно. Это, в частности, подтверждается нормами ст. 126 ГК, согласно которым Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собствен­ности имуществом, кроме имущества, которое может на­ходиться только в республиканской или коммунальной собственности.

Республика Беларусь, ее административно-территориаль­ные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законода­тельными актами.

Значительно участие Республики Беларусь и админист­ративно-территориальных единиц в обязательственных право­отношениях. Например, участие государства или админист­ративно-территориальной единицы имеет место в сделках по распоряжению республиканской или коммунальной собственнос­тью. Государство может стать стороной в сделке при выкупе бес­хозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 241 ГК).


 


Государство является субъектом деликтной ответственно­сти. Например, в обязательствах из причинения вреда госу­дарство может выступать ответчиком за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (причиненный вред в данном случае возмещается за счет казны Республики Беларусь -ст. 939, 940 ГК).

Государство может являться субъектом наследственных правоотношений, причем в качестве полноправного на­следника по завещанию. В наследственные отношения по выморочному имуществу вступают соответствующие адми­нистративно-территориальные единицы.

Вышеприведенные положения действительны во внут­реннем гражданском обороте. Что касается участия Респуб­лики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодатель­ством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, то следует иметь в виду особенности, касающи­еся прежде всего возможности привлечения государства к имущественной ответственности в иностранном суде, По­скольку здесь действует правило иммунитета суверенного го­сударства. Особенности ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом определяются специальными законодательными актами (ст. 127 ГК).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.