Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Административно-правовые нормы



В Республике Беларусь общественные отношения, возни­кающие в процессе управленческой, исполнительной (и распо­рядительной) деятельности, регулируются посредством адми­нистративно-правовых норм.

Административно-правовой норме свойствены признаки, характерные в целом для нормы права: общеобязательное пра­вило поведения общего характера, рассчитанное на неопреде­ленный круг лиц и неоднократное применение, установленное уполномоченным государственным органом и охраняемое в необходимых случаях принудительной силой государства.

Административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права содержанием регулируемых обществен­ных отношений.

Предметом регулирования норм административного права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной (и распорядительной) дея­тельности государства, а также вопросы публичного управ­ленческого характера, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями (учреждениями) переданных функций государственного управ­ления.

Нормы административного права регулируют обществен­ные отношения, направленные на:

- установление, изменение, совершенствование системы
государственных органов управления, их правового статуса
и структуры;

- закрепление наиболее рациональных, научно обоснован­
ных взаимосвязей между субъектами и объектами, управляю-


щими и управляемыми (объединениями, предприятиями, учреж­дениями и др.);

- охрану установленных правом общественных управлен­
ческих отношений, прав и законных интересов граждан;

- развитие новых общественных отношений, соответству­
ющих требованиям эффективного общества и государства.

Административно-правовая норма, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, т.е. внутреннее стро­ение, определенный порядок взаимосвязей ее составных эле­ментов. Структура нормы традиционна: она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Однако в содержании административной нормы имеются особенности. Не во всех нормах четко выражена гипотеза. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, выра­жаются в виде юридических предписаний, требований (напри­мер, совершение правонарушения, достижение определенного возраста). Они могут выражаться в форме гипотетического суждения, не формулироваться вообще, а выводиться путем логического анализа нормы.

Диспозиция - правила поведения, включающие предписа­ния, запреты, права и обязанности.

Санкция - конкретная мера административного или дис­циплинарного воздействия за совершенное правонарушение. Административно-предупредительные меры воздействия (уста­новление карантина, оцепление места происшествия, наводне­ния и т.п.) не относятся к санкциям.

К элементу административно-правовой нормы может быть отнесено поощрение - публичное признание заслуг юридичес­кого или физического лица в выполнении ими задач, функций, обязанностей и применение в отношении них морального или материального стимулирования (благодарность, денежная премия, подарок и т.п.).

Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Ад­министративно-правовые нормы чаще являются императивны­ми. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, аль­тернатив поведения субъектов того или иного правонарушения.'


Диапозитивные нормы допускают изменение поведения субъектов (сторон) в зависимости от их воли, желания, опреде­ление прав и обязанностей в рамках нормы. Диспозитивные нормы характерны для гражданско-правовых отношений, в административном законодательстве встречаются редко.

Рекомендательные нормы содержат предложения, реко­мендации, советы субъекту (управляемому) административно-правовых отношений о целесообразности совершения тех или иных действий. Нормы-рекомендации предоставляют субъек­ту (подчиненному) право конкретизировать общие положения этой нормы либо предоставляют ему возможность определить самостоятельно предусмотренные общей нормой пути, спосо­бы и средства ее реализации.

Административно-правовые нормы классифицируются по следующим основаниям:

- по предмету регулирования разделяются на материаль­
ные
и процессуальные', ~~

- в зависимости от формы воздействия на поведение
субъектов административного права
различают нормы обязы­
вающие, уполномочивающие, запрещающие и поощрительные.

Административную норму нельзя отождествлять с право­вым актом, в котором она содержится.

Правовой акт - это форма выражения государственно-властных, административно-правовых велений, источник ад­министративного права. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. От­дельные элементы правовых норм могут содержаться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.