Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



Понятие органов государственного

Управления, их административно-правовой статус,

Классификация

Под органом государственного управления (исполнительной власти) следует понимать политическую организацию (учреждение).

Эти органы призваны практически обеспечить повседнев­ное руководство в сфере хозяйственной, социально-культур­ной и административно-политической деятельности.

Каждый из органов управления (исполнительной власти) обладает соответствующей компетенцией, т.е. наделен пра­вами и призван выполнять обязанности для выполнения возло­женных на него задач и функций.

В самом государственном органе выделяются относитель­но обособленные структурные подразделения - департамен­ты, главные управления, управления, отделы.

Органы государственного управления (исполнительной власти) осуществляют свою деятельность на основе и во ис­полнение закона, т.е. их деятельность подзаконна. В то же время эти органы относительно самостоятельны, действуют в пределах своей компетенции. Они призваны осуществлять ис­полнительную и распорядительную деятельность, реализовы­вать задачи и функции исполнительной власти.

Органы государственного управления как часть государ­ственного аппарата наделяются государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства. Они вправе издавать от имени государства юридические акты, которые яв­ляются обязательными для исполнения теми субъектами, кому адресованы эти акты, принимать меры по их реализации, в том числе различные методы - убеждения, стимулирования, при­нуждения.


Орган исполнительной власти представляет собой обособ­ленное звено (структуру) государственного аппарата, которое от имени государства в пределах своей компетенции осуще­ствляет исполнительную (исполнительно-распорядительную) деятельность в процессе повседневного, оперативного управ­ления (руководства) хозяйственной, социально-культурной, административно-политической деятельностью.

Органы государственного управления - субъекты испол­нительной власти и иные государственные структуры (звенья), призванные осуществлять государственно-управленческую деятельность.

В своей деятельности органы управления подчиняются вышестоящему исполнительно-распорядительному органу и соответствующему представительному органу: Совет Мини­стров ответственен перед Парламентом - Национальным со­бранием, местные исполнительные и распорядительные органы подконтрольны соответствующим Советам в пределах их ком­петенции.

« По правовым основаниям образования органов государ­ственного управления можно выделить:

- органы исполнительной власти, создание которых пре­
дусмотрено Конституцией - Совет Министров Республики Бе­
ларусь и местные исполнительные и распорядительные органы
(исполнительные комитеты области (города Минска), города,
района, поселка и сельсовета);

- образуемые в соответствии с текущим законодатель­
ством (министерства, государственные комитеты, комитеты
при Совете Министров и другие органы государственного уп­
равления).

» В зависимости от территории деятельности выделяют­ся: центральный орган, республиканские и местные органы го­сударственного управления (органы исполнительной власти).

Республиканские органы государственного управления (исполнительной власти) распространяют свою деятельность на всю территорию государства.

Центральным органом государственного управления яв­ляется Совет Министров Республики Беларусь, к республи-


капским органам относятся министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров.

Местные органы государственного управления (исполни­тельной власти) действуют в пределах соответствующей адми­нистративно-территориальной единицы (области, города, района, поселка, сельского совета). К ним относятся: област­ные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местная администрация районов в городе, исполкомы посел­ковых и сельских Советов, управления (комитеты) и отделы исполкомов. Кроме того, создаются местные территориальные органы республиканских органов государственного управле­ния (отделения железной дороги, речные пароходства и др.).

» По объему и характеру компетенции органы государ­ственного управления (исполнительной власти) подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

Органы управления общей компетенции - Правительство (Совет Министров), областные, Минский городской, город­ские, районные исполкомы, местная администрация районов в городе - объединяют и направляют соответственно деятель­ность министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров или соответственно комитетов, управ­лений и отделов исполкомов (администрации). Они обладают необходимым объемом государственно-властных полномочий для обеспечения единства, согласованности работы отдель­ных звеньев государственного аппарата управления.

Органы подведомственного управления (исполнительной власти) призваны координировать, контролировать и регули­ровать деятельность отраслевых и иных органов управления по специальным вопросам в пределах их компетенции. К ним относятся: министерства экономики, финансов, статистики и анализа и др.; Государственный комитет по науке и технологи­ям, Государственный военно-промышленный комитет; Комитет по материальным резервам, Комитет по стандартизации, метро­логии и сертификации при Совете Министров и др., а равно аналогичные управления (комитеты и отделы) исполкомов.

Органы отраслевого управления осуществляют руковод­ство отдельными отраслями государственного управления


и координируют деятельность других отраслевых и межотрас­левых органов. Это - министерства архитектуры и строитель­ства, лесного хозяйства, образования, здравоохранения, промышленности и связи и др.; Государственный комитет по авиации, а также соответствующие комитеты, управления и отделы областных, городских, районных исполкомов.

Органы государственного управления специальной компе­тенции осуществляют специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения. К ним можно отнести Комитет по ценным бумагам, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.

« По порядку разрешения подведомственных вопросов

органы государственного управления (исполнительной влас­ти) делятся на коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы государственного управления (испол­нительной власти) возглавляются коллегией лиц. На коллегии принимаются решения по важнейшим вопросам компетенции органа большинством голосов членов коллегии. Текущие, второстепенные вопросы могут решаться единолично предсе­дателем, его заместителем или другим членом коллегии. К коллегиальным органам государственного управления от­носятся: Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные исполнительные комитеты, исполкомы поселковых, сельских Советов депутатов.

Единоначальные органы управления возглавляются одним лицом - руководителем. Ему принадлежит право принимать окончательное решение по всем вопросам, составляющим ком­петенцию государственного органа. Единоначальными орга­нами управления являются министерства, государственные комитеты, Комитеты при Совете Министров Республики Бела­русь, комитеты, управления (комитеты) и отделы исполкомов.

* В зависимости от источников финансирования госу­дарственные органы управления классифицируются на бюд­жетные и хозрасчетные.

Бюджетные органы государственного управления финан­сируются из республиканского бюджета, хозрасчетные - за счет отчислений от прибыли предприятий, организаций.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.